ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2019 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Шулуу Л.К., при секретаре Лупсаа Ч.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 к ФИО3 о признании права собственности на нежилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с вышеуказанным (с учетом уточнения) иском к ответчику, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФИО2 был заключен договор купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 трагически погиб. Наследниками ФИО2 являются его мать, супруга, дочь, которые отказались от наследства.
Просит суд, признать за истцом переход права собственности на нежилое здание расположенное по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ФИО2.
Истец в судебное заседание не явился, извещен.
В судебном заседании представитель истца ФИО11 уточенный иск поддержала по указанным в нем основаниям, пояснив суду, что с момента заключения договора купли-продажи он владеет и пользуется гаражом, оплата стоимости гаража произведена им до заключения договора купли-продажи в полном объеме.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, пояснив суду, что не знала, что супруг продал гараж, но, тем не менее, претензий к истцу не имеет, гаражом не владеет, не пользуется, ключей от гаража нет.
Представитель третьего лица Мэрии <адрес> ФИО10 в судебном заседании не возражала удовлетворению иска.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
По смыслу названной нормы, суд может принять решение о регистрации сделки не только в случае виновного уклонения одной из сторон от ее регистрации, но и в случае невозможности этой стороной совершить определенные действия, направленные на регистрацию сделки и перехода права собственности к приобретателю, по независящим от воли данной стороны причинам.
К обстоятельствам, повлекшим невозможность регистрации сделки купли-продажи в установленном порядке, относится смерть продавца.
Как следует из договора купли-продажи гаражного бокса от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, передал в собственность ФИО7 нежилое здание, общей площадью <данные изъяты>
Согласно п. 4 вышеуказанного Договора, гараж оценивается и продается за 210 000 рублей. Расчет между сторонами произведен полностью до подписания настоящего договора, путем передачи наличных денег.
Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 передал ФИО7 нежилое здание, <данные изъяты> Расчет между сторонами произведен полностью до подписания настоящего договора, путем передачи наличных денег.
Согласно свидетельству о смерти, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РТ (актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ Органом Управления ЗАГС РТ (Агентства) в <адрес> РФ).
Таким образом, судом установлено, что договор купли-продажи нежилого здания подписан сторонами, что свидетельствует о достижении соглашения по всем условиям заключенной сделки. Отчуждение недвижимого имущества продавцом и передача ему денежной суммы покупателем подтверждается договором купли-продажи, передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ Исследовав представленный истцом договор купли-продажи нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ, суд признает указанный договор соответствующим требованиям гражданского законодательства, поскольку договор заключен в требуемой форме, нотариально удостоверен, между сторонами сделки достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Однако, после подписания договора, ФИО2 не обратился в регистрирующий орган с целью осуществления государственной регистрации перехода права собственности по данному договору от одной его стороны (ФИО2) к другой (ФИО7).
После смерти ФИО2, выразившего свою волю на отчуждение спорного имущества, но умершего до государственной регистрации перехода права собственности на указанное нежилое здание, выявлены наследники ФИО3 – супруга, ФИО4 – мать, ФИО5 – дочь.
Из наследственного дела на имущество умершего ФИО2 следует, что наследники ФИО4 и ФИО5 отказались от наследства ФИО2 Таким образом единственным наследником является супруга умершего ФИО3, которая возражений против регистрации перехода права собственности на нежилое здание не имеет.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 61 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества.
Ответчиком ФИО3 договор купли-продажи нежилого здания не оспорен, доводов относительно того, что при жизни ее супруг имел намерение оспорить данную сделку, суду не приведено, от ответчика возражений по существу исковых требований не поступило.
Рассматриваемая сделка сторонами исполнена: стоимость недвижимого имущества уплачена истцом в полном объеме, денежные средства за отчуждаемое имущество получены полностью ФИО2, о чем имеется запись в договоре купли-продажи нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ, имущество передано ФИО2 истцу по передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая наличие объективных обстоятельств, которым является смерть продавца нежилого здания, отсутствие возражений наследницы ФИО3, суд считает, что это не должно служить препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание по адресу: <адрес> принадлежит ФИО2 на праве собственности.
Поскольку Законом о государственной регистрации не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности и регистрации права на основании заявления одной стороны сделки в случае смерти второй стороны по совершенной сделке купли-продажи недвижимого имущества, то переход права собственности может быть зарегистрирован на основании решения суда, вынесенного в соответствии со статьями 165 и 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, примененными по аналогии.
По мнению суда, выбранный истцом способ защиты нарушенного права не противоречит действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 305 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, принадлежат права, предусмотренные статьей 304 Гражданского Кодекса Российской Федерации, то есть право требования в отношении устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены в лишением владения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истцу к наследнику ФИО2 – ФИО3 о государственной регистрации перехода права собственности на указанное недвижимое имущество подлежат удовлетворению, поскольку оснований, препятствующих осуществлению государственной регистрации перехода права собственности на нежилое здание, в судебном заседании не установлено и иного способа защиты нарушенного права истца в данном случае законом не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ч. 1 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Часть 3 названной статьи предусматривает, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО7 к ФИО3 о признании государственной регистрации перехода прав собственности на нежилое здание - удовлетворить.
Прекратить права собственности ФИО2 на нежилое помещение расположенный по адресу: <адрес>
Признать право собственности ФИО6 на нежилое здание расположенное по адресу: <адрес>
Обязать Управление государственной регистрации, кадастра картографии по <адрес> совершить регистрацию перехода прав собственности на нежилое здание расположенное по адресу: <адрес> от ФИО2 к ФИО6.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2019 года.
Судья Л.К. Шулуу