Решение по делу № 12-736/2021 от 11.11.2021

Дело №12-736/2021

                                                                                                        73MS0006-01-2021-008385-18

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск                                                                  16 декабря 2021 года

Судья Засвияжского районного суда г.Ульяновска Кашицына Е.В., рассмотрев жалобу защитника Постновой О.Ю., действующей в интересах юридического лица – областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее по тексту – ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»), на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 14 октября 2021 года, которым ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 14 октября 2021 года ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа с применением положений части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 100000 рублей за то, что указанным юридическим лицом, ответственным за содержание автодороги территориального значения идентификационный «Никитино Выползово» Сурского района Ульяновской области, допущено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, а именно требований по обеспечению безопасности дорожного движения, выразившиеся в непринятии мер по безопасному для движения состоянию автодороги в нарушение требований стандартов, норм и правил.

Так, в нарушение п. 13 требований «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» ПДД РФ, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения», п.6.3, п.6.9 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п.4.5.1, п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства, общие требования», п.6.2.5, 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» 25.07.2021 на участке автодороги территориального значения «Никитино-Выползово» с км 1+950 - 2+400м Сурского района Ульяновской области в пределах границ населенного пункта с.Выползово отсутствуют средства стационарного электрического освещения, тротуары, горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.2, 1.6 ПДД РФ. Несоблюдение приведенных требований создало угрозу безопасности дорожного движения.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, защитник Постнова О.Ю. обжаловала его, указав в своей жалобе на незаконность и необоснованность вынесенного судебного акта. В жалобе указывает, что приоритет в ремонте и содержании автодорог определяется Министерством транспорта Ульяновской области. По отсутствию стационарного освещения в материалы дела был представлен ответ Министерства финансов об отсутствии дополнительных денежных средств на проведение данных работ. Автомобильная дорога общего пользования, проходящая в границах населенного пункта, устанавливается на земельном участке в границах полосы отвода под автодорогу, то есть конструктив. Земельный участок от бровки конструктива автодороги находится в собственности муниципального образования района. Проектирование и строительство необходимо осуществлять по требованиям ГОСТ Р 33150-2014. Размещение пешеходных дорожек устанавливается за пределами земляного полотна автомобильных дорог и за пределами обочины и не ближе 2,7 метра от кромки проезжей части, т.е. что устанавливает земельный участок в границах собственности муниципального образования. В связи с этим, именно на администрации муниципального образования в силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лежит обязанность по обеспечению безопасного дорожного движения на участках автодорог, расположенных в границах населенного пункта. В рамках Бюджетной сметы Департаменту автодорог утверждены денежные средства на вид работ по обустройству автодорог Ульяновской области. В рамках указанных денежных средств размещена документация на обустройство общего пользования Ульяновской области в 2021 году. В результате проведенного открытого конкурса в электронной форме выявлена организация-победитель ООО «АльфаТрансСтрой», с которым заключен государственный контракт на обустройство автодорог Ульяновской области. Виды разметок на автодороге были нанесена ООО «АльфаТрансСтрой» в сроки установленные контрактом (до 30.06.2021). На основании изложенного обжалуемое постановление защитник просит отменить, принять по делу новое решение.

В судебном заседании защитник либо законный представитель ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», а также должностное лицо, составившее протокол, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступало, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.

Административная ответственность по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ наступает в случае несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ).

Согласно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

Согласно разделу 6.9 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947. Включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766. Частичное отключение стационарного электрического освещения в ночное время и переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно осуществляют по ГОСТ Р 52766. Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, дефекты устраняют в сроки, указанные в разделе 6.9 ГОСТа Р 50597-2017.

Как следует из п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по [4]; на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более; на средних и больших мостах (путепроводах, эстакадах) в соответствии с таблицей 7, а также на всех мостах, путепроводах и эстакадах улиц; на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос; на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м; в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам по [5]; под путепроводами, на дорогах I - III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м; на пешеходных переходах в разных уровнях с проезжей частью; на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток; на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по 5.3.2.1 и 5.3.3.1, на пешеходных переходах на проезжей части по 4.5.2.4, велосипедных и велопешеходных дорожках по 4.5.3.9 и ГОСТ 33150; на кольцевых пересечениях в одном уровне и участках въездов на кольцо; на подъездах к объектам дорожного и придорожного сервиса; на пунктах взимания платы за проезд на платных дорогах, где предусмотрена остановка транспортных средств, и на подъездах к ним; на пунктах транспортного, весового и габаритного контроля и на подъездах к ним, на постах санитарно-эпидемиологической, ветеринарной, пограничной, таможенной и дорожно-патрульной служб (п.п. 4.6.1.1)

Согласно п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего, пользования, элементы обустройства. Общие Требования» тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают:- на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; - от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов. Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150. Тротуары располагаются с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны (п.п. 4.5.1.1-4.5.1.3)

В соответствии с п.6.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Как было установлено мировым судьей на основе исследованных доказательств, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в нарушение приведенных требований 25.07.2021 на участке автодороги межмуниципального значения «Никитино-Выползово» с км 1+950 - 2+400м Сурского района Ульяновской области в пределах границ населенного пункта с.Выползово отсутствуют средства стационарного электрического освещения, тротуары, горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.2, 1.6 ПДД РФ.

