Дело № 2-412/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 26 марта 2018 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
с участием истца Бачай А.А., представителя ответчика ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) Ивановой К.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия гражданское дело по исковому заявлению Бачая Александра Алексеевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (межрайонное) об оспаривании решения о временном прекращении выплаты страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Бачай А.А. обратился в суд с иском к ответчику о защите пенсионных прав, мотивируя требования тем, что с 01 июля 2015 года по декабрь 2017 года он получал страховую пенсию по старости, прибыв из Украины. В 2014 году он оформил временное разрешение на проживание в Российской Федерации. 15 апреля 2015 года он получил паспорт гражданина Российской Федерации, после чего обратился в Пенсионный фонд РФ по месту жительства для получения пенсии на территории Российской Федерации. Пенсия ему была назначена с 01 июля 2015 года. В письме ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) № 635 от 24 января 2018 года ответчик сообщил истцу о прекращении выплаты пенсии с 01 декабря 2017 года в связи с выявленной ошибкой при ее назначении. Ошибка заключалась в том, что истцом при назначении пенсии были представлены недостоверные сведения о его месте проживания и регистрации. Истец считает, что ответчиком незаконно прекращена выплата пенсии. Просит суд решение ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) № 635 от 24 января 2018 года отменить, обязать ответчика возобновить выплату пенсии с 01 декабря 2017 года.
В судебном заседании истец Бачай А.А. исковые требования уточнил, просит суд взыскать с ответчика пенсию с 01 декабря 2017 года по 24 января 2018 года. Пояснил, что после того как он предоставил в пенсионный орган паспорт с отметкой о постоянной регистрации, с 26 января 2018 года выплату пенсии ему возобновили.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) Иванова К.А. с иском не согласилась. Пояснила, что 07 мая 2015 года Бачай А.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. При этом доказательств постоянной регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и документов, подтверждающих его снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства, истец не представил. По этой причине с декабря 2017 года истцу сначала была приостановлена, а затем прекращена выплата страховой пенсии. С 25 января 2018 года выплата пенсии возобновлена. Просит суд в удовлетворении иска отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, материалы пенсионного дела, оценив доказательства в их совокупности по правила ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 167-ФЗ), при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона № 400 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ.
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона № 400 в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Из п. 1 ст. 6 Соглашения следует, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Таким образом, право на получение пенсии по нормам Соглашения возникает только при наличии регистрации по месту жительства лиц на территории государства - участника Соглашения.
В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п.п. «а», «в» и «д» ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Применительно к рассматриваемому случаю Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. № 958н.
Пунктом 57 Перечня документов предусмотрено, что документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что истец Бачай А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 07 мая 2015 года обратился в ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии.
Решением пенсионного органа от 31 июля 2015 года Бачаю А.А. назначена страховая пенсия в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ с 01 июля 2015 года.
Решением ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) от 04 декабря 2017 года выплата пенсии Бачаю А.А. приостановлена с 01 декабря 2017 года в соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) от 10 января 2018 года выплата пенсии Бачаю А.А. прекращена с 01 декабря 2017 года в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 400-ФЗ.
Согласно письму ГУ-УПФ России по гор. Костомукша РК (межрайонное) от 24 января 2018 г. №, выплата пенсии истцу прекращена в связи утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, а именно по тем основаниям, что истец не имеет постоянной регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, а также документа, подтверждающего его снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Вместе с тем, суд не может согласиться с решением ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) о прекращении выплаты пенсии Бачаю А.А. с 01 декабря 2017 года по следующим основаниям.
Из пояснений истца Бачая А.А. следует, что в марте 2014 года он приехал на территорию Российской Федерации из Украины. Стал проживать в гор. Костомукша Республики Карелия.
09 декабря 2014 года Бачай А.А. получил свидетельство № участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Согласно свидетельству № от 27 апреля 2015 года Бачай А.А. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Российская Федерация, <адрес>, на срок с 27 апреля 2015 года по 27 апреля 2018 года.
Из паспорта гражданина Российской Федерации на имя Бачая А.А., выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что 24 января 2018 года истец зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Из паспорта гражданина Украины на имя Бачая А.А. следует, что 15 декабря 2017 года истец снят с регистрационного учета по прежнему месту жительства в Украине.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, с учетом приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что истцу правомерно была назначена пенсия в соответствии с нормами Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года с 01 июля 2015 года.
При принятии решения о назначении пенсии Бачаю А.А. с 01 июля 2015 года пенсионным органом обоснованно были приняты все необходимые документы для назначения страховой пенсии, в том числе, свидетельство № от 27 апреля 2015 года о регистрации по месту пребывания Бачая А.А.
Вопреки утверждениям представителя ответчика, на момент назначения пенсии с 01 июля 2015 года Бачай А.А. был зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации.
Местом пребывания в силу ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (абз. 7), а местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 02 февраля 1998 г. № 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Доказательств того, что Бачай А.А. не проживал месту жительства (регистрации) на территории Российской Федерации, суду не представлено и представителем ответчика данное обстоятельство не оспорено.
Кроме того, в материалы дела представлена справка ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» от 05 февраля 2018 года, согласно которой с октября 2014 года по настоящее время Бачай А.А. проходит лечение у врачей терапевта, онколога, кардиолога. Данный документ, по мнению суда, также позволяет установить факт постоянного проживания Бачая А.А. на территории Российской Федерации.
При этом суд отмечает, что отсутствие сведений о постоянной регистрации по месту жительства и при наличии иных оснований (достаточного трудового стажа, неназначение пенсии по прежнему месту жительства истца и проч.), не препятствовало ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) назначить Бачаю А.А. страховую пенсию с 01 июля 2015 года.
Решением ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) от 31 января 2018 года Бачаю А.А. повторно назначена страховая пенсия в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ с 26 января 2018 года бессрочно.
Довод ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) об отсутствии постоянной регистрации по месту жительства основан на формальном применении приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. № 958н, что не может и не должно умалять пенсионных прав Бачая А.А., которые истцу уже были предоставлены решением ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) от 31 июля 2015 года.
Таким образом, требования Бачая А.А. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п/п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) в доход бюджета муниципального образования «Костомукшский городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Бачая Александра Алексеевича удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (межрайонное) № 635 от 24 января 2018 года.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (межрайонное) произвести Бачаю Александру Алексеевичу выплату страховой пенсии по старости за период с 01 декабря 2017 года по 25 января 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) в доход бюджета муниципального образования «Костомукшский городской округ» государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена 26 марта 2018 года.
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено 31 марта 2018 года.