РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2023 года г. Москва
Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе судьи Белянковой Е. А., с участием прокурора Кишкиной П.С., при помощнике судьи Рожко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7749/23 по иску Афанасьева А.П. к ООО «Мечел-Инфотех» о признании соглашения незаконным и отмене его, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Афанасьев А.П. обратился в суд с иском к ООО «Мечел-Инфотех» о признании соглашения незаконным и отмене его, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула в размере 1545440,66 руб., компенсации морального вреда в размере 50000 руб.
В обоснование заявленных требований Афанасьев А.П. указал, что с 3 октября 2022 г. работал в ООО «Мечел-Инфотех» в должности ***.
29.06.2023 г. под давлением работодателя он был вынужден подписать соглашение о расторжении трудового договора.
Приказом Руководителя организации ООО «Мечел-Инфотех» от 29.06.2023 г. N МИТ/К/УВ/0629_1 трудовой договор с Афанасьевым А.П. прекращен и он уволен с работы с 30 июня 2023 г. по пункту 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по соглашению сторон).
Афанасьев А.П. считает свое увольнение по названному основанию незаконным, так как подписание им соглашения не являлось добровольным, было обусловлено оказываемым на него психологическим давлением со стороны работодателя, с целью принуждения его к увольнению, 29.06.2023 года ему и еще нескольким сотрудником в присутствии заместителя генерального директора по персоналу Силаевой Е.А. и заместителя генерального директора по безопасности Михеля Е.В. было предложено подписать соглашение, по которому истец должен уволиться без каких-либо выплат и при этом не имеет претензий к работодателю.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчика в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в возражениях.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, ознакомившись с заключением прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
На основании ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе, с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является расторжение договора по соглашению сторон.
Согласно ст. 78 ТК РФ трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.
В силу ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец работал у ответчика в должности *** на основании трудового договора от 03.10.2022 № МИТ-79.
29.06.2023 между истцом и ответчиком было заключено Соглашение о расторжении трудового договора, по условиям которого стороны пришли к соглашению о том, что трудовые отношения между истцом и ответчиком прекращаются 30.06.2023. 30.06.2023 г., заключенный между работодателем и работником трудовой договор от 03.10.2022 № МИТ-79 расторгается на основании п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (по соглашению сторон), в порядке ст. 78 Трудового кодекса РФ и этот день считается последним рабочим днем работника и соответственно днем увольнения.
Также в соглашении отражено, что по исполнению всех условий настоящего соглашения, обязательства сторон, предусмотренные трудовым договором, дополнительными соглашениями и приложениями к нему считаются исполненными. Работник не имеет каких-либо материальных и/или иных претензий к работодателю.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров, связанных с прекращением трудового договора по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77, ст. 78 Трудового кодекса Российской Федерации), следует учитывать, что в соответствии со статьей 78 Кодекса при достижении договоренности между работником и работодателем трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, или срочный трудовой договор, может быть расторгнут в любое время в срок, определенный сторонами. Аннулирование договоренности относительно срока и основания увольнения возможно лишь при взаимном согласии работодателя и работника.
Приказом № МИТ/К/УВ/0629_1 от 29.06.2023 с Афанасьевым А.П. прекращены трудовые отношения, он уволен по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по соглашению сторон.
Как указывает Истец, между Истцом и руководством ООО «Мечел-Инфотех» состоялась встреча, на которой Афанасьеву А.П. было настоятельно предложено подписать соглашение об увольнении, которое было подписано под психологическим давлением.
Доводы, приведенные Афанасьевым А.П. в иске о том, что соглашение подписано им вынужденно под психологическим принуждением со стороны работодателя, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Обстоятельства, на которые Афанасьев А.П. ссылается в обоснование своих требований, свидетельствуют о том, что решение об увольнении принято им самостоятельно с учетом всех факторов и условий работы в ООО «Мечел-Инфотех».
После подписания соглашения о расторжении трудового договора от 29.06.2023 г. Афанасьев А.П. ни разу не обратился в ООО «Мечел-Инфотех» с заявлением об отзыве подписи на соглашении, что суд расценивает как подтверждение факта подписания такого соглашения работником добровольно.
Разрешая спор по существу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Афанасьевым А.П. требований, поскольку между сторонами было достигнуто соглашение о расторжении трудового договора по п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ с соблюдением требований трудового законодательства и на основании взаимного волеизъявления, а поэтому истец правомерно уволен по п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
В судебном заседании был допрошен свидетель Потапов С.В., который пояснил, что 29.06.2023 года его пригласили в переговорную, где присутствовали заместитель генерального директора по персоналу ПАО «Мечел» Силаева Е.А. и заместитель генерального директора по безопасности Михель Е.В. и другие сотрудники. Ему было предложено расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон, он подписал, однако намерений увольняться не имел. Афанасьев А.П. также был на этой встрече и тоже подписал соглашение.
В ходе судебного заседания была просмотрена видеозапись, из содержания которой очевидно следует, что Афанасьев А.П. не подвергался какому-либо психологическому давлению со стороны работодателя. Афанасьеву А.П. было предоставлено соглашение, ознакомившись с которым, он его подписал.
Суд отмечает, что инициативу прекращения трудовых правоотношений может проявить как работник, так и работодатель, поэтому предложение руководства истца о расторжении трудового договора по соглашению сторон само по себе не нарушает прав работника и не свидетельствует о незаконности увольнения.
Оспариваемое соглашение подписано истцом собственноручно, надлежащих и достаточных доказательств того, что истца вынудили подписать соглашение о расторжении трудового договора, равно как обстоятельств, подтверждающих факт психологического воздействия на истца с целью его увольнения по соглашению сторон, материалы дела не содержат, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Афанасьева А.П. о признании соглашения незаконным и отмене его, восстановлении на работе.
Как производные от требований о признании соглашения незаконным и отмене его, требования о взыскании заработка за время вынужденного прогула также не подлежат удовлетворению.
Поскольку работодатель трудовых прав истца не нарушал, оснований для компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Афанасьева А.П. к ООО «Мечел-инфотех» о признании соглашения незаконным и отмене его, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Черемушкинский районный суд г. Москвы.
Судья Е. А. Белянкова
В окончательной форме решение изготовлено 21 ноября 2023 года