11RS0007-01-2022-000221-50
Дело № 2а-172/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вуктыл Республика Коми 25 июля 2022 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,
при секретаре Васениной Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по городу Вуктылу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Волковой И.С., старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по городу Вуктылу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Мальцевой Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, обязании отмены постановления об окончании исполнительного производства и принятии достаточных мер для исполнения требований исполнительного документа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» (далее по тексту - ООО «Агентство Финансового Контроля») ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Вуктыльский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по городу Вуктылу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Волковой И.С., старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по городу Вуктылу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее по тексту - ОСП по городу Вуктылу УФССП по Республике Коми) Мальцевой Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее по тексту - УФССП по Республике Коми) о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя в части не принятия достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству №, предусмотренных ст. 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; обязании отмены постановления об окончании исполнительного производства для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец, являясь взыскателем по соответствующему исполнительному производству, полагает, что постановление об окончании вышеуказанного исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ вынесено преждевременно, без осуществления необходимых и достаточных мер по установлению места нахождения должника, его имущества, источников дохода, что нарушает права взыскателя в лице ООО «Агентство Финансового Контроля» на своевременное получение денежных средств с должника ФИО
Таким образом, по мнению ООО «Агентство Финансового Контроля», судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Вуктылу УФССП по Республике Коми Волкова И.С. не предприняла необходимых мер по своевременному полному и правильному исполнению требований исполнительного документа, что привело к нарушению прав взыскателя - ООО «Агентство Финансового Контроля» на своевременное получение денежных средств с должника ФИО
Представитель административного истца в лице ООО «Агентство Финансового Контроля» в тексте административного иска письменно ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в свое отсутствие, извещен судом о дате, времени и месте рассмотрения настоящего административного искового заявления надлежащим образом.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП по городу Вуктылу УФССП по Республике Коми Волкова И.С., будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, позицию по существу заявленных административных исковых требований до суда не довела, об отложении рассмотрения настоящего дела не ходатайствовала.
Административные ответчики - ОСП по городу Вуктылу УФССП по Республике Коми и УФССП по Республике Коми, также будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, представителей в судебное заседание не направили, представив суду подробный письменный отзыв в обоснование позиции по делу, полагая, что судебным приставом-исполнителем произведены все необходимые действия в рамках исполнительного производства, направленные на своевременное, полное и правильное исполнение судебного акта.
Кроме того, в письменном отзыве указано о том, что ДД.ММ.ГГГГ соответствующее постановление об окончании исполнительного производства отменено старшим судебным приставом ОСП по городу Вуктылу УФССП по Республике Коми Мальцевой Е.В. в связи с необходимостью направления дополнительных запросов для установления имущественного положения должника ФИО, направив запрос о наличии транспортных средств, зарегистрированных на имя должника.
Заинтересованное лицо - должник ФИО извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения настоящего административного искового заявления судебной повесткой, в судебное заседание не явился, позицию относительно рассматриваемых требований до суда не довел, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
При вышеизложенных обстоятельствах, с учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание сведения о надлежащем извещении сторон о дате, времени и месте настоящего судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Исследовав материалы дела, а также копию исполнительного производства №, проанализировав положения действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2)соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
-полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
-порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
-основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1)об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2)об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» закреплено, что к участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.
При рассмотрении административного дела, путем исследования материалов исполнительного производства судом установлено, что на основании судебного приказа мирового судьи Вуктыльского судебного участка Республики Коми по делу № от ДД.ММ.ГГГГ с должника ФИО взыскана задолженность по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, а всего в общей сумме <данные изъяты>.
Судебный приказ вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Вуктылу УФССП по Республике Коми Волковой И.С. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № о взыскании с ФИО задолженности по кредитным платежам в пользу взыскателя ООО «Агентство Финансового Контроля» в размере <данные изъяты>.
В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем направлен ряд запросов, среди которых:
-<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
По постановлениям от ДД.ММ.ГГГГ (постановление №) и ДД.ММ.ГГГГ (постановление №) обращено взыскание на расчетные счета должника, открытые на имя ФИО в <данные изъяты> и филиале <данные изъяты>
Вместе с тем, движение денежных средств по счетам в <данные изъяты> не проходило, в связи с чем, денежные средства на расчетные счета судебных приставов не поступали.
В результате списания денежных средств на депозитный счет судебных приставов в сумме <данные изъяты> с расчетного счета, открытого на имя ФИО в филиале № <данные изъяты> денежные средства в указанной сумме перечислены взыскателю по заявке на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ, что объективно подтверждается и справкой взыскателя в лице ООО «Агентство Финансового Контроля», имеющейся в материалах административного дела.
Иных движений денежных средств по расчетным счетам должника не происходило.
Также судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Вуктылу УФССП по Республике Коми Волковой И.С. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому осуществлялся выход по адресу: <адрес> в ходе которого установлено отсутствие ФИО по месту регистрации длительное время.
Согласно адресной справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Вуктылу УФССП по Республике Коми Волковой И.С. составлен акт о невозможности взыскания №.
По постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Вуктылу УФССП по Республике Коми Волковой И.С. от ДД.ММ.ГГГГ № исполнительное производство № окончено в связи с тем, что в ходе исполнения требований исполнительного документа установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось (произведено частично), возвращается взыскателю в связи с тем, что невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях.
Сумма, взысканная по исполнительному производству, составляет <данные изъяты>.
Исполнительный документ возвращен взыскателю ООО «Агентство финансового Контроля» по адресу: <адрес>
На основании постановления начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по городу Вуктылу УФССП по Республике Коми Мальцевой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ постановление об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ отменено поскольку при проверке материалов исполнительного производства установлена преждевременность его окончания. По материалам исполнительного производства необходимо истребовать более полную информацию об имущественном положении должника, направив запрос о наличии <данные изъяты>, зарегистрированных на имя ФИО
В части доводов административного истца, касающихся ненаправления ответа на его письменное обращение по поводу необходимости запроса в контролирующих и регистрирующих органах соответствующих сведений, суд полагает, что данное обстоятельство не свидетельствует о бездействии судебных приставов-исполнителей, поскольку как указывалось выше, весь объем предусмотренных действующим законодательством мер, направленных на фактическое исполнение судебного акта, должностными лицами был принят.
Статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 30 января 2020 года) установлены задачи исполнительного производства, коими являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 4 названного Федерального закона также установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Перечень исполнительных действий, определенный в статье 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не является исчерпывающим, и в силу пункта 17 части 1 данной статьи судебный пристав-исполнитель может совершать те действия, которые необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Конкретные исполнительные действия совершаются судебным приставом-исполнителем в зависимости от обстоятельств соответствующего исполнительного производства. При этом целью осуществления исполнительных действий является дальнейшее своевременное применение мер принудительного исполнения, общий перечень которых изложен в статье 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Согласно ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Данной норме корреспондирует и п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», согласно которого бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ОСП по городу Вуктылу УФССП по Республике Коми такие доказательства в подтверждение указанных обстоятельств представлены, поскольку с момента возбуждения ДД.ММ.ГГГГ соответствующего исполнительного производства № должностными лицами Отделения предприняты предусмотренные законодательством об исполнительном производстве действия, направленные на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительного документа, что объективно подтверждено представленными суду материалами, а следовательно, позволяет суду сделать вывод об отсутствии оснований для признания неправомерным бездействия судебных приставов.
Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом, как указывалось выше, п. 2 ч. 9 названной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно разъяснениям, данным в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», административное исковое заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статья 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Процессуальный срок для обжалования постановления об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в лице ООО «Агентство Финансового Контроля» не пропущен, поскольку копия оспариваемого постановления получена взыскателем ДД.ММ.ГГГГ, что объективно подтверждается материалами дела (копия почтового конверта с <данные изъяты> актом о вскрытии конверта от ДД.ММ.ГГГГ), настоящее административное исковое заявление направлено взыскателем в адрес суда согласно штампу на почтовом конверте ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы административного истца, касающиеся фактов непредставления судебным приставом-исполнителем в соответствии с положениями действующего законодательства (ст.ст. 50, 64, 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве») в адрес взыскателя сведений о дате направления каждого запроса и предоставления на него ответа, не может свидетельствовать о незаконности действий должностных лиц Отделения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по городу Вуктылу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Волковой И.С., старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по городу Вуктылу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Мальцевой Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, обязании отмены постановления об окончании исполнительного производства и принятии достаточных мер для исполнения требований исполнительного документа - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, через Вуктыльский городской суд Республики Коми.
Судья Е.Е. Сергеева