РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 февраля 2018 года с. Енотаевка
Енотаевский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Сызрановой Т.Ю.
при секретаре Бурцевой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области к судебному приставу-исполнителю Енотаевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Енотаевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, указывая на то, что постановлением судебного пристава - исполнителя Енотаевского РОСП УФССП России по Астраханской области ТЕП от 07.11.2017 г. в рамках исполнительного производства №-ИП с должника министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (ред. от 28.12.2013) исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника- гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника- гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В то же время ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1,3 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ бюджетный иммунитет - правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта, т.к. расходы бюджетов утверждаются законодательным актом соответствующего уровня, и носят целевой и обязательный характер.
В силу п.1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам и порядку их исполнения.
Для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации соответствующие документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Кроме того, ч. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 06.05.2010 № 199-П финансовым органом Астраханской области является министерство финансов Астраханской области.
В силу п. п. 2.10, 2.11 указанного постановления министерство финансов Астраханской области осуществляет управление средствами бюджета области на лицевом счете бюджета субъекта РФ и счетах, открытых министерству в установленном порядке в главном управлении Центрального банка РФ по Астраханской области и кредитных организациях. Министерство финансов Астраханской области открывает в органах Федерального казначейства лицевые счета, в ГРКЦ ГУ Банка России по Астраханской области и кредитных организациях Астраханской области, счета по учету средств бюджета области и иных средств в соответствии с законодательством РФ и Астраханской области, устанавливает режимы действия счетов.
В силу постановления Правительства Астраханской области от 26.10.2016 № 374-П «Об отдельных органах исполнительной власти Астраханской области» министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области реорганизовано путем присоединения к нему министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и переименовано в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Согласно п. 1.2 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 31.10.2016 № 381-П (далее - Положение), вступившего в силу с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации министерства ЖКХ Астраханской области (10.02.2017).
В соответствии с п. 1.1 Положения министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики, нормативное правовое регулирование и координацию деятельности в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, дорожного хозяйства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с отходами.
Административный истец ссылается на то, что средства в бюджете Астраханской области на указанные цели министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области не предусмотрены.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Однако, представителем министерства судебному приставу-исполнителю были представлены сведения о невозможности исполнения исполнительного документа в такой короткий срок и просьбой отложить исполнительные действия по исполнительному производству. Дополнительно в суд было подано заявление об отсрочке исполнения решения Кировского районного суда г. Астрахани от 24.11.2016 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.02.2017, о чем судебному приставу-исполнителю было устно сообщено.
10.11.2017 года Кировским районным судом г. Астрахани вынесено определение об отсрочке исполнения решения Кировского районного суда г. Астрахани от 24.11.2016 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.02.2017 до 31.12.2017 года.
Несмотря на указанные обстоятельства 07.11.2017 года судебным приставом- исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 24.11.2016 исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора об обязании ликвидировать несанкционированные свалки удовлетворены в части возложения на администрацию МО «Енотаевский район» обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), площадью 3,5 га на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № в 1 км юго-западнее <адрес>; несанкционированной свалки ТКО, площадью 24 га на земельном участке сельскохозяйственного назначения в 800 м на юго-запад от <адрес> (далее - свалки).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.02.2017 указанное решение суда изменено в части, а именно на министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области совместно с администрацией МО «Енотаевский район» возложена обязанность по ликвидации свалок. Определение вступило в законную силу и обязательно для исполнения ответчиком. Однако, по мнению министерства, в связи с исполнением решения суда, необходимо учитывать следующее.
Согласно требованиям судебного пристава срок ликвидации свалок 7 дней. Учитывая площади несанкционированных свалок ТКО (3,5 га и 24 га) исполнение исполнительного документа в такой короткий срок является физически невозможным. Работы по ликвидации указанных в решении несанкционированных свалок ТКО производятся с учетом имеющихся технических возможностей.
Несмотря на то, что министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области предпринимает все возможные меры, оно не может исполнить решение суда в срок, установленный судебным приставом- исполнителем, в силу наличия обстоятельств, которые министерство не могло преодолеть в отведенный для этого срок, и об этом судебный пристав-исполнитель был проинформирован.
Сославшись на указанные обстоятельства, просил восстановить срок, установленный для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
Согласно определению суда от 24.01.2018 года в качестве административного соответчика к участию в рассмотрении настоящего административного дела привлечено УФССП России по Астраханской области.
В судебном заседании представитель административного истца Жалпаков А.Г., действующий на основании доверенности, настаивал на исковых требованиях, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика УФССП России по Астраханской области Абдуллаева Г.Х., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения административного дела извещена надлежащим образом. От неё поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в её отсутствие.
Представитель Енотаевского районного отдела судебных приставов УФССП России по Астраханской области заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Енотаевского районного отдела судебных приставов УФССП по Астраханской области РПН и судебный пристав-исполнитель Енотаевского районного отдела судебных приставов УФССП России по Астраханской области ТЕП, в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что постановление судебного пристава-исполнителя от 07.11.2017 года является законным и обоснованным, о том, что административным истцом было подано заявление об отсрочке исполнения решения Кировского районного суда г. Астрахани от 24.11.2016 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.02.2017 г. и, что 10.11.2017 года Кировским районным судом г. Астрахани вынесено определение об отсрочке исполнения решения Кировского районного суда г. Астрахани от 24.11.2016 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.02.2017 до 31.12.2017 года, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области их в известность не ставило.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом.
Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) регламентированы положениями ст. 105 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которыми в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Таким образом, исполнение требований исполнительного документа имущественного характера представляет собой предложение должнику совершить указанные в исполнительном документе действия в установленный срок, при неисполнении которого должник привлекается к предусмотренной законом ответственности (взыскивается исполнительский сбор, составляется протокол об административном правонарушении) и ему устанавливается новый срок для исполнения требований исполнительного документа.
Согласно п. 11 ст. 30 Федерального закона N 229 от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112, 116 Федерального закона.
При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (п. 12 ст. 30).
На основании ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 2 ст. 112, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Судом установлено, что по гражданскому делу № решением Кировского районного суда г. Астрахани от 24.11.2016 г. исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора об обязании ликвидировать несанкционированные свалки удовлетворены в части возложения на администрацию МО «Енотаевский район» Астраханской области обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), площадью 3,5 га на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № в 1 км юго-западнее <адрес>; несанкционированной свалки ТКО, площадью 24 га на земельном участке сельскохозяйственного назначения в 800 м на юго-запад от <адрес> (далее свалки).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.02.2017 г. указанное решение суда изменено в части, а именно на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области совместно с администрацией МО «Енотаевский район» возложена обязанность по ликвидации свалок.
19.05.2017 года судебным приставом-исполнителем Енотаевского РОСП УФССП России по Астраханской области ФИО6 на основании исполнительного листа № № от 15.03.2017 года, выданного Кировским районным судом г. Астрахань по делу №, вступившему в законную силу 15.02.2017 г., возбуждено исполнительное производство N № в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, с предметом исполнения: возложить на министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, площадью 3,5 га, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенном в 1 км юго-западнее <адрес>; несанкционированной свалки ТКО, площадью 24 га на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в 800 м на юго-запад от <адрес>.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления, а так же должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 руб. с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 руб. с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 руб. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Должником по исполнительному производству министерством строительства и ЖКХ Астраханской области копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена 08.06.2017 года, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах исполнительного производства N №.
В связи с тем, что в срок, предоставленный должнику для добровольного исполнения, требования исполнительного документа не исполнены, постановлением судебного пристава - исполнителя Енотаевского РОСП УФССП России по Астраханской области Толмачевой Е.П. от 07.11.2017 в рамках исполнительного производства №-ИП с должника министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб.
Доводы административного истца о том, что им в суд было подано заявление об отсрочке исполнения решения Кировского районного суда г. Астрахани от 24.11.2016 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.02.2017, о чем судебному приставу-исполнителю было устно сообщено, что 10.11.2017 года Кировским районным судом г. Астрахани вынесено определение об отсрочке исполнения решения Кировского районного суда г. Астрахани от 24.11.2016 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.02.2017 до 31.12.2017 года, что, несмотря на указанные обстоятельства 07.11.2017 года судебным приставом- исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, суд считает несостоятельными, поскольку из исполнительного производства №-ИП, а так же из объяснений судебного пристава-исполнителя Енотаевского РОСП УФССП России по Астраханской области ФИО6 следует, что министерство ЖКХ Астраханской области о данных фактах не ставило её в известность.
Таким образом, действия судебного пристава по взысканию исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, административный иск не подлежит удовлетворению.
Рассматривая требования административного истца о восстановлении пропущенного им срока обжалования постановления судебного пристава-исполнителя, суд приходит к следующему.
Согласно статье 122 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Аналогичные положения содержит и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный иск о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подан в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Материалами дела подтверждено, что министерство ЖКХ Астраханской области ознакомилось с постановлением судебного пристава - исполнителя Енотаевского РОСП УФССП России по Астраханской области ФИО6 от 07.11.2017 г. о взыскании исполнительского сбора – 17.11.2017 г. Об этом имеется отметка на почтовом уведомлении.
Соответственно, о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства административный истец узнал не позднее 17.11.2017 г.
В последующем административный истец обратился с исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Енотаевского РОСП УФССП России по Астраханской области в Кировский районный суд г. Астрахань, которым 30.11.2017 г. вынесено определение об отказе министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в принятии заявления об освобождении от исполнительского сбора.
Затем, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области обратилось в Кировский районный суд г. Астрахань с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Енотаевского РОСП УФССП России по Астраханской области об освобождении от исполнительского сбора.
Определением Кировского районного суда г. Астрахань от 25.12.2017 г. в Кировский районный суд г. Астрахань настоящее административное исковое заявление возвращено министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и получено им 10.01.2018 г.
В Енотаевский районный суд Астраханской области с настоящим административным иском министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области обратилось 11.01.2018 г.
В этой связи, административный истец пропустил процессуальный срок на обращение в суд с указанными в административном иске требованиями по уважительной причине, в связи с чем, данный срок подлежит восстановлению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьёй 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
восстановить министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области срок, установленный для обжалования постановления судебного пристава - исполнителя Енотаевского РОСП УФССП России по Астраханской области ФИО6 от 07.11.2017 г. о взыскании исполнительского сбора.
Административное исковое заявление Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области к судебному приставу-исполнителю Енотаевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца в апелляционном порядке в Астраханский областной суд.
Судья: Сызранова Т.Ю.