Дело № 2-406/2024
УИД 33RS0012-01-2024-000580-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2024 года город Кольчугино
Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Шикиной И.А., при секретаре Осокиной Д.А., с участием представителя истца – помощника Кольчугинского межрайонного прокуратура Ракова А.В., представителя ответчика Афанасьева П.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольчугинского межрайонного прокурора в интересах Еремичева Дмитрия Владимировича, Еремичевой Ирины Павловны, ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Кольчугинского района Владимирской области о возложении обязанности обеспечить земельный участок инженерной и транспортной инфраструктурой,
установил:
Кольчугинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском (с учетом отказа от исковых требований к МКУ «Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства») в интересах Еремичева Д.В., Еремичевой И.П., ФИО1, ФИО3, ФИО2 к администрации Кольчугинского района Владимирской области о возложении обязанности обеспечить земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № объектами инженерной и транспортной инфраструктуры: водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, водоотведение, дороги, тротуары, в срок не позднее двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что в результате проведенной прокуратурой по обращению Еремичевой И.П., Еремичева Д.В. проверки был установлен факт нарушения администрацией Кольчугинского района требований федерального законодательства при бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям: на предоставленном истцам в собственность для индивидуального жилищного строительства земельном участке отсутствуют инженерные коммуникации: централизованные сети водоснабжения, газоснабжения, водоотведения, а также транспортная инфраструктура. Ссылаясь на то, что семья Еремичевых является многодетной, состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, прокурор обратился в суд с данным иском.
Определением Кольчугинского городского суда Владимирской области от 03.06.2024, 28.06.2024 занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство архитектуры и строительства Владимирской области, МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Кольчугинского района», МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района» (л.д. 38-39).
Помощник Кольчугинского межрайонного прокурора Раков А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске доводам, полагал указанный в исковом заявлении срок достаточным для обеспечения земельного участка инженерной и транспортной инфраструктурой. Обоснование указанного срока не представил.
Представитель ответчика по доверенности Афанасьев П.Е. не согласился с предложенным прокурором сроком исполнения работ по обеспечению участка инженерной и транспортной инфраструктурой. Пояснил, что муниципальным бюджетом денежные средства на создание объектов инфраструктуры по спорному адресу не выделялись, бюджет района софинансируется из регионального бюджета. На строительство инфраструктуры земельных участков, ранее выделенных многодетным семьям, соглашения заключены в 2022, 2023, 2024 году, ул. <адрес> в них отсутствует. Для исполнения решения потребуется не менее трех лет, поскольку работы по возведению каждого объекта инфраструктуры выполняются поэтапно, один за другим. Для возведения одного объекта требуется не менее 11 месяцев, включая проектирование, государственную экспертизу, заключение муниципальных контрактов, выполнение самих работ.
Представитель ответчика администрации Кольчугинского района Владимирской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве заместитель главы администрации Кольчугинского района по жизнеобеспечению Ершов А.К. заявленные требования не признал, просил в иске отказать (л.д. 52-54).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Кольчугинского района», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие. В представленном отзыве указал, что кадастровые работы по формированию земельного участка осуществлялись на основании «Проекта планировки и проекта межевания территории, в кадастровой квартале № под индивидуальное жилищное строительство в г. Кольчугино Кольчугинского района Владимирской области» (л.д. 107).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве учреждение указало, что финансирование строительства дорог и тротуаров по ул. <адрес> города Кольчугино не производилось, проектно-сметная документация на строительство линейных объектов не разрабатывалась. Производство работ по строительству автомобильных дорог и тротуаров невозможно без разработки проектно-сметной документации на строительство (срок от 6 мес.), прохождения государственной экспертизы (1 мес.), само строительство объекта занимает от 3 месяцев до 1 года, проведение аукциона – до 45 дней. Полагает, что для исполнения решения суда потребуется не менее 3 лет (л.д. 162).
МКУ «Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кольчугинского района» извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просило. В представленном отзыве указало, что предлагаемый прокурором срок для создания всей инженерной и транспортной инфраструктуры является необоснованным, указан формально, без учета закона № 44-ФЗ от 05.05.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, способов определения исполнителей соответствующих работ, процедуры исполнения муниципальных контрактов, требующих временных затрат. Мероприятия, заявленные в иске представляют собой сложный, трудоемкий и требующий финансовых и временных затрат процесс. Анализ сложившейся практики создания инженерной инфраструктуры показал, что для возведения всех объектов требуется не менее 3 лет. Кроме этого, в отсутствие домовладения невозможно решить вопрос о разработке проектной документации для индивидуального локального очистного сооружения и выполнению работ по созданию такого объекта (л.д. 102-104).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство архитектуры и строительства Владимирской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие. В письменном отзыве указал, что в настоящее время осуществляется согласование в установленном порядке нормативных актов по распределению средств бюджета муниципальным образованиям на реализацию программных мероприятий. Полагал, что решение об удовлетворении исковых требований необходимо принять в соответствии с действующим законодательством и исходя из анализа положений, указанных в отзыве (л.д. 119-139).
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, установив правовые позиции сторон и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортабельным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до июля 2012 года: разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая приказом от 09.09.2013 № 372 Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, указывая, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Согласно указанным Методическим рекомендациям до предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Положениями подп. 6 п. 1 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа – земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При принятии таких законодательных положений учитывались цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе, что, безусловно, следует из содержания положений подп. «а» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»; распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 №1119-р «Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей».
Таким образом, при принятии решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны учитываться реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.
Данные требования закреплены в подп.1, 3 п. 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов.
На территории Владимирской области во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 постановлениями Губернатора Владимирской области утвержден ряд нормативных правовых актов, предусматривающих комплекс мер по созданию необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 17.12.2013 №1390 утверждена государственная программа Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (далее Государственная программа), в которой одним из приоритетов государственной политики в жилищной сфере обозначено обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктурой, вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков.
В качестве одного из основных мероприятий Государственная программа предусматривает принятие необходимых мер по обустройству земельных участков, планируемых для жилищного строительства, инженерной и транспортной инфраструктурой.
Порядок и процедура представления субсидий четко регламентируется бюджетным законодательством, вследствие чего предоставление субсидий местным бюджетам возможно по установленному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта перечню, утвержденному на срок не менее трех лет, по результатам отбора. Предоставление субсидий отдельному муниципальному образованию, не включенному в соответствующий список, запрещено.
Одним из обязательных условий предоставления субсидий является направление в Департамент (Министерство) архитектуры и строительства заявки.
В настоящее время на территории Кольчугинского района действует муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Кольчугинского района», утвержденная постановлением администрации Кольчугинского района Владимирской области от 30.01.2020 № 85, одной из целей которой является повышение качества и условий жизни семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, за счет обустройства земельных участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной и транспортной инфраструктурой.
В судебном заседании установлено, что семья Еремичевых признана нуждающейся в жилом помещении, постановлением администрации Кольчугинского района от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Законом Владимирской области от 25.02.2015 № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» Еремичевой И.П., Еремичеву Д.В, ФИО1, ФИО2, ФИО3 в общую долевую собственность как многодетной семье предоставлен бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1195 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (л.д. 17, 22-25, 35).
Земельный участок передан многодетной семье, право общей долевой собственности (по 1/5 доли) на земельный участок <адрес> зарегистрировано за ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 12, 13-16).
Из акта проверки Кольчугинской межрайонной прокуратуры от 04.03.2024 установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, не обеспечен инженерной (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (до39).
Как следует из текста искового заявления, использование земельного участка по назначению по причине отсутствия инфраструктуры: энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, невозможно.
Отсутствие обеспеченности земельного участка указанной инфраструктурой подтверждено письменными отзывами представителей администрации Кольчугинского района, третьих лиц и пояснениями представителя ответчика в судебном заседании, в связи с чем суд считает это обстоятельство доказанным.
Из соглашений между Департаментом архитектуры и строительства Владимирской области и Администрацией Кольчугинского района, заключенных в 2022, 2023, 2024гг. следует, что бюджету муниципального образования Кольчугинский район выделяется субсидия на софинансирование расходных обязательств муниципального образования по строительству объекта муниципальной собственности, в рамках реализации мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей. В каждом из соглашений указан объем финансового обеспечения и объекты капитального строительства, к которым подводятся соответствующие коммуникации. Улица <адрес> г. Кольчугино среди них не значится (л.д. 119-139).
Таким образом, из представленных материалов усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления многодетной семье земельного участка до момента принятия судебного решения прошел год, однако обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность возведения и использования жилого дома, не выполнена.
Непринятие действенных мер для обеспечения земельного участка, находящегося в собственности истцов, коммунальной и транспортной инфраструктурой свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления, выразившееся в не разрешении вопросов местного значения.
С учетом изложенного, установив тот факт, что истцам не была обеспечена возможность ведения строительства жилого дома, подключения к инженерно-техническим сетям электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, необходимых для нормальной жизнедеятельности, а также принимая во внимание то обстоятельство, что данные вопросы в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся к вопросам местного значения и входят в компетенцию администрации Кольчугинского района, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Возражения представителя ответчика о том, что в исковом заявлении не указана нормативно-правовая база, прямо обязывающая органы местного самоуправления в какие-либо сроки осуществить строительство инженерной инфраструктуры для ранее выделенных бесплатно многодетным семьям земельных участков, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Суд также отклоняет довод ответчика и третьего лица об отсутствии технической возможности создания системы водоотведения в виде септика, поскольку это невозможно в отсутствие возведенного домовладения. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения и водоотведение на подконтрольной им территории, в частности, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоотведения, и при этом исполнение данной обязанности, возможно любым способом, выбор такого способа является исключительной прерогативой органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Обсуждая требования в части установления срока, в течение которого на администрацию Кольчугинского района Владимирской области подлежит возложению обязанность обеспечить земельный участок коммунальной и транспортной инфраструктурой, суд приходит к выводу, что отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в данной сфере и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Принимая во внимание, что исполнение спорной обязанности требует проведения проектно-изыскательских работ, согласований с контролирующими органами и заключения множества муниципальных контрактов, суд полагает возможным установить срок исполнения обязанности в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу. Данный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения ответчиком возложенных на него обязанностей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора в интересах Еремичева Дмитрия Владимировича, Еремичевой Ирины Павловны, ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить.
Обязать администрацию Кольчугинского района Владимирской области (ИНН 3306006439) в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, объектами инженерной (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги и тротуары) инфраструктуры.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Шикина
Решение в окончательной форме принято 2 сентября 2024 года.