Дело <№> <Дата>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Солодковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Горбуновой В. И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
Горбунова В.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п.1 ч.1 ст.30, ч.2 ст.33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <Дата>.
В обоснование требований истец указала, что подавала в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.1 ч.1 ст.30, ч.2 ст.33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчиком было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточным количеством специального стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера исключен период нахождения на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>. Полагая, что период нахождения на курсах повышения квалификации, являющихся обязательными для медицинских работников, во время которых за работником сохраняется место работы и заработная плата, приравнивается к работе, данный период подлежит включению в специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, истец обратилась в суд с заявленным иском, поскольку с учетом включения данного периода в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, последний будет превышать требуемые по закону 20 лет.
В судебное заседание истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась, ее представитель поддержал заявленные требования по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в предварительном судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, указанным в отзыве на иск. Пояснил, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата> не включен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку это не предусмотрено нормами действующего законодательства. За спорные периоды работодатель не передал за истца код работы в особых территориальных условиях.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев отказное (пенсионное) дело Горбуновой В.И. <№>, суд приходит к следующему.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии в настоящее время регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Из материалов дела следует, что Горбунова В.И., <Дата> года рождения, <Дата> обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от <Дата> <№> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 20 лет.
На день обращения за назначением пенсии установлены стаж работы с особыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», – 19 лет 11 месяцев 21 день, страховой стаж в календарном исчислении – 22 года 01 месяц 03 дня, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в календарном исчислении – 19 лет 11 месяцев 08 дней.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).
Ранее достижения возраста, установленного статьей 8, страховая пенсия по старости, назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам (п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»). При этом в силу положений ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01 января 2020 года необходимо также наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18,6.
В силу положений ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 14 указанного закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено, что истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования <Дата>.
Из трудовой книжки истца следует, что с <Дата> по настоящее время истец работает в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич» (далее – ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич») в качестве рентгенолаборанта отделения компьютерной томографии.
Истцом в материалы дела представлен ученический договор, заключенный истцом с ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич» <Дата>, предметом которого является обучение работника (Горбуновой В.И.) за счет средств работодателя на цикле повышения квалификации, тематического усовершенствования, профессиональной переподготовки по специальности «Лабораторное дело в рентгенологии».
Из представленных в материалы дела путевки, ученического договора и пояснений представителя истца, а также ответа ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич» на запрос суда следует, что в период с <Дата> по <Дата> Горбунова В.И. находилась на курсах повышения квалификации в ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж», по результатам прохождения которых ей выдан диплом и сертификат специалиста.
ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич» расположено по адресу: ул.Суворова, д.1, г.Архангельск, данная территория в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с последующими изменениями), отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Из материалов настоящего дела, отказного пенсионного дела истца и пояснений представителя ответчика следует, что пенсионным органом не оспаривается факт работы истца в период, на который приходится период курсов повышения квалификации, в учреждении, располагающемся в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Исключение из стажа работы в особых климатических условиях периода нахождения на курсах повышения квалификации при указанных обстоятельствах суд считает необоснованным по следующим основаниям.
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий предусмотрен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015.
В соответствии с пунктом 43 указанных Правил периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.
Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на курсы истец направлялась по решению работодателя, в данные периоды за ней сохранялась заработная плата.
При таких обстоятельствах отсутствие в сведениях персонифицированного учета в спорные периоды кода территориальных условий работы не может влиять на право истца на их включение в специальный стаж, в данном случае права истца не должны ущемляться или ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей.
При этом факт того, что при обращении с заявлением о назначении пенсии истец выразила согласие на назначение пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных документов о стаже и заработке, в данном случае значения не имеет, поскольку сведения о прохождении курсов повышения квалификации в период с <Дата> по <Дата> переданы работодателем ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич» в систему персонифицированного учета с кодом «КВАЛИФ», что подтверждается материалами отказного пенсионного дела и сообщением ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич». Таким образом, данные обстоятельства подлежали оценке при разрешении вопроса о назначении пенсии.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании изложенного, с учетом включения периода нахождения истца на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата> в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжительность данного стажа Горбуновой В.И. на момент обращения в пенсионный орган <Дата> превысит требуемый законом размер – 20 лет. Таким образом, право на страховую пенсию у истца с учетом указанного периода возникло <Дата>, в связи с чем требования истца о досрочном назначении пенсии по старости с <Дата> подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу п.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в сумме <№> руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Горбуновой В. И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) назначить Горбуновой В. И. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30, ч.2 ст.33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <Дата>.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) в пользу Горбуновой В. И. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова