РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2020 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Некрасовой Н.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой А.В.,
с участием старшего помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Хуцишвили Л.Н.,
ответчиков Костюка А.А., Костюк О.А., действующей также в интересах несовершеннолетних К.Д.А. и К.Д.А..,
несовершеннолетнего К.Д.А..,
представителя органа опеки и попечительства администрации г. Мценска Орловской области Красновой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Костюку Алексею Алексеевичу и Костюк Оксане Александровне, действующей также в интересах несовершеннолетних детей К.Д.А. и К.Д.А., о прекращении права пользования служебным помещением и выселении из служебного помещения,
установил:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Костюку А.А. и Костюк О.А., действующей также в интересах несовершеннолетних детей К.Д.А. и К.Д.А.., о прекращении права пользования служебным помещением и выселении из служебного помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что в собственности Российской Федерации находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны (далее по тексту ФГУИО «ЦТУИО» МО РФ) и отнесено к специализированному жилищному фонду. Указанная служебная квартира была предоставлена военнослужащему Костюку А.А. и членам его семьи супруге Костюк О.А., сыновьям К.Д. и К.Д.. Согласно выписке из приказа Министерства обороны Российской Федерации № 640 от 07.08.2013 года ответчик Костюк А.А. переведен на новое место службы (войсковая часть <адрес>). Однако Костюк А.А. спорную служебную квартиру незаконно удерживает вместе с членами своей семьи.
По указанным основаниям просят устранить нарушения прав собственника в отношении помещения по адресу: <адрес> и прекратить право пользования указанного помещения Костюка А.А., Костюк О.А., К.Д.А. К.Д.А. Выселить Костюка А.А., Костюк О.А., К.Д.А. К.Д.А. из жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>.
Определением Мценского районного суда Орловской области к участию в деле в порядке ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечен несовершеннолетний К.д.А. и в порядке ст. 47 Гражданского кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства администрации г. Мценска Орловской области.
В судебное заседание представитель истца Министерства обороны Российской Федерации не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении представитель истца по доверенности Мочалова А.О. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, указав, что исковые требования поддерживают в полном объеме.
Ответчик Костюк А.А. в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что он проходит службу в Вооруженных Силах Министерства обороны Российской Федерации. В 2007 году в период прохождения службы в войсковой части №, расположенной в <адрес>, ему была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>. С 2012 года он в спорном жилом помещении не проживает, поскольку проходит службу в других воинских частях. Приезжает в квартиру только на период отпуска. В спорной квартире остались проживать его супруга Костюк О.А., сыновья Д. и Д.. Полагает, что обязанности по сдачи служебного жилья не имеется, он продолжает службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, тогда как служебного жилья по месту службы не имеется и его семье негде будет проживать.
Ответчик Костюк О.А., действующая также в интересах несовершеннолетних К.Д.А.. и К.Д.А.., исковые требования не признала. Суду пояснила, что супругу была предоставлена спорная служебная квартира. С 2012 года в квартире проживают она и двое сыновей, супруг приезжает по мере возможности. Квартиру не сдают в интересах детей, поскольку дети учатся в школе и посещают кружки и секции в г. Мценске Орловской области.
Несовершеннолетний К.Д.А. исковые требования не признал, поскольку он перешел в 9 класс информация скрыта и ему бы не хотелось менять школу и одноклассников.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны (далее по тексту ФГУИО «ЗРУЖО» МО РФ) и ФГУИО «ЦТУИО» МО РФ не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель органа опеки и попечительства администрации г. Мценска Орловской области Краснова Т.Е. разрешение вопроса оставила на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, учитывая заключения старшего помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Хуцишвили Л.Н., полагавшей необходимым исковые требования удовлетворить, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что жилое помещение, общей площадью информация скрыта, расположенное по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за ФГУИО «ЦТУИО» МО РФ, являющегося правопреемником федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Брянская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКЭУ «Брянская КЭЧ района»), которое приняло от последнего имущество.
Данные обстоятельства подтверждается передаточным актом между ФГКЭУ «Брянская КЭЧ района» и ФГУИО «ЦТУИО» МО РФ, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 10.03.2020 года.
На основании договора № 10 найма служебного жилого помещения от 20.09.2007 года указанное жилое помещение было предоставлено Министерством обороны Российской Федерации военнослужащему Костюку А.А. на состав семьи из трех человек (он, супруга Костюк О.А. и сын К.Д.А..) на период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части №.
Дата года у супругов Костюк родился сын К.Д.А.. Родственные отношения ответчиков и несовершеннолетних детей подтверждаются свидетельством о регистрации брака и свидетельствами о рождении.
Обращаясь в суд, Министерство обороны Российской Федерации просит выселить ответчиков из служебной квартиры по адресу: <адрес>, в связи переводом Костюка А.А. на новое место службы.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1). Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2).
