Дело №2-1641/2021
УИД 37RS0007-01-2021-002901-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2021 года гор. Кинешма, Ивановской области
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Колесниковой И.В., с участием представителя истца Афониной Л.В. – Крюковой И.Б., представителей ответчика МИФНС России № 5 по Ивановской области – Беляевой О.В., Митяевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кинешме, Ивановской области материалы гражданского дела по исковому заявлению Афониной Л.В. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области о взыскании недоплаченных денежных сумм компенсаций при увольнении, недоплаченных денежных сумм по денежному содержанию на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, процентов за нарушение сроков выплат, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Афонина Л.В. обратилась в Кинешемский городской суд с иском к МИФНС России № 5 по Ивановской области о взыскании недоплаченных денежных сумм компенсаций при увольнении, недоплаченных денежных сумм по денежному содержанию на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, процентов за нарушение сроков выплат, компенсации морального вреда, который мотивировала следующими обстоятельствами.
ДД.ММ.ГГГГ с истицей расторгнут служебный контракт по её инициативе (инициативе гражданского служащего), она была освобождена от замещаемой должности гражданской службы – заместителя начальника отдела кадров и безопасности МИФНС России № 5 по Ивановской области и уволена с гражданской службы в соответствии с п.3 ч.1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
На основании ч.5 ст. 36 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя обязан произвести с ним окончательный расчет.
По мнению истцы, при выплате причитающихся ей при увольнении сумм ответчиком не были при осуществлении расчёта учтены денежные средства, выплаченные в виде материального стимулирования.
Поскольку ответчиком были выплачены причитающиеся истице суммы не целиком, соответственно, на невыплаченные суммы подлежат начислению проценты, предусмотренные ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Также неправомерными действиями ответчика истице причинён моральный вред, размер компенсации определён в размере 3000 рублей.
На основании изложенного, истица в соответствии с заявлением об уточнении исковых требований, просит суд:
Взыскать с МИФНС № 5 России по Ивановской области в пользу Афониной Л.В.
- компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 21845, 24 руб., отпускные выплаты за июль 2020 года в размере 13955,34 руб., отпускные выплаты за сентябрь 2020 года в размере 7814,04 руб., отпускные выплаты за май 2021 года в размере 2267,28 руб.;
- денежную компенсацию (проценты) в общей сумме 1011, 73 руб.,
- компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.,
- расходы на оформление нотариальной доверенности на представителя в размере 1700 руб.
Истица Афонина Л.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена правильно. В соответствии с заявлением просит о рассмотрении дела без её участия, иск поддерживает.
Представитель истицы Афониной Л.В. по постоянно действующей доверенности Крюкова И.Б. исковые требования поддержала в полном объёме, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске.
Представители ответчика МИФНС России № 5 по Ивановской области Беляева О.В. и Митяева Е.В. просили в удовлетворении исковых требований отказать, ввиду отсутствия нарушения трудовых прав истца, представили отзыв на исковое заявление, в котором, в частности, содержится ходатайство о применении срока исковой давности в части взыскания отпускных выплат за отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указав, что с указанным требованием истице необходимо было обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ, поскольку та получила отпускные выплаты именно в этот день. Между тем, Афонина Л.В. обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица УФНС России по Ивановской области в судебное заседание не прибыл. О месте и времени рассмотрения дела был уведомлен соответствующим образом. Каких-либо ходатайств и возражений относительно заявленного иска УФНС по Ивановской области не представило.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, приходит к выводу о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ с истицей Афониной Л.В. расторгнут служебный контракт по её инициативе (инициативе гражданского служащего), она была освобождена от замещаемой должности гражданской службы – заместителя начальника отдела кадров и безопасности МИФНС России № 5 по Ивановской области и уволена с гражданской службы в соответствии с п.3 ч.1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При увольнении истцу Афониной Л.В. были выплачены: в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания; в соответствии с частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» компенсация за неиспользованный отпуск ежегодный основной оплачиваемый отпуск, дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет и ненормированный служебный день за 31,83 к\дн. (т.1 л.д. 63).
Между сторонами отсутствует спор о видах, произведённых при увольнении истице, выплат. Спор возник о размере произведённых выплат.
Денежные средства, выплаченные истцам работодателем в виде материального стимулирования, при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет и ненормированный служебный день, учтены не были.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок, формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Правительству РФ было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601, в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации 31 марта 2015 г. и 23 апреля 2016 г. приняты постановления, соответственно, N 302-12 и N 347-7, которыми также предусмотрены в 2015 г. и в 2016 г. объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.
Согласно служебному контракту№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному МИФНС России № 5 по Ивановской области с Афониной Л.В., в оплату труда гражданского служащего (раздел IV контракта) включены другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации (пункт 9 контракта) – т.1 л.д. 55-62.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Афониной Л.В. в соответствии с приказами руководителя ФНС России в период работы ДД.ММ.ГГГГ материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за <данные изъяты>, а также для оплаты при увольнении компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет и ненормированный служебный день.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителей ответчика МИФНС № 5 по Ивановской области о том, что Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, оплаты труда, либо в сфере государственной гражданском службы; и в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации не входит расширение перечня дополнительных выплат, предусмотренных ч.5 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
Так, в с соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1). Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Учитывая, что на Министерство финансов РФ, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, ответчику при расчете выплачиваемых сумм денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках и при увольнении Афониной Л.В. следовало учесть содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения.
Ссылка в отзыве на постановление Правительства РФ от 25.09.2007 г. N 611"О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти", а также изданный в его исполнение приказ Минфина РФ от 17.10.2007 г. N 90н "Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы", несостоятельна, поскольку, исходя из текста указанных нормативных актов, они устанавливают механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы на период с 1 января 2007 года до 2013 года и не применимы к спорным правоотношениям.
Ссылка ответчика на письмо первого заместителя министра финансов Российской Федерации от 27.04.2021 № 14-03-03/32289, письмо заместителя министра труда Российской Федерации от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300, руководителя Федерального казначейства от 10.06.2021 №07-04-05/08-13782, по мнению суда, не опровергают, а подтверждают разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченные истице в период работы ДД.ММ.ГГГГ материальное стимулирование должно учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, а также для оплаты при увольнении компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет и ненормированный служебный день.
На основании вышеизложенного, суд приходит к однозначному выводу, что при вышеуказанных обстоятельствах исковые требования истицы о взыскании недоплаченных сумм компенсации за неиспользованный отпуск, отпускные выплаты за соответствующие периоды, указываемые истицей, подлежат удовлетворению. С учётом того, что представителями ответчика не оспариваются расчёты истицы, с учётом её заявления об уточнении исковых требований, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в части недоплаченных сумм компенсации за неиспользованный отпуск, отпускные выплаты за соответствующие периоды в размерах, указанных истицей.
Статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Следовательно, данной статьёй предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с гражданской службой.
Эта правовая позиция отражена в преамбуле Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года).
В силу ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Выплата денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим за ежегодный оплачиваемый отпуск (далее - отпускные) производится не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска (ч. 10 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В силу части 4 статьи 84.1, статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации окончательный расчёт с работником производится в день прекращения трудового договора.
Факты нарушения трудовых прав работника и несвоевременной выплаты истцу в полном объеме оплаты за отпуск в ДД.ММ.ГГГГ в размере 13955,34 руб., в ДД.ММ.ГГГГ в размере 7814,04 руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере 2267,28 руб., а также компенсации за неиспользованный ежегодный основной отпуск, дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет и за ненормированный служебный день в сумме 21845,24 руб. при увольнении ДД.ММ.ГГГГ, установлены в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
Расчет процентов (денежной компенсации) за нарушение установленного срока выплаты произведен судом в порядке, предусмотренном ст. 236 Трудового кодекса РФ (по формуле сумма задолженности х на дни задержки х ключевую ставку х 1/150). Произведенный судом первой инстанции расчет задолженности проверен, признан арифметически верным. Оснований к изменению взысканной судом суммы суд не находит.
В ходе рассмотрения дела представители ответчика расчеты взыскиваемых денежных средств, произведенные истцом, не оспаривали, признав их арифметически верными.
Таким образом, суд полагает правильным взыскать с ответчика в пользу истицы проценты (денежную компенсацию) за задержку выплат в размерах, заявленных истцом.
Представителями ответчика заявлено о применении срока исковой давности к требованию о взыскании денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая данное заявление, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч.2 ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно положениям ч.10 ст. 46 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ), выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
В ходе рассмотрения дела установлено, что выплата за отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истицей была получена ДД.ММ.ГГГГ, расчетный листок – ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается документально. То есть, именно ДД.ММ.ГГГГ истица Афонина Л.В. смогла ознакомиться с составляющей данной выплаты.
Принимая во внимание правила исчисления сроков, установленные ч.2 ст. 14 ТК РФ, учитывая, что осуществление выплаты за отпуск является обязанностью работодателя, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ, и закончился ДД.ММ.ГГГГ.
В суд истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается датой на штемпеле почтового конверта, то есть, в пределах срока исковой давности.
При разрешении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, суд руководствуется следующим.
Статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (п. 63), в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу статей 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Судом установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истицы, выразившиеся в несвоевременной выплате последним в полном объёме компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет и ненормированный служебный день, компенсации при увольнении в связи с чем, являются обоснованными исковые требования истицы о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Учитывая, что в результате действий ответчика истице был причинён моральный вред вследствие нарушения трудовых прав, с учётом фактических обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, объёма и характера, причинённых работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Факт несения истцом судебных расходов подтверждается представленной в суд нотариальной доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Афониной Л.В. представителю Крюковой И.Б. на представление интересов во всех судебных учреждениях по её иску к Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области о взыскании денежных средств со всеми правами. За выдачу доверенности Афониной Л.В. за совершение нотариальных действий уплачено 1700 рублей.
Поскольку доверенность Афониной Л.В. выдана для участия в конкретном деле, суд, руководствуясь ст. 94, ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов по настоящему делу в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Афониной Ларисы Викторовны удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области в пользу Афониной Л.В. 46 893 рубля 63 копейки (Сорок шесть тысяч восемьсот девяносто три рубля шестьдесят три копейки), из них: компенсация за неиспользованный отпуск в размере 21845 рублей 24 копейки, отпускные выплаты за ДД.ММ.ГГГГ в размере 13955 рублей 34 копейки, отпускные выплаты за ДД.ММ.ГГГГ в размере 7814 рублей 04 копейки, отпускные выплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 2267 рублей 28 копеек; проценты (денежную компенсацию) за задержку выплат в размере 1011 рублей 73 копейки.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области в пользу Афониной Л.В. компенсацию морального вреда в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Афониной Л.В. отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области в пользу Афониной Л.В. расходы на оформление нотариальной доверенности на представителя в размере 1700 (одна тысяча семьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.
Председательствующий: Капустина Е.А.
Решение в окончательной форме принято 25 августа 2021 года.