УИД 74RS0049-01-2021-001594-68
Дело № 88-5721/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 19 апреля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Грудновой А.В., Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-507/2021 по иску Чернышовой Евгении Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 05 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения истца Чернышовой Е.Н., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чернышова Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФ в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 24 сентября 2020 года.
В обоснование заявленных требований Чернышова Е.Н. сослалась на то, что решением УПФ в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области от 29 декабря 2020 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не включен период работы с 07 апреля 1995 года по 26 августа 2013 года в Ново-Троицкой средней школе Республики Казахстан в качестве учителя, поскольку наименование учреждения не соответствует Списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, а также с 28 июля 1996 года в Республике Казахстан отменен институт досрочных пенсий, право на досрочное пенсионное обеспечение после этой даты отсутствует. Считает отказ незаконным, поскольку в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года при назначении пенсии должны применяться нормы российского законодательства.
Решением Троицкого городского суда Челябинской области от 05 августа 2021 года, с учетом определения от 24 сентября 2021 года об исправлении описки, решение УПФ в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области от 29 декабря 2020 года № 810019/20 об отказе Чернышовой Е.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости признано частично незаконным; на УПФ в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области возложена обязанность засчитать Чернышовой Е.Н. в специальный стаж периоды работы с 07 апреля 1995 года по 31 октября 2006 года, с 01 декабря 2006 года по 28 февраля 2007 года, с 01 апреля 2007 года по 30 июня 2007 года, с 01 августа 2007 года по 31 августа 2007 года, с 01 октября 2007 года по 31 декабря 2007 года, с 01 февраля 2008 года по 30 апреля 2008 года, с 01 июня 2008 года по 30 сентября 2008 года, с 01 января 2009 года по 30 июня 2009 года, с 01 августа 2009 года по 31 октября 2009 года, с 01 января 2010 года по 31 января 2010 года, с 01 марта 2010 года по 31 марта 2010 года, с 01 мая 2010 года по 30 сентября 2010 года, с 01 января 2011 года по 26 августа 2013 года, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением судьи Челябинского областного суда от 08 ноября 2021 года произведена замена ответчика УПФ в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту – ОПФ по Челябинской области).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 декабря 2021 года решение Троицкого городского суда Челябинской области от 05 августа 2021 года в части периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж Чернышовой Е.Н., изменено, в части отказа в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости отменено и принято в указанной части новое решение, которым на ОПФ по Челябинской области возложена обязанность включить в специальный стаж Чернышовой Е.Н. период работы с 07 апреля 1995 года по 26 августа 2013 года, назначить Чернышовой Е.Н. досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 октября 2021 года, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ОПФ по Челябинской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Чернышова Е.Н. просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика ОПФ по Челябинской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом переходных положений статьи 35 названного Федерального закона) с применением части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 19 - 21 части 1 данной статьи назначается не ранее сроков, предусмотренных в Приложении 7 к указанному закону.
Согласно Приложению 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, право на досрочную пенсию которых возникло в 2019 году, страховая пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, лицам, право на досрочную пенсию которых возникло в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в подпунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к данному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, при возникновении права на досрочную страховую пенсию по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в 2019 году такая пенсия может быть назначена не ранее, чем через шесть месяцев со дня возникновения такого права, при возникновении такого права в 2020 году пенсия может быть назначена не ранее, чем через полтора года со дня возникновения такого права.
При этом днем возникновения права на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует считать день, когда продолжительность специального стажа застрахованного лица составляет 25 лет.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с учетом спорных периодов применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список 2002 года), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», далее Список 1959 года), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 24 сентября 2020 года Чернышова Е.Н. обратилась в УПФ в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФ в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области от 29 декабря 2020 года № 810019/20 Чернышовой Е.Н. в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Как следует из решения пенсионного органа, стаж педагогической деятельности Чернышовой Е.Н. на дату обращения за назначением пенсии составил 07 лет 21 день, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 49,982.
