№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 апреля 2021 г. г. Губкин
Губкинский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Пастух В.Г., при секретаре Овсянниковой Е.А.,
с участием представителя истца Рагозина Н.И. по доверенности Образцовой Е.Л., в отсутствие ответчиков Ануфриева В.В., Ануфриева В.В., извещенных о рассмотрении дела в срок и надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рагозина Николая Ивановича к Ануфриеву Вадиму Витальевичу, Ануфриеву Владимиру Витальевичу о признании права собственности на недвижимое имущество
установил:
22 марта 1993 года по договору на передачу в собственность граждан квартир в Белгородской области Рагозину Н.И., Стрелецкой А.А. на состав семьи два человека была передана в собственность квартира 42 в доме 21-а по ул. Советской г. Губкина.
19 апреля 2016 года умерла Стрелецкая А.А., которая при жизни оставила завещание от 21.01.2002, заверенное нотариусом Савченко Н.М., в соответствии с которым все свое имущество она завещала своей дочери Ануфриевой В.Н.
К нотариусу, как наследник первой очереди для оформления наследства на ? долю в квартире она не обращалась.
07.09.2017 Ануфриева В.Н. и Рагозин Н.И. подписали предварительный договор с намерением заключить договор купли-продажи ? доли в спорной квартире. По условиям предварительного договора Ануфриева В.Н. брала на себя обязательства продать Рагозину Н.И. ? долю в праве на вышеуказанную квартиру за 450000 рублей. В момент подписания данного договора истец оплатил Ануфриевой В.Н. аванс в размере 250000 рублей, а оставшуюся сумму в размере 200000 рублей он выплачивал Ануфриевой В.Н, затем ее мужу – Ануфриеву В.Н. и ее сыну – Ануфриеву Владимиру Витальевичу.
19 февраля 2019 года Ануфриева В.М. умерла. 22 января 2020 года умер муж Ануфриевой В.Н. – Ануфриев В.Н.
Дело инициировано иском Рагозина Н.И., в котором он просил признать за ним право собственности на ? долю в праве на квартиру с кадастровым номером №, находящуюся по адресу: Белгородская область, город <адрес>, в связи с исполнением договора, ссылаясь, что он обращался к ответчикам с просьбой оформить свои наследственные права и довести до завершения договоренность с их матерью Ануфриевой В.Н., но до настоящего времени никакого результата нет. С его стороны обязательства, взятые по предварительному договору он практически уже выполнил, то есть оплатил Ануфриевым деньги в сумме 407300 рублей, и если к ним прибавить образовавшуюся задолженность по коммунальным платежам в размере 55000 рублей за половину квартиры, принадлежащую Стрелецкой А.А., то он уже переплачивает сумму по договору.
В судебном заседании представитель истца Рагозина Н.И. по доверенности Образцова Е.Л. заявленные требования поддержала в полном объеме и просили их удовлетворить, при этом уточнила, что по предварительному договору истцом Ануфриевым передана общая сумма в размере 411150 рублей.
Ответчики Ануфриев В.В., Ануфриев В.В. в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. Ответчикам направлялась повестка в суд о рассмотрении дела заказным письмом с обратным уведомлением по адресу их проживания, указанному истцом и по имеющимся в деле документам. На возвратившихся в суд почтовых конвертах указана причина их невручения адресату – «Истек срок хранения» (л.д.№), т. е. Ануфриев В.В., Ануфриев В.В., не смотря на направление им извещения, за получением судебной корреспонденции не явились. Указанное свидетельствует о надлежащем извещении ответчиков о месте и времени судебного разбирательства, их добровольном отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что 22 марта 1993 года по договору на передачу в собственность граждан квартир в Белгородской области Рагозину Н.И., Стрелецкой А.А. на состав семьи два человека была передана в собственность квартира 42 в доме 21-а по ул. Советской г. Губкина, что подтверждается договором (л.д.№).
21 января 2002 года Стрелецкой А.А. составлено завещание, в соответствии с которым все свое имущество она завещала своей дочери Ануфриевой В.Н. Указанное завещание удостоверено нотариусом по Губкинскому нотариальному округу Белгородской области Савченко Н.М. (л.д.№).
19 апреля 2016 года Стрелецкая А.А. умерла, о чем 19 апреля 2016 года Отделом ЗАГС администрации Губкинского городского округа Белгородской области составлена запись акта о смерти № 498 (л.д.40).
К нотариусу за оформлением наследства Ануфриева В.Н. не обращалась.
07 сентября 2017 года между Рагозиным Н.И., как покупателем и Ануфриевой В.Н., как продавцом заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, в соответствии с которым продавец обязалась заключить с истцом основной договор купли-продажи ее ? доли в праве собственности до 31 декабря 2018 года. Стоимость ? доли, принадлежащей продавцу, сторонами оценена в 450000 рублей. В момент заключения данного договора Рагозин Н.И. оплатил Ануфриевой В.Н. аванс в размере 250000 рублей, а оставшуюся сумму в размере 200000 рублей истец должен был оплатить до 31 декабря 2018 года (л.д. №).
Согласно п. 3 указанного договора продавец обязуется передать, а покупатель принять в собственность ? долю в праве на квартиру в соответствии со ст. 223, 552 ГК РФ после подписания основного договора купли-продажи ? доли в праве квартиры и его регистрации в Губкинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>.
П.4 предварительного договора содержал условие, что продавец обязуется подготовить и предоставить документы необходимые для купли-продажи ? доли в праве на квартиру и документы об отсутствии задолженности по коммунальным и иным платежам.
Стоимость ? доли в праве на квартиру окончательная и пересмотру не подлежит (л.д.№).
19 февраля 2019 года Ануфриева В.Н. умерла, о чем 22 февраля 2019 года составлена запись акта о смерти, что подтверждается свидетельством о смерти № №, выданным отделом ЗАГС администрации Губкинского городского округа <адрес> (л.д. №).
Наследником, заявившим о принятии наследства, являлся супруг Ануфриевой В.Н. – Ануфриев В.Н. (л.д.№). Сын наследодателя Ануфриев Вадим Витальевич 1 октября 2019 года подал нотариусу Губкинского нотариального округа заявление о том, что он фактически в управление наследственным имуществом не вступал, не возражает против получения свидетельства о праве на наследство другими наследниками, что подтверждается материалами наследственного дела (л.д.57).
Кроме того, 10.09.2019 Ануфриев В.Н. обратился в суд с иском к Ануфриеву В.В., Ануфриеву В.В. об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на имущество, оставшееся после смерти Стрелецкой А.А. в виде гаража №, расположенного в ГСК № 8 г. Губкина и ? доли в квартире, расположенной по адресу: г. Губкин, ул. Советская, д.21 а, кв.42.
Определением Губкинского городского суда Белгородской области от 25 ноября 2019 года исковое заявление Ануфриева В.Н. к Ануфриеву В.В., Ануфриеву В.В. об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на имущество оставлено без рассмотрения.
22 января 2020 года Ануфриев В.Н. умер, о чем 28 января 2020 года Отделом ЗАГС администрации Губкинского городского округа Белгородской области составлена запись акта о смерти № (л.д.70).
Наследниками первой очереди после его смерти являются сыновья – ответчики по делу Ануфриев В.В., Ануфриев В.В., которые к нотариусу с заявлением о принятии наследства до настоящего времени не обратились.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 Кодекса).
В силу п. 2 ст. 1153 ГК РФ, наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с. п. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с п. 1 ст. 429 ГК РФ, по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
В соответствии с п. 5 ст. 429 ГК РФ, в случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
В силу приведенных норм, право собственности на имущество, имеющее собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества.
В то же время предварительный договор не является сделкой по отчуждению имущества. По предварительному договору стороны обязуются в будущем заключить договор, который и будет являться сделкой об отчуждении имущества.
Поэтому предварительный договор не может служить основанием приобретения права собственности на имущество.
Заключение сторонами предварительного договора купли-продажи не порождает право собственности истца на спорную долю квартиры, поскольку предварительный договор не может служить основанием возникновения права собственности, а основной договор купли-продажи сторонами не заключен.
В силу п. 1 п. 2 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. Кредитор, принимая исполнение, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части.
Представителем истца в судебном заседании не отрицалось, что по предварительному договору передана не вся сумма стоимости ? доли квартиры, а ее часть в размере 411150 рублей. Таким образом, нельзя признать предварительный договор фактически исполненным. Утверждения представителя истца о том, что имеется задолженность по коммунальным платежам по лицевому счету открытому на спорную долю в размере 58000 рублей правового значения для разрешения данного спора не имеет, так как по условиям предварительного договора на продавце лежала обязанность по подготовке документов необходимых для купли-продажи ? доли в праве на квартиру и документы об отсутствии задолженности по коммунальным и иным платежам (л.д.12).
Разрешая спор, суд, с учетом положений ст. ст. 218, 429 ГК РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворения требования так как, сам по себе предварительный договор не может являться основанием для признания права собственности на спорную квартиру, т.к. сделкой с недвижимостью, которая влечет возникновение права собственности, он не является.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Рагозина Николая Ивановича к Ануфриеву Вадиму Витальевичу, Ануфриеву Владимиру Витальевичу о признании права собственности на недвижимое имущество признать необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Губкинский городской суд.
Судья
<данные изъяты>