Виновность ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, объективно подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 73 ПЮ 001359 от 23.08.2021, в котором изложено существо совершенного правонарушения; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда №24 от 25.07.2021 и фототаблицей к нему; уставом ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»; проектом организации дорожного движения автомобильной дороги межмуниципального значения «Никитино-Выползово», которым мировым судьей дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом установленных обстоятельств выводы о виновности ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в совершении инкриминируемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложенные в оспариваемом постановлении мирового судьи, обоснованы и мотивированы, доказательства оценены в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действиям лица, привлекаемого к административной ответственности, дана верная юридическая оценка.

Установив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учреждение, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод заявителя жалобы, что ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» не является субъектом данного административного правонарушения в части обустройства тротуаров на участке автодороги межмуниципального значения «Никитино-Выползово» с км 1+950 - 2+400м Сурского района Ульяновской области в пределах границ населенного пункта с.Выползово суд считает несостоятельным.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ).

Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Доводы заявителя о том, что вопросы организации тротуаров на дорогах, проходящих через населенные пункты, относится к вопросам местного значения в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих прицепах местного самоуправления» подлежат отклонению, поскольку согласно материалам дела автомобильная дорога «Никитино-Выползово» Сурского района Ульяновской области идентификационный ОП МЗ Н-013 км 0,000-2,4, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения.

Уставом ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» предусмотрено, что учреждение осуществляет свою деятельность в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Ульяновской области и осуществляет на них дорожную деятельность по техническому надзору за состоянием автомобильных дорог и обеспечением сохранности автомобильных дорог, выполняет функции государственного заказчика и заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, финансированию за счет средств федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области.

Таким образом, основания для вывода о невиновности учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения в указанной части отсутствуют.

Также, вопреки доводам жалобы, заключение ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» государственного контракта по обустройству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области с ООО «АльфаТрансСтрой», не исключает привлечение учреждения как балансодержателя спорного участка дороги к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства в сфере осуществления дорожной деятельности, выявленного 23.04.2021.

Материалами дела установлено, что по состоянию на 25.07.2021 года на участке автодороги «Никитино-Выползово» с км 1+950 - 2+400м Сурского района Ульяновской области в пределах границ населенного пункта с.Выползово отсутствуют горизонтальные дорожные разметки 1.1, 1.2, 1.6 ПДД РФ.

Исходя из положений изложенного выше законодательства, автомобильные дороги, в том числе дороги местного значения, должны постоянно находиться в безопасном для дорожного движения состоянии, что позволяло бы обеспечить приоритет жизни и здоровью граждан, участвующих в дорожном движении, безаварийное и бесперебойное движение транспорта по дорогам с постоянной нормативной скоростью.

Также подлежат отклонению доводы защитника ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» о том, что недостатки автомобильных дорог образовались в связи с недостаточностью бюджетного финансирования, как несостоятельные, поскольку доказательств, отвечающих критериям достоверности и допустимости, которые бы безусловно свидетельствовали об отсутствии у юридического лица возможности для соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, материалы дела не содержат. Сама по себе недостаточность бюджетного финансирования в данном случае не является безусловным основанием для освобождения ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» от ответственности.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене постановления мирового судьи.

Вместе с тем, суд считает необходимым исключить указание на нарушение юридическим лицом п. 6.2.5, п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», поскольку п. 6.2.5 не вменялся должностным лицом в вину юридическому лицу (как следует из протокола об административном правонарушении и акта выявленных недостатков юридическому лицу было вменено нарушение п. 6.2, п. 5 указанного ГОСТ), а п. 5.3.2 содержит требования к установке дорожных знаков.

При этом, исключение нарушения данных требований не влияет на существо вменяемого юридическому лицу правонарушения и на выводы о виновности последнего.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене постановления мирового судьи.

Срок давности и порядок привлечения ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к административной ответственности не нарушены.

Наказание назначено в рамках санкции части 1 статьи 12.34 КоАП РФ с применением положений части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 6 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 14 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ в отношении ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», в том числе и по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

постановление мирового судьи судебного участка № 6 Засвияжского судебного района г. Ульяновска от 14 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» изменить.

Исключить из постановления указание на нарушение областным государственным казенным учреждением «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» п. 6.2.5, п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

В остальном постановление оставить без изменения, жалобу защитника ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Постновой О.Ю. – без удовлетворения.

           Дальнейший пересмотр решения возможен в порядке, предусмотренном ст.30.13, 30.14 КоАП РФ непосредственно в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

     Судья                                                                                                  Е.В. Кашицына

12-736/2021

Категория:
Административные
Другие
ОГКУ Департамент автомобильных дорог
Суд
Засвияжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Кашицына Е. В.
Дело на сайте суда
zasvijajskiy.uln.sudrf.ru
16.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее