Дело № 2-1877/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Семененко Н.Л.,
с участием истца Геворкяна Ю.М.,
представителя ответчика Шапенковой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
28 июня 2018 года гражданское дело по иску Геворкяна Ю.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми об обязании зачесть периоды в общий трудовой стаж для определения пенсионного капитала, произвести перерасчет пенсии,
у с т а н о в и л:
Геворкян Ю.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (далее по тексту - ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми) об обязании включить периоды прохождения курсов переподготовки с 19 сентября 1970 года по 18 января 1971 года, 04 апреля 1988 года по 06 июля 1988 года в общий трудовой стаж для определения пенсионного капитала, произвести перерасчет пенсии с <...> г.. В обоснование требований указал, что с <...> г. является получателем пенсии по старости, при оценке пенсионных прав по подсчетам ответчика с 01 января 2002 года назначен стажевый коэффициент 0,6, что соответствует 30 годам 05 месяцам 13 дням общего трудового стажа. С конвертацией пенсионных прав не согласен, поскольку ответчиком в общий трудовой стаж работы для определения пенсионного капитала, не были включены периоды направления работодателем на курсы переподготовки (повышения квалификации) с 19 сентября 1970 года по 18 января 1971 года, 04 апреля 1988 года по 06 июля 1988 года, где за ним сохранялся средний заработок. С учетом спорных периодов стаж работы до 01 января 2002 года составит 31 год 16 дней, что соответствует стажевому коэффициенту 0,61, в связи с чем образовалась существенная недоплата страховой части пенсии
Истец Геворкян Ю.М. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми Шапенкова А.Л., выступая в суде, исковые требования не признала, полагала, что спорные периоды обоснованно были не включены в общий стаж работы истца.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент назначения трудовой пенсии истцу, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Судом установлено, что Геворкян Ю.М. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <...> г.
Из материалов пенсионного дела № .... следует, что общий трудовой стаж истца в календарном исчислении на 01 января 2002 года составил 30 лет 5 месяцев 13 дней. Стажевый коэффициент, исходя из продолжительности общего трудового стажа, установлен в размере 0,60.
При этом, как следует из материалов пенсионного дела, в подсчет общего трудового стажа для определения пенсионного капитала не учтены периоды нахождения истца на курсах переподготовки с 19 сентября 1970 года по 18 января 1971 года, 04 апреля 1988 года по 06 июля 1988 года, что ответчиком не оспаривалось.
В соответствии с положениями ст. ст. 14, 29.1, 30, 30.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии по старости зависит, в том числе, от продолжительности общего трудового и специального стажа пенсионера, в том числе сверх требуемой для назначения пенсии.
В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Действовавший до 01.01.2002 Закон РФ № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» содержал понятие «общий трудовой стаж», от продолжительности которого зависело право на пенсию. Природа и содержание понятий «общий трудовой стаж», «страховой стаж» различны, но порядок доказывания трудового стажа, приобретенного до и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», установленный ст. 96 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», аналогичен порядку, установленному ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании п. 6, п. 41 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, действовавших до 01.01.2015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка); записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Как усматривается из трудовой книжки истца, надлежащая копия которой была представлена при назначении пенсии, а также истцом в материалы дела, Геворкян Ю.М. в период с 01 августа 1969 года по 28 апреля 1971 года состоял в трудовых отношениях с Автотранспортной конторой Ухтинского комбината (АТК) работая в должностях: ...., а с 18 августа 1987 года по 03 сентября 1990 года состоял в трудовых отношениях с Ухтинской птицефабрикой производственного объединения «Коминефть» в должности .....
В периоды трудовой деятельности в Автотранспортной конторе Ухтинского комбината (АТК) и Ухтинской птицефабрике производственного объединения «Коминефть» истец находился на курсах переподготовки в периоды с 19 сентября 1970 года по 18 января 1971 года, 04 апреля 1988 года по 06 июля 1988 года, о чем работодателем издавались соответствующие приказы.
Трудовым законодательством (ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ) предусмотрено, что в случае направления работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы; при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции от 1 февраля 2002 года) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии со ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции от 1 февраля 2002 года) работникам, направленным на обучение работодателем, или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда № 418 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
Учитывая требования действующего законодательства, не включение в общий стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, являющимися периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Принимая во внимание, что истец в периоды с 1969 по 1971 годы работал в Автотранспортной конторе Ухтинского комбината (АТК) и с 1987 по 1990 годы в Ухтинской птицефабрике производственного объединения «Коминефть», где ему предоставлялись учебные отпуска, связанные с профессиональным обучением (переподготовкой) с сохранением прежнего места работы и среднего заработка, что подтверждается соответствующими архивными выписками №№ .... от 16.03.2018, выданными ООО «Лукойл-Коми», то периоды нахождения на курсах переподготовки, также подлежат включению в общий стаж его работы.
В связи с чем, требование Геворкяна Ю.М. об обязании включить в общий трудовой стаж для определения пенсионного капитала периоды обучения на курсах переподготовки с 19 сентября 1970 года по 18 января 1971 года, 04 апреля 1988 года по 06 июля 1988 года, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При таких обстоятельствах, при оценке пенсионных прав истца с 01.01.2002 по правилам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом подлежащих включению в общий трудовой стаж истца спорных периодов, стажевый коэффициент истца определяется в размере 0,61.
В связи с этим размер пенсии истца подлежит перерасчету с даты назначения пенсии.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, истец Геворкян Ю.М. обратился за юридической помощью к Рачеевой Р.Ю., оплатил её услуги, общая стоимость которых составила 8000 руб., что подтверждается актом приема-передачи денежных средств, выполненных работ от 16.04.2018.
При определении размера расходов на оплату услуг представителя суд полагает необходимым исходить из характера спора, длительности судебного разбирательства, объема проделанной работы (консультации, составление иска в суд), сложности спора, удовлетворения заявленных требований, принципа разумности и справедливости.
С учетом этих обстоятельств, суд считает, что с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб., так как эта сумма при указанных конкретных обстоятельствах дела, характеризующих объем проделанной представителем работы по данному делу, является разумной и не чрезмерной, а также соответствует сложившимся в Республике Коми тарифным ставкам на услуги, оказываемые адвокатами.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Геворкяна Ю.М. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми включить в общий трудовой стаж Геворкяна Ю.М. для определения пенсионного капитала периоды обучения на курсах переподготовки с 19 сентября 1970 года по 18 января 1971 года, 04 апреля 1988 года по 06 июля 1988 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми произвести перерасчет размера страховой части пенсии Геворкяна Ю.М. с учетом включенных периодов с 01 марта 2010 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми в пользу Геворкяна Ю.М. в счет возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 03.07.2018.
Судья С. С. Логинов