Дело №12-83/2021
УИД 44RS0005-01-2021-001858-30
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Буй Костромской области 17 ноября 2021 года
Судья Буйского районного суда Костромской области Исупова Н.В., с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности – Коноваловой Н.Б., рассмотрев в судебном заседании жалобу главы Администрации городского округа город Буй Костромской области Ральникова И.А. на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Шабанова П.С. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации городского округа город Буй Костромской области, ИНН 4402003908, юридический адрес: Костромская обл., г. Буй, пл. Революции, д. 13
установил:
Постановлением должностного лица УФССП России по Костромской области № 360 от 16.09.2021 Администрация городского округа город Буй Костромской области подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Администрация признана виновной в том, что в срок до 30.07.2021 включительно не исполнила требование судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, требование исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, изолированное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда городского округа город Буй Костромской области по нормам предоставления площади жилого помещения, расположенное на территории городского округа город Буй.
Не согласившись с данным постановлением, глава Администрации городского округа город Буй Костромской области Ральников И.А. обратился в Буйский районный суд Костромской области с жалобой о его отмене, мотивировав жалобу следующим.
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа город Буй Костромской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ (неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора) и на администрацию городского округа город Буй Костромской области административного штрафа в размере 30 000 (Тридцати тысяч) рублей.
Указанный административный штраф наложен на администрацию городского округа город Буй Костромской области за неисполнение требования судебного пристава - исполнителя в срок до 30 июля 2021 года предоставить жилое помещение ребенку-сироте ФИО1 (на основании решения Буйского районного суда Костромской области от 17.07.2019 года, вступившего в законную силу 23.08.2019 года, исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ).
В 2021 году городскому округу город Буй Костромской области из бюджета Костромской области были запланированы субвенции в сумме 2496400, 00 рублей. В 2021 году за счет указанных субвенций планировалось приобрести жилые помещения для 3 детей-сирот (в том числе для ФИО1).
С целью приобретения жилого помещения для ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ размещено извещение о закупке №. Дата окончания приема заявок - 15.04. 2021 г., дата проведения аукциона в электронной форме- 19.04.2021 г. Аукцион не состоялся, так как не было подано ни одной заявки на участие.
Поскольку закупки не состоялись по причине несоответствия средней стоимости 1 кв.м. жилого помещения на вторичном рынке жилья и стоимости, установленной департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, администрация городского округа город Буй Костромской области направляла в департамент письмо о пересмотре стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения на 2021 год. Указанная стоимость департаментом пересмотрена не была.
9 июля 2021 года было подписано дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа город Буй Костромской области субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 25.01. 2021 г. №2, из которого следует, что предоставление субвенций бюджету городского округа город Буй Костромской области, предусмотренные ранее на 2021 год, перенесены департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области на 2022 финансовый год.
Таким образом, вины администрации городского округа город Буй Костромской области в неисполнении решения Буйского районного суда от 17.07.2019 года, вступившего в силу 23.08.2019 года, о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения, не имеется на основании следующего.
На основании Закона Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 выше указанного Закона «органы государственной власти Костромской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления из областного бюджета финансовых средств в виде субвенций». Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно части 3 статьи 20 этого же Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В городском округе город Буй Костромской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в соответствии с Порядком обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным постановлением администрации городского округа город Буй Костромской области от 23 июня 2015 года № 468 «О порядке приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Указанным Порядком предусмотрено создание межведомственной комиссии по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. В соответствии с пунктом 2.8. указанного Порядка Комиссия в течение 10 рабочих дней после получения документов, указанных в пункте 2.7. Порядка принимает решение о передаче жилого помещения на правах специализированного жилищного фонда гражданам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В первую очередь жилые помещения передаются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях исполнения судебных актов в отношении администрации городского округа город Буй Костромской области, вступивших в законную силу, во вторую очередь - лицам, включенным в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности.
В администрации городского округа город Буй Костромской области сформирован список детей - сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеется решение суда о предоставлении жилого помещения (по дате вступления решения суда в законную силу). В настоящее время в городском округе город Буй Костромской области находится на исполнении 16 решений суда о предоставлении жилых помещений детям - сиротам. ФИО1 в этом списке числится под номером 2.
Субвенций, перечисляемых бюджету городского округа город Буй Костромской области недостаточно для обеспечения всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеется обязанность по предоставлению жилого помещения.
Учитывая изложенные обстоятельства, считают, что администрация городского округа город Буй Костромской области не имеет возможности предоставить жилое помещение ребенку-сироте ФИО1 в установленные судебным приставом-исполнителем сроки (по причине недостаточного финансирования в виде субвенций из областного бюджета на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Поскольку согласно части 3 статьи 20 Закона Костромской области от 29.12. 2014 г. №620-5-ЗКО органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, вины администрации городского округа город Буй Костромской области в не предоставлении в срок жилого помещения ребенку-сироте ФИО5 не имеется.
Исполнять переданные отдельные государственные полномочия за счет средств бюджета городского округа город Буй Костромской области также не имеется возможности по причине дефицитности и дотационности бюджета городского округа город Буй Костромской области. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления исполнять переданные государственные полномочия за счет средств местного бюджета.
Считают, что в настоящее время администрацией городского округа город Буй Костромской области приняты все возможные меры по выполнению решения суда о предоставлении жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе ФИО1), поэтому в действиях администрации городского округа город Буй Костромской области не содержится состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного администрация городского округа город Буй Костромской области просит постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области Шабанова П.С., вынесенное 16.09.2021 года по делу об административном правонарушении №360 о признании администрации городского округа город Буй Костромской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение требования судебного пристава-исполнителя о предоставлении в срок до 30 июля 2021 года ребенку-сироте ФИО1 жилого помещения и наложении на администрацию городского oкpyгa город Буй Костромской области административного штрафа в размере 30 000 (Тридцати тысяч) рублей отменить, административное производство в отношении администрации городского округа город Буй Костромской области прекратить.
В судебном заседании представитель администрации городского округа город Буй Коновалова Н.Б., действующая на основании доверенности, поддержала жалобу, просила её удовлетворить, дополнительно пояснила следующее, что на 2021 год были выделены денежные средства на покупку 3-х квартир. Администрацией г.о.г. Буй были организованы торги, согласно которых ни одной заявки по цене, установленной администрацией, в рамках выделенных субсидий, не поступило. Администрация городского округа город Буй Костромской области обратилась в Департамент строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области с просьбой потратить перечисленные субвенции на приобретение двух квартир для детей-сирот. Вместе с тем, в их адрес поступило дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа город Буй Костромской области субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 25.01.2021 №2 от 09.07.2021. При этом у Администрации городского округа <адрес> отсутствуют денежные средства для обеспечения указанных лиц из своего бюджета.
Начальник отделения - старший судебный пристав Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав Коновалову Н.Б., прихожу к следующему.
Часть 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что имеется вступившее в законную силу решение Буйского районного суда Костромской области от 17.07.2019, которым на Администрацию городского округа город Буй Костромской области возложена обязанность предоставить ФИО7 из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, изолированное жилое помещение благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа город Буй.
На основании данного решения 23.08.2019 выдан исполнительный лист.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области в отношении Администрации городского округа город Буй Костромской области возбуждено исполнительное производство №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем направлено требование об устранении нарушений и ей установлен срок до 30.07.2021 для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, что юридическим лицом не было сделано.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию…, иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» также закреплена обязательность судебных постановлений.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Статьей 6 указанного закона предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные названным Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц
В соответствии со ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 113 названного Федерального закона предусмотрено, что, в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
До настоящего времени решение Буйского районного суда Костромской области от 17.07.2019 по делу №2-543/2019 о предоставлении ФИО1 жилого помещения не исполнено. Срок неисполнения данного решения суда в несколько раз превышает срок, установленный ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Обстоятельства дела свидетельствуют о совершении администрацией г.о.г Буй административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Вина администрации г.о.г. Буй в совершении вмененного ей правонарушения установлена, поскольку должником не были приняты все зависящие от него и исчерпывающие меры, направленные на исполнение конкретного судебного решения в установленный срок. Отсутствие денежных средств, свободных жилых помещений и т.п. не являются уважительными причинами неисполнения судебного решения.
Европейский Суд по правам человека неоднократно указывал на то, что исполнение решения, вынесенного судом, должно рассматриваться в качестве составной части судебного разбирательства, поэтому неисполнение судебного акта в разумный срок признается нарушением статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Непринятие мер, предусмотренных положениями ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», свидетельствовало бы о неправомерном бездействии пристава-исполнителя в отношении исполнения требований неимущественного характера, содержащегося в исполнительном документе.
Указанные в жалобе причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, поскольку под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П).
Доводы представителя администрации г.о.г. Буй о том, что на выделенные деньги из бюджета администрация не смогла купить 3 квартиры, т.к. данных денег не хвалило. Судом не могут быть приняты, т.к. администрацией г.о.г. Буй не предоставлено доказательств отсутствия возможности приобретения на выделенные деньги 2-х квартир.
Поскольку совершенное правонарушение, с учетом ст.6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст.13 ГПК РФ, положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», посягает на институт судебной власти, на принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении данного дела не было допущено.
Административное наказание в данном случае назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.17.15 КоАП РФ для юридических лиц, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Обжалуемое постановление, вынесенное с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, является законным; оснований для его отмены и удовлетворения жалобы администрации г.о.г Буй не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.6, 30.7 ч.1 п.1, 30.8 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №360 ░░ 16 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.17.15 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░