Дело № 2а-1138/2020 мотивированное решение
изготовлено 02.11.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2020 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Шевердовой Н.А.,
при секретаре Рахимовой Р.Р.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области к Шапошниковой М.В. о взыскании страховых взносов и пени, задолженности по УСН и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области (далее – МИФНС, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Шапошниковой М.В. о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени по ним, задолженности по УСН и пени.
В обоснование заявленных требований указала, что административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>, на основании собственного решения прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>. По данным МИФНС у административного ответчика по состоянию на <дата> имеется задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды начиная с <дата> в размере 22896 руб. 77 коп. и пени по данному платежу в размере 468 руб. 82 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с <дата> в размере 4491 руб. 29 коп. и пени по данному платежу в размере 91 руб. 96 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие с <дата> в размере 71 руб. 30 коп.;, задолженность по УСН (за налоговые периоды, истекшие до <дата>) в размере 7082 руб. и пени по нему в размере 562 руб. 20 коп. Инспекция не имеет возможности взыскать указанную недоимку в бесспорном порядке. Отмечает, что в связи с тем, что передача сведений из органов ПФ РФ и ФСС РФ в электронном виде об имеющейся задолженности и предпринятых мерах по ее взысканию заняла значительное время, Инспекций пропущен срок для её взыскания, но существующая реальная задолженность в виде взносов, налога и пени свидетельствует о наличии у налогового органа уважительных причин для восстановления срока на взыскание задолженности.
Административный истец просит восстановить срок для подачи административного искового заявления и взыскать с Шапошниковой М.В. задолженность в общей сумме 35664 руб. 34 коп.
Исследовав материалы дела, суд признаёт иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1).
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из административного искового заявления и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что Шапошникова (ранее – <данные изъяты>) М.В. с <дата> по <дата> была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, предъявленная к взысканию задолженность по страховым взносам и пени, УСН и пени, образовалась в период осуществления административным ответчиком предпринимательской деятельности.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон № 243-ФЗ) полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование были переданы налоговым органам. Данный закон вступил в силу с <дата>.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на <дата>, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до <дата>, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пенсионным фондом Российской Федерации в адрес Инспекции <дата> переданы сведения о задолженности Шапошниковой М.В.
У административного ответчика по состоянию на <дата> имеется задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды начиная с <дата> в размере 22896 руб. 77 коп. и пени по данному платежу в размере 468 руб. 82 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с <дата> в размере 4491 руб. 29 коп. и пени по данному платежу в размере 91 руб. 96 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие с <дата> в размере 71 руб. 30 коп.; задолженность по УСН (за налоговые периоды, истекшие до <дата>) в размере 7082 руб. и пени по нему в размере 562 руб. 20 коп.
Пени начислены административному ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, а именно за периоды с <дата> по <дата> в размере 91,96 руб., с <дата> по <дата> в размере 468,82 руб., с <дата> по 23<дата> в размере 71,30 руб.
Для исполнения данных обязательств в адрес Шапошниковой М.В. были выставлены и направлены требования об уплате налога и пени: от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, от <дата> <номер>.
Также Шапошникова М.В. с <дата> по <дата> являлась плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доход». Сумма налога за <данные изъяты> год в размере 7082 руб. ею оплачена не была, в связи с чем начислены пени за период с <дата> по <дата> в размере 562 руб. 20 коп. Для исполнения данных обязательств Инспекцией выставлено и направлено требование об уплате налога и пени от <дата> <номер>.
Вышеуказанные требования административным ответчиком не исполнены, что послужило поводом для обращения в суд.
Положениями пунктов 1, 2, 4, 6, 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
Согласно положениям статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании, который подлежит исчислению со дня истечения срока уплаты, указанного в требовании.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Требованием от <дата> <номер> Шапошниковой М.В. было предложено произвести оплату страховых взносов 27388 руб. 06 коп. и пени 70 руб. 75 коп. в срок до <дата>.
Требованием от <дата> <номер> Шапошниковой М.В. было предложено произвести оплату единого налога (УСН) 7083 руб. и пени 562 руб. 20 коп. в срок до <дата>.
Требованием от <дата> <номер> Шапошниковой М.В. было предложено произвести оплату пени 490 руб. 03 коп. в срок до <дата>; в требовании указано, что общая сумма задолженности на <дата> числится в размере 28623 руб. 05 коп.
Требованием от <дата> <номер> Шапошниковой М.В. было предложено произвести оплату страховых взносов 8198 руб. 41 коп. и пени 723 руб. 44 коп. в срок до <дата>.
Учитывая даты окончания срока исполнения требований об уплате страховых сборов, пеней, налога, сроки для подачи административного иска в суд истекли в <данные изъяты> году.
Суду не представлено достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих наличие у административного истца уважительных причин пропуска срока обращения в суд, указанные инспекцией основания о длительной передаче Пенсионным фондом в электронном виде сведений по принудительному взысканию задолженности, реальной задолженности ответчика, суд не признает доказательством наличия таких уважительных причин. МИФНС является юридическим лицом, профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, в штате организации находится юридический отдел, в обязанности которого входит решение вопросов по своевременному и эффективному взиманию налогов.
Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Суд полагает, что нарушение предусмотренного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока приведет к взысканию налога и пеней с налогоплательщика без ограничения срока, что является недопустимым и противоречит положениям статей 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока исковой давности и административные исковые требования о взыскании задолженности перед бюджетом с Шапошниковой М.В. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 138, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области в восстановлении срока на обращение с административным иском в суд, исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области к Шапошниковой М.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени по ним, задолженности по УСН и пени, в общей сумме 35664 руб. 34 коп., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Шевердова