Пенсионным органом в специальный стаж Чернышовой Е.Н. не засчитан период работы с 07 апреля 1995 года по 26 августа 2013 года в качестве учителя Ново-Троицкой средней школы Республики Казахстан, поскольку наименование учреждения не соответствует наименованию учреждений, указанных в Списке от 29 октября 2002 года, не подтверждено выполнение преподавательской деятельности за 1 ставку заработной платы с 01 сентября 2000 года, в Республике Казахстан с 27 июля 1996 года действие пенсионного законодательства, в соответствии с которым педагогические работники имели право на досрочное пенсионное обеспечение, прекращено.
Согласно трудовой книжке Чернышова Е.Н. 07 апреля 1995 года принята в Ново-Троицкую среднюю школу Комсомольского РОНО Республики Казахстан учителем начальных классов, 01 сентября 1998 года переведена учителем обслуживающего труда, 26 августа 1999 года переведена учителем начальных классов, 26 августа 2013 года трудовой договор расторгнут по соглашению сторон.
Справкой Государственного учреждения «Ново-Троицкая средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района» от 09 октября 2020 года подтверждено, что Чернышова Е.Н. с 07 апреля 1995 года по 26 августа 2013 года работала в школе в указанных должностях на полную ставку. Справка выдана на основании штатных расписаний, тарификационных списков, табелей учета отработанного времени, лицевых счетов за 1995-2013 годы.
Кроме того, в справке указано, что Государственное учреждение «Ново-Троицкая средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района» является образовательным учреждением и имеет статус юридического лица с 15 мая 1982 года, что подтверждается наличием счета в банке, печати, ведением книги приказов, правом руководителя осуществлять прием и увольнение работников. Государственное учреждение «Ново-Троицкая средняя школа отдела образования Карабалыкского района» перерегистрировано в Государственное учреждение «Ново-Троицкая средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района» на основании постановления Карабалыкского района от 16 февраля 2012 года №16. Государственное учреждение создано решением акимата Карабалыкского района №42 от 26 марта 1999 года. Учредителем школы является акимат Карабалыкского района. Органом государственного управления школы, а также органом, осуществляющим по отношению к ней функции субъекта права государственной собственности (уполномоченный орган), является отдел образования Карабалыкского района.
Из исторической справки следует, что в период со дня образования Ново-Троицкой средней школы с 15 мая 1982 года данная школа относилась к отделу образования Комсомольского района, а в связи с переименованием – Карабалыкского района Республики Казахстан, на основании постановления акимата Костанайской области от 05 января 2021 года перерегистрирована в казенное государственное учреждение «Ново-Троицкая общеобразовательная школа отдела образования Карабалыкского района» Управления образования акимата Костанайской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц казенное государственное учреждение «Ново-Троицкая общеобразовательная школа отдела образования Карабалыкского района» Управления образования акимата Костанайской области, видом деятельности указано основное и общее среднее образование; дошкольное (доначальное) образование.
Из тарификационных списков учителей и других работников Ново-Троицкой средней школы за 1996-1997 годы, 2000-2012 годы следует, что Чернышова Е.Н. протарифицирована, как учитель начальных классов; из протоколов заседания комиссии по определению стажа работы по специальности от 02 сентября 2004 года, от 03 сентября 2008 года следует, что Чернышова Е.Н. занимала ставку.
Согласно Уставу Государственного учреждения «Ново-Троицкая общеобразовательная школа отдела образования Карабалыкского района» от 16 февраля 2012 года предметом деятельности школы является обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства; создание благоприятных условий для разностороннего развития личности ребенка; удовлетворение потребностей обучающихся в самообразовании, получении дополнительного образования. Основными целями школы является формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся на основе освоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, социальной адаптации школьников к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и усвоения профессии, трудовой деятельности, воспитание гражданственности и любви к Родине. Для достижения целей школа осуществляет образовательную деятельность, реализуя общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального образования, основного среднего образования, общего среднего образования, дополнительного образования.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, исходил из того, что истец имеет право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации, при назначении истцу пенсии периоды работы, выполнявшейся ею за пределами Российской Федерации, включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ и устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации; со дня образования казенного государственного учреждение «Ново-Троицкая общеобразовательная школа отдела образования Карабалыкского района» Управления образования акимата Костанайской области на протяжении всего времени существования являлась общеобразовательным учреждением для детей; в спорный период истец осуществляла педагогическую деятельность на полную ставку с полной педагогической нагрузкой, то есть ее работа имела специфику, дающую согласно законодательству Российской Федерации право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в данной части.
