УИД: 86RS0001-01-2022-004970-57
Дело № 2-3228/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2022 года г. Ханты-Мансийск
Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Колесниковой Т.В.,
при помощнике судьи Мукминовой А.М.,
с участием истца ФИО3, ФИО2 истца ФИО8, ФИО2 по ХМАО-Югре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ФИО4 по ХМАО-Югре, Федеральному государственному бюджетному учреждению «19 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» о возложении обязанности зачесть период службы истца в выслугу лет на льготных условиях, произвести перерасчет выслуги лет, признать за истцом право на получении пенсии по выслуге лет, как лица, имеющего на день увольнения со службы выслугу лет с применением льготного исчисления,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС ФИО5 по ХМАО-Югре,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к ФИО4 по ХМАО-Югре, Федеральному государственному бюджетному учреждению «19 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» о признании права на получение пенсии по выслуге лет с выслугой 20 лет 10 месяцев 18 дней с применением льготного исчисления, возложении обязанности зачесть период службы в Государственной противопожарной службе в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях. Исковые требования мотивированы тем, что истец является получателем пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ Из Государственной противопожарной службы МЧС ФИО5 истец уволен ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штата; занимаемая должность при увольнении – старший прапорщик внутренней службы, старший инструктор по вождению пожарной машины – водитель ОП 115 ПЧ ФКУ «19 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (договорной)». Согласно расчету инспектора ФКУ «19 ОФПС ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (договорной)», общий стаж истца на дату увольнения составлял 27 лет 10 месяцев 01 день, в МЧС ФИО5 – 14 лет 07 месяцев 18 дней (в календарном исчислении).С указанным расчетом истец не согласен, в связи с тем, что при назначении пенсии ФКУ «19 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (договорной)» не включило в стаж для назначения пенсии период службы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в льготном исчислении в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон №). Истец полагает, что согласно указанной норме время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье названного Закона, в льготном исчислении. Истец ФИО3 проходил службу в МЧС ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ, уволен с ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 12 лет 06 месяцев 05 дней в календарном исчислении, и как полагает истец – 18 лет 09 месяцев 08 дней – в льготном исчислении. Зачету к периоду службы в МЧС ФИО5 также подлежит период службы в рядах Советский Армии (02 года 01 месяц 13 дней). Таким образом, при применении порядка льготного исчисления выслуги лет для начисления пенсии, выслуга лет ФИО3 в МЧС ФИО5 составляет 20 лет 10 месяцев 18 дней. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ – ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в 55 лет, как родитель инвалида с детства, воспитавшего его до достижения возраста 8 лет). Решением ГУ – ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от ДД.ММ.ГГГГ истцу в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа, в решении указано, что страховой стаж заявителя составляет 07 лет 08 месяцев 04 дня, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – исключены из страхового стажа, так как учтены при назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом №. Таким образом, при расчете выслуги лет ФИО3 с применением льготного исчисления срока службы, страховой стаж не был бы учтен при назначении пенсии за выслугу лет, а, значит, указанный страховой стаж, по мнению истца, подлежал бы зачету в стаж при назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем, страховой стаж истца составил бы 20 лет 10 месяцев 17 дней. Истец обратился в Отдел пенсионного обслуживания ФИО4 по ХМАО-Югре с запросом о предоставлении документов о расчетах и выплатах пенсии, а также расчет выслуги лет. ДД.ММ.ГГГГ Отделом пенсионного обслуживания ФИО4 по ХМАО-Югре истцу направлены показатели расчета пенсии, справки о пенсионных и иных выплатах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Из представленных документов истец узнал о нарушении своего права на получение пенсии с учетом льготного периода службы в районах с особыми климатическими условиями. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в ФГБУ «19 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по ХМАО-Югре (договорной)» с заявлением о проведении дополнительной проверки расчета выслуги лет, перерасчете порядка расчета выслуги лет. На указанное заявление истцом получен ответ, что у кадрового подразделения данногоучреждения отсутствуют полномочия по перерасчету выслуги лет, рекомендовано обратиться в Отдел пенсионного обслуживания ФИО4 по ХМАО-Югре. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с аналогичным заявлением в Отдел пенсионного обслуживания ФИО4 по ХМАО-Югре, согласно ответа которого, отдел пенсионного обслуживания ФИО4 по ХМАО-Югре не наделен полномочиями по пересмотру и корректировке расчета выслуги лет для назначения пенсии, в том числе по исключению отдельных периодов трудовой деятельности.
ФИО1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «19 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» представило возражения на иск, в котором исковые требования не признало в полном объеме по следующим обстоятельствам: согласно приказа ФКУ «19 ОФПС ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (договорной)» от ДД.ММ.ГГГГ №-НС ФИО3 уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ по пункту «е» статьи 58 Положения о службе в ОВД РФ (по сокращению штата).В соответствии с Законом №, с ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия за выслуг лет согласно пункту «б» статьи 13 Закона № «уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы». Начисление истцу пенсии произведено исходя из общего трудового стажа, в которые включены: служба в ГПС МЧС – 14 лет 07 месяцев 18 дней (в календарном исчислении), в том числе служба в ВС РФ – 2 года 1 месяц 13 дней; трудовая деятельность – 13 лет 2 месяца 13 дней. Общий трудовой стаж составил 27 лет 10 месяцев 01 день. С расчетом выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет истец ознакомился под роспись, так как истец приобрел право на получение пенсии за определенный период службы и работы, для исключения некоторых периодов законные основания отсутствуют, произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии не представляется возможным в связи с отсутствие у кадрового подразделения ФГБУ «19 отряд ФПС ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (договорной)» данных полномочий.
ФИО1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в своих возражениях на исковое заявление указывает следующее. Приказом МВД ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД ФИО5, которой регламентирован порядок по пенсионному обеспечению и своевременному назначению пенсий, организацию выплаты пенсий. Пунктом 1 названной Инструкции предусмотрен порядок организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД ФИО5, организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД ФИО5 в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями. В соответствии с пунктом 6 Инструкции кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись. С целью исключения ошибки в расчете выслуги лет для назначения пенсии кадровое подразделение до увольнения сотрудника со службы согласовывает с пенсионным органом предварительный расчет выслуги лет. В случае выявления неточностей, либо ошибок в расчете пенсионный орган возвращает документы в кадровое подразделение для доработки. При назначении пенсии ФИО3 учитывался расчет выслуги лет, составленный кадровым подразделением Государственного учреждения «19 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по ХМАО-Югре». Приказом ФКУ «19 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по ХМАО-Югре» №-НС от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 уволен со службы по пункту «е» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов). Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении – 14 лет 07 месяцев 18 дней, в льготном исчислении – 27 лет 10 месяцев 01 день. С данным расчетом истец ознакомлен под роспись. В своих возражениях ФИО1 полагает, что истцом пропущен срок исковой давности, предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Так как истец должен был знать о нарушении своего права при ознакомлении с расчетом выслуги лет ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок обращения в суд истек – ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, ФИО4 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре полагает, что является ненадлежащим ФИО1 по делу, в связи с тем, обязанность расчета выслуги лет возложена на кадровое подразделение по последнему месту службы. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
От третьего лица - Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступили возражения на исковое заявление, в которых выразило несогласие с заявленными требованиями ввиду следующего. Истец проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с ДД.ММ.ГГГГ Согласно приказа ФКУ «19 ОФПС ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (договорной)» от ДД.ММ.ГГГГ №-НС истец был уволен со службы в ФПС ГПС ДД.ММ.ГГГГ по пункту «Е» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (по сокращению штатов). С ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена пенсия за выслугу лет согласно пункту «б» статьи 13 Закона №. При определении размера пенсии за выслугу лет, в выслугу лет для назначения пенсии в связи с увольнением со службы подлежат включению все, а не какие-либо выборочные, соответствующие периоды службы, работы и иной деятельности, о чем в соответствии с Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №, составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет. Деятельность Главного Управления осуществляется в соответствии с Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №. Главное управление МЧС ФИО5 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре является территориальным органом МЧС ФИО5. Территориальный орган МЧС ФИО5 осуществляет функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в ФПС ГПС не осуществляется территориальным органом МЧС ФИО5, в связи с чем, третье лицо просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании истец ФИО3изменил исковыетребования, просил обязать ФИО4 по ХМАО-Югре, Федеральное государственное бюджетное учреждение «19 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» зачесть период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Государственной противопожарной службе в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в отдаленных местностях Российской Федерации, произвести расчет выслуги лет в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, признать за ФИО3 право на получение пенсии по линии МВД РФ как лица, имеющего на день увольнения со службы выслугу в Государственной противопожарной службе 20 лет 10 месяцев 18 дней с применением льготного исчисления. Истец пояснил, что при увольнении не знал о том, что имеет право на увольнение по выслуге лет.
ФИО2 по ХМАО-Югре ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что ФИО4 по ХМАО-Югре надлежащим ФИО1 по делу не является.
ФИО2 ФИО1 Федерального государственного бюджетного учреждения «19 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие ФИО2.
ФИО2 третьего лица ГУ МЧС ФИО5 по ХМАО-Югре в судебное заседание также не явился.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, ФИО2 истца и ФИО1 по ХМАО-Югре, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ №,ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ уволен из Государственной противопожарной службы МЧС ФИО5 с должности старшего инструктора по вождению пожарной машины – водителя ОП 115 ПЧ ФКУ «19 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (договорной)» по пункту «Е» ч. 1 ст. 48 по сокращению штата.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ №-№,представленному расчету, составленного инспектором ФКУ «19 ОФПС ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (договорной)», выслуга лет в МЧС ФИО5 на дату увольнения составила в календарном исчислении 14 лет 07 месяцев 18 дней, общий стаж для назначения пенсии 27 лет 10 месяцев 01 день.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ – ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в 55 лет, как родитель инвалида с детства, воспитавшего его до достижения возраста 8 лет).
Решением ГУ – ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от ДД.ММ.ГГГГ № истцу в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа.
Из представленного решения следует, чтопо имеющимся документам страховой стаж ФИО3 составляет 07 лет 08 месяцев 04 дня.
При этом, пенсионным органом из страхового стажа исключены периоды, включенные в стаж при назначении пенсии по линии МЧС ФИО5: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, обращаясь с настоящим исковым заявлением, полагает, что в 2014 году имел право на увольнение по выслуге лет 20 лет и более, а не по сокращению штата.
Данные доводы суд находит обоснованными по следующим основаниям.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе, регламентированы Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту – Закон № 4468-1).
Согласно п. «а» ст. 13 Закона № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно ст. 18 Закона № 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем первым п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Согласно абз. 10 пп. «г» п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца периоды службы в отдаленных местностяхРоссийской Федерации согласно Приложению № 1 (раздел II, с указанных в этом разделе сроков).
Согласно Приложению № 1 раздел IIк отдаленным местностям, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца, относится Ханты-Мансийский автономный округ- с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно представленному расчету выслуги лет ФИО3, истец проходил службу в Государственной противопожарной службе на территории <адрес> – Югры в следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Всего по состоянию на дату увольнения выслуга лет истца составила 12 лет 06 месяцев 05 дней в календарном исчислении, что в льготном исчислении составит 18 лет 09 месяцев 07 дней.
С учетом периода службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 месяц 13 дней) выслуга лет истца на дату увольнения составила 20 лет 10 месяцев 18 дней, что являлось достаточным для увольнения истца со службы по пункту «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Вместе с тем, истец был уволен со службы попункту «е» части 1 статьи 58Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.При увольнении по сокращению штатов был учтен общий стаж истца, включая периоды работыс ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время данное обстоятельство препятствует праву истца на включение данных периодов работы в страховой стаж, поскольку в силу ч. 4 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Исковые требования опризнании за ФИО3права на получение пенсии по выслуге лет с выслугой лет на день увольнения со службы 20 лет 10 месяцев 18 дней, о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет ФИО3 в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона № подлежат удовлетворению.
Согласно действующей на дату увольнения истца со службы Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД Россииот 27.05.2005г.№,пенсии назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы (пункты 6 и 8 Инструкции).
Данные о прохождении службы проверяются кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника, также уточняются и подтверждаются периоды службы, подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись.
Аналогичные положения содержатся в действующем приказе МВД ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № (пункт 6 Инструкции).
С учетом изложенного,надлежащими ответчиками по делу являются как ФИО4 по ХМАО-Югре (пенсионный орган, выплачивающий истцу пенсию), так и Федеральное государственное бюджетное учреждение «19 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» (кадровое подразделение по последнему мету службы, обязанное выполнять расчет выслуги лет).
Доводыпредставителей ФГБУ «19 отряд ФПС ГПС по ХМАО-Югре (договорной)» и ФИО4 по ХМАО-Югре о том, что с расчетом выслуги лет истец был ознакомлен еще в 2014 году, с расчетом выслуги согласился, в связи с чем должен был знать о нарушении своего права с 2014 года, тогда как обратился в суд в 2022 году, с пропуском срока исковой давности, суд находит несостоятельными.
Согласно пункту 8 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД ФИО5 от 27.05.2005г. №, каждый пункт расчета выслуги лет, оформляемый кадровым подразделением по последнему месту службы, должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта; кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением.
Между тем, расчет выслуги лет, с которым был ознакомлен истец, льготного расчета выслуги не содержал. Доказательств того, что кадровым подразделением истцу разъяснялось право на пенсию по выслуге лет по пункту «а» статьи 13 Закона №, а также последствия увольнения по сокращению штатов с зачетом в общий стаж всех периодов трудовой деятельности, в материалах дела не имеется.
О нарушении своих прав истец узнал из решения ГУ-ОПФР по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу отказано в назначении пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях ввиду отсутствия необходимого страхового стажа в связи с включением периодов трудовой деятельности, имевших место до 2002 года, в общий стаж при увольнении по сокращению штатов.
Кроме того, после получения решения ГУ-ОПФР по ХМАО-Югре истец в апреле и мае текущего года в досудебном порядке обращался к ФИО1 с заявлениями о перерасчете выслуги лет, рассчитывая на восстановление своих прав, в удовлетворении которых истцу было отказано. Ответы на заявления получены истцом в мае и июне 2022 года. Исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок исковой давности истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО3 (паспорт №) к ФИО4 по ХМАО-Югре, Федеральному государственному бюджетному учреждению «19 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» - удовлетворить.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «19 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» обязанность произвести перерасчет выслуги лет ФИО3 (паспорт №) в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Признать за ФИО3 (паспорт №) право на получение пенсии по выслуге лет с выслугой лет на день увольнения со службы 20 лет 10 месяцев 18 дней.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
Районного суда подпись Т.В. Колесникова
Копия верна:
Судья Ханты-Мансийского
Районного суда Т.В. Колесникова
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 19.10.2022 г.