В силу ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 ЖК РФ и ч. 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
В соответствии с п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», контракт прекращает свое действие: со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы, в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим; со дня заключения с военнослужащим нового контракта; со дня назначения военнослужащего на должность руководителя федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба; со дня приостановления военнослужащему военной службы; в иных случаях, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в редакции, действующей на момент предоставления ответчикам спорного жилого помещения, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения предусмотрены указанным Федеральным законом в действующей редакции.
Судом установлено, что ответчик Костюк А.А. в период с 19.06.2004 года по 07.08.2013 года проходил военную службу в восковой части № в <адрес>
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 640 от 07.08.2013 года Костюк А.А. переведен на новое место службы в войсковую часть № <адрес> где проходил службу до 11.07.2015 года.
Согласно приказа Министра обороны Российской Федерации № от 11.07.2015 года Костюк А.А. зачислен на первый курс очного обучения в информация скрыта и 01.09.2015 года он заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на время обучения в академии и 5 лет военной службы после ее окончания.
После окончания информация скрыта, расположенного по адресу: <адрес>, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № от 23.06.2017 года Костюк А.А. с 23.06.2017 года направлен на новое место службы в информация скрыта, где служил до 20.12.2018 года.
С 20.12.2018 года Костюк А.А. проходит службу в информация скрыта и в настоящее время направлен в войсковую часть информация скрыта.
Как следует из выписки из домовой книги и адресной справки на момент выделения спорной квартиры ответчик Костюк А.А. был зарегистрирован с 29.07.2004 года в войсковой части № <адрес>, впоследствии в период с 06.05.2015 года по 29.10.2019 года по указанному адресу были зарегистрированы ответчик Костюк О.А. и ее двое сыновей. Ранее Костюк О.А., К.Д.А. и К.Д.А. были зарегистрированы с 29.10.2019 года по адресу: <адрес>. В настоящее время ответчики зарегистрированы по адресу: <адрес>
Из объяснений ответчика Костюка А.А. следует, что в спорном жилом помещении он не проживает с 2012 года и фактически с указанного времени проживает на территории войсковых частей, где проходит военную службу. В квартире проживают только его супруга и двое сыновей, а он приезжает к ним только в отпуск.
Согласно информации управляющей компании общества с ограниченной ответственностью «Модульжилсервис» в квартире по адресу: Орловская <адрес>, никто не зарегистрирован.
Факт проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, только ответчика Костюк О.А. и несовершеннолетних Костюка Д.А. и Костюка Д.А. подтверждается актом о фактическом проживании граждан от 25.09.2019 года и не оспаривается ответчиками.
17.09.2019 года в адрес ответчиков было направлено уведомление о необходимости освобождения спорного специализированного жилого помещения в срок до 30.09.2019 года, которое оставлено ответчиками без исполнения.
Оценив представленные доказательства, принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, учитывая, что спорное жилое помещение было предоставлено Костюку А.А. и членам его семьи на период прохождения им военной службы в войсковой части №, военнослужащим которой он в настоящее время не является, тогда как Костюк А.А. в служебной квартире постоянно не проживает с 2012 года, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения договора № найма служебного жилого помещения от 20.09.2007 года. Жилым помещением на период прохождения военной службы либо денежной компенсации за аренду жилого помещения Костюк А.А. подлежит обеспечению за счет информация скрыта, где в настоящее время он проходит военную службу.
Предусмотренных жилищным законодательством условий, препятствующих выселению членов семьи военнослужащего Костюка А.А. из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, судом не установлено. При этом суд учитывает, что исходя из норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение на период трудовых отношений (службы) не приобретают самостоятельного права пользования этим помещение, их права производны от прав лица, которое получило служебное жилое помещение, в связи с чем доводы ответчиков о необходимости окончания школы детям и отсутствия обязанности по сдаче служебного жилья судом отклоняются.
Доказательств того, что ответчик не может быть обеспечен служебным жилым помещением по месту службы, не представлено, напротив, из ответа на судебный запрос информация скрыта следует, что Костюк А.А. с заявлением о предоставлении жилого помещения ему и членам его семьи не обращался.
При таких обстоятельствах ответчики подлежат выселению из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
По указанным основаниям исковые требования подлежат удовлетворению.
В связи с удовлетворением исковых требований с ответчиков Костюка А.А. и Костюк О.А. на основании ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в равных долях по 150 рублей с каждого, от уплаты которой истец при обращении в суд был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Костюку Алексею Алексеевичу и Костюк Оксане Александровне, действующей также в интересах несовершеннолетних детей К.Д.А. и К.Д.А., о прекращении права пользования служебным помещением и выселении из служебного помещения, удовлетворить.
Устранить нарушения прав Министерства обороны Российской Федерации в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, путем прекращения право пользования Костюка Алексея Алексеевича, Костюк Оксаны Александровны, К.Д.А., К.Д.А. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Костюка Алексея Алексеевича, Костюк Оксану Александровну, К.Д.А. К.Д.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Костюка Алексея Алексеевича и Костюк Оксаны Александровны государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мценск Орловской области в размере 300 (триста) рублей в равных долях по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 03 августа 2020 года.
Председательствующий Н.С. Некрасова