Определяя продолжительность периода, подлежащего включению в специальный стаж истца, суд первой инстанции исходил из того, что обязательные пенсионные взносы в отношении истца за ноябрь 2006 года, март 2007 года, июль 2007 года, сентябрь 2007 года, январь 2008 года, май 2008 года, октябрь, ноябрь, декабрь 2008 года, июль 2009 года, ноябрь 2009 года, декабрь 2009 года, февраль 2010 года, апрель 2010 года, октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года не перечислялись, а потому эти месяцы не подлежат включению в специальный стаж, без учета указанных периодов у истца недостаточно специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии.
Апелляционная инстанция с выводом суда первой инстанции в части отказа во включении периодов работы, за которые не вносились обязательные пенсионные взносы в специальный стаж, не согласилась. Изменяя решение суда и включая полностью период работы с 07 апреля1995 года по 26 августа 2013 года в специальный стаж, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, исходил из того, что согласно справке работодателя факт работы истца в спорный период подтвержден без указания каких-либо отвлечений, перерывов в работе, подтверждено также выполнение истцом работы на ставку; работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки; согласно сведениям о перечислении обязательных пенсионных взносов истца в отдельных месяцах имеются неоднократные перечисления страховых взносов (до 4-х раз в месяц); истец работала ежемесячно, в табелях посещаемости занятий имеются отметки о работе на ставку.
Установив неправомерность исключения пенсионным органом из специального страхового стажа оспариваемых периодов осуществления трудовой деятельности, при наличии у истца стажа на соответствующих видах работ продолжительностью более 25 лет, приняв во внимание, что право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникло у истца в период рассмотрения дела в суде, при этом при обращении с иском требование о назначении пенсии истцом было заявлено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у истца возникло право на досрочное пенсионное обеспечение с 13 октября 2021 года.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы представителя ОПФ по Челябинской области о том, что в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года за лицами, работавшими в государствах Содружества Независимых Государств, сохраняется право на досрочное пенсионное обеспечение, приобретенное в период вхождения государств в СССР либо при наличии схожих условий назначения пенсий. В Республике Казахстан действие пенсионного законодательства в отношении педагогических работников прекращено с 27 июля 1996 года, следовательно, право на досрочное пенсионное обеспечение после указанной даты не предусмотрено, поэтому периоды работы после указанной даты не могут учитываться для назначения досрочной пенсии на территории Российской Федерации; судами сделан ошибочный вывод о соответствии наименования учреждения, так согласно Списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено работникам образования в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований, однако Чернышева Е.Н. осуществляла трудовую деятельность в Ново-Троицкой средней школе и определить основной вид деятельности учреждения согласно Уставу от 16 февраля 2012 года не представляется возможным, не могут быть приняты во внимание.
Данные доводы тождественны доводам апелляционной жалобы представителя ответчика, им была дана надлежащая правовая оценка, они обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в апелляционном определении, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Ссылка заявителя в кассационной жалобе на то, что согласно пенсионному законодательству Российской Федерации в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды трудовой деятельности, которые отражены на лицевом счете застрахованного лица, однако за указанные периоды отсутствовали перечисления страховых взносов, что свидетельствует о нахождении истицы в отпусках без сохранения заработной платы, не может быть признана основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определения, поскольку основана на неверном толковании норм материального права.
Разрешая требования истца в части включения в страховой стаж периодов работы Чернышовой Е.Н. на территории Республики Казахстан, суды верно руководствовались Соглашением «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года, подписанным между государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, указывающее на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился гражданин, претендующий на назначение пенсии.
Частью 2 статьи 6 указанного Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся приложением № 1 к распоряжению правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, в отдельных месяцах имеются неоднократные перечисления страховых взносов Чернышовой Е.Н. (до 4-х раз в месяц); истец работала ежемесячно, в табелях посещаемости занятий имеются отметки о работе на ставку.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Троицкого городского суда Челябинской области от 05 августа 2021 года в неотмененной и неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи