Решение по делу № 2-1176/2020 от 17.06.2020

                                    Дело № 2-1176/2020

УИД: 61RS0020-01-2020-001871-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2020 г.                                    г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Б.,

при секретаре Сугейко Д.А.,

с участием представителя истца Евлашкиной Т.А. – адвоката Котляровой И.А., действующей на основании ордера №.... от 17.06.2020 и нотариально удостоверенной доверенности от 30.10.2018, зарегистрирована в реестре нотариуса №....,

представителя ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области - Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности №.... от 06.05.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1176/2020 по иску Евлашкиной Т.А. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области включить её в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчёта размера предоставляемых в 2020 году социальных выплат, а также предоставить ей в 2020 году социальную выплату для приобретения жилья на вторичном рынке на семью из одного человека и заключить с ней в 2020 году договор о предоставлении социальной выплаты для переселения её из ветхого жилого фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований истец указала, что зарегистрирована и проживает в квартире №.... в доме №.... по <адрес>. Жилой дом №.... по адресу: <адрес> признан ветхим в результате ведения горных работ ОАО «Ростовуголь» и непригодным для проживания по критериям безопасности, и граждане, проживающие в данном жилом доме, включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, под №.....

Квартира №.... в доме №.... по <адрес> принадлежит ей на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры от 09.06.1999, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.04.2010 ......

Она неоднократно, начиная с 2016 года обращалась в отдел жилищной политики Администрации города Новошахтинска с вопросом переселения из квартиры №.... ветхого жилого дома №.... по <адрес>, так как проживание в данном доме угрожает ее жизни и здоровью, и предоставляла в соответствии с Положением о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403, постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», постановления Правительства Ростовской области от 14.06.2012 № 511 «О реализации мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» в целях реализации мероприятий «Содействие гражданам, переселяемым из ветхого жилья в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, финансируемых из Федерального бюджета», на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» все необходимые документы, однако ей на устных приёмах обещали переселить, но до настоящего момента времени она не переселена, из одиннадцати квартир в данном жилом дом не переселены только она и ещё одна квартира. Дом разрушается на глазах, имеется угроза его обрушения, так как никто в нём не живет и не поддерживает его техническое состояние.

22.08.2018 она письменно обращалась к ответчику с претензией по вопросу моего переселения из квартиры №.... дома №.... по <адрес> и предоставления мне социальной выплаты по договору для приобретения жилья, для переселения с ветхого, однако до настоящего момента времени я ответ на данную претензию не получила.

11.06.2019 она также письменно обращалась с вопросом моего переселения из указанного ветхого жилья. 10.07.2019 она получила неопределенный ответ, о том в каком году я буду переселена. 30.01.2020 она письменно обратилась к Главе Администрации г.Новошахтинска Ростовской области Б.С.А. с просьбой предоставить ей социальную выплату и заключить со мной договор о предоставлении социальной выплаты в 2020 году с целью моего переселения из ветхого жилья по адресу: <адрес>.

27.02.2020 она получила ответ за №.... в котором ответчик сообщает тоже, что и сообщал на устных приемах в 2018, 2019 году, а именно, что денежные средства на специализированном счёте администрации города на реализацию мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого вновь отсутствуют, и так каждый год, несмотря на то, что денежные средства каждый год поступают из федерального бюджета и переселение граждан из ветхого жилья осуществляется каждый год.

Считает, что Администрация города Новошахтинска уклоняется от заключения с ней о предоставлении социальной выплаты и переселения из ветхого жилья пострадавшего от ведения горных работ, что является неправомерными действиями.

Истец Евлашкина Т.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Согласно предоставленному заявлению просила дело рассмотреть в ее отсутствие с участием адвоката Котляровой И.А. Дело рассмотрено в отсутствие истца Евлашкиной Т.А. в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца Евлашкиной Т.А. – адвокат Котлярова И.А., действующая на основании ордера и нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Просила требования удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области – Никулина О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что истец не относятся к льготным категориям граждан, подлежащих первоочередному переселению, Администрация города не отказывала ей в заключении договора, прав ее не нарушала. Дополнительно пояснила, что претензий к пакету документов истца не имеется.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец включена в дополнительный Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой ш. ..... ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности под №..... Данный список граждан утвержден протоколом АЯ-669пр от 15.09.2016.

    Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, очередность переселения устанавливается органом местного самоуправления с учетом причастности граждан к льготной категории (с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан из основных списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ЖК РФ защите в судебном порядке подлежат нарушенные (оспариваемые) права, в частности жилищные права.

По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.

Помимо указанного, суд считает необходимым отметить то, что избираемый гражданином способ защиты права, которые лицо считает нарушенным, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона.

Из материалов дела следует, что истец неоднократно обращалась в Администрацию города с письменными заявлениями о заключении договора о предоставлении соцвыплаты, на что ответчиком было указано на невозможность заключения договора в связи с отсутствием финансирования.

Суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (пункт 8).

Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Пунктом 5 названного Постановления предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе, на снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 8).

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

    Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

    В силу п. 13 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

    Из изложенного выше следует, что переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты, от заключения которого с истцами ответчик уклоняется, ссылаясь на недостаток финансирования.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, ст.ст. 6, 179 БК РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

Учитывая, что п. 2 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.

При этом отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат.

Суд также полагает необходимым отметить, что, несмотря на огромное количество обращений и судебных споров, аналогичных рассматриваемому, ответчиком до настоящего времени не разработан комплекс мероприятий, направленных на установление порядка и сроков очередности переселения граждан в рамках программы реструктуризации предприятий угольной промышленности.

Более того, как следует из материалов дела, в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья…., включены 11 квартир дома №.... по <адрес> переселены жители 7 квартир.

При разрешении указанного спора, суд также учитывает следующее.

Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, в целях оказания содействия в переселении из ветхого жилья управлением жилищной политики Администрации города ведется прием граждан. В ходе приема: а) разъясняется порядок реализации мероприятий по оказанию содействия гражданам в переселении из ветхого жилья, осуществляемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 №428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков"; б) при наличии возможности оказания содействия в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого гражданину выдается для заполнения информационная карта и перечень документов, необходимых для предоставления гражданами в управление жилищной политики для реализации права на переселение из ветхого жилищного фонда, разъясняется порядок внесения уточнений в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными угольными шахтами, непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - Списки граждан, подлежащих переселению) (п. 2.4.).

Перечень документов, предоставляемых гражданами в управление жилищной политики для реализации права на переселение из ветхого жилья (далее - перечень документов): заявление о принятии документов; копии паспортов (все страницы); копии свидетельств о рождении детей до 14 лет; копии свидетельств о браке; копии свидетельств о расторжении брака; копии свидетельств о смерти; справка о составе семьи, выданная уполномоченным органом; копии правоустанавливающих документов на ветхое жилье (п. 2.5).

Ежегодно управление жилищной политики с целью установления объема денежных средств, подлежащих направлению гражданами по способам приобретения жилья (первичный рынок жилья, вторичный рынок, участие в долевом строительстве, исполнение решений суда, вступивших в законную силу), проводит анализ информационных карт, поступивших от граждан в Администрацию города, и в срок до 1 марта текущего года предоставляет Рабочей комиссии сведения об объемах средств, необходимых для переселения обратившихся граждан (п. 2.6).

Список (списки) расчета размера предоставляемых субсидий формируется (формируются) из числа граждан, информировавших Администрацию города о желаемом способе направления социальной выплаты в пределах средств предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию мероприятий по оказанию содействия гражданам в переселении из ветхого жилья на текущий финансовый год и обратившихся в Администрацию города с заявлением о включении в Список (списки) расчета размера предоставляемых субсидий, а также включенных в утвержденный Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными организациями угольной промышленности непригодным для проживания по критериям безопасности, являющийся приложением к соглашению о предоставлении межбюджетных трансфертов на осуществление полномочий по предоставлению социальных выплат гражданам по мероприятиям "Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого".

На момент включения в Список (списки) расчета размера предоставляемых субсидий граждане предоставляют в управление жилищной политики обязательство о сдаче ветхого жилого помещения муниципальному образованию или о безвозмездной передаче ветхого жилого помещения в муниципальную собственность документы согласно перечню, указанному в п. 2.5 настоящего Положения (п. 2.8).

После согласования в Министерстве энергетики РФ Списка (списков) расчета размера предоставляемых субсидий и при наличии на счете Администрации города средств, направленных из федерального бюджета, на цели, предусмотренные настоящим Положением, Администрация города в 30-дневный срок с даты согласования в Министерстве энергетики РФ Списка (списков) расчета размера предоставляемых субсидий заключает с гражданами договоры на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья по форме, установленной Федеральным агентством по энергетике (п. 2.10).

Из изложенного выше следует, что заключению договора о предоставление социальной выплаты на приобретения жилья предшествует процесс сбора и передачи в Администрацию г. Новошахтинска пакета документов согласно перечню, установленному п. 2.5 указанных Правил.., информирование администрации города о желаемом способе направления социальной выплаты и обращение в администрацию города с заявлением о включении в Список (списки) расчета размера предоставляемых субсидий.

Как установлено в судебном заседании, претензий к неполноте либо недостоверности представленных истицей в целях реализации своего права на переселение пакета документов, ответчиком заявлено не было.

    Учитывая изложенное выше, суд обращает внимание на то, что право истца на получение социальных выплат, которое никем до настоящего времени не оспорено, не было реализовано по независящим от них обстоятельствам, в связи с чем восстановить нарушенное право истца суд полагает возможным путем возложения обязанности на ответчика по заключению с ней договора о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования Евлашкиной Т.А. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке.

Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области включить Евлашкину Т.А. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчёта размера предоставляемых в 2020 году социальных выплат.

Обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области предоставить Евлашкиной Т.А. в 2020 году социальную выплату для приобретения жилья на вторичном рынке на семью из одного человека.

Обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области заключить с Евлашкиной Т.А., зарегистрированной по адресу: <адрес>, договор о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке, по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в 2020 году.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме составлено 21.07.2020.

2-1176/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Евлашкина Татьяна Александровна
Ответчики
Администрация города Новошахтинска Ростовской области
Другие
Котлярова Ирина Анатольевна
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Селицкая Марина Юрьевна
Дело на сайте суда
novoshahtinsky.ros.sudrf.ru
17.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2020Передача материалов судье
19.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2020Подготовка дела (собеседование)
06.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2020Судебное заседание
21.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2020Дело оформлено
27.08.2020Дело передано в архив
16.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее