РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи
29.05.2018 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи С.В. Качур,
при секретаре судебного заседания Балашовой П.П.,
с участием представителя административного истца Батрак И.А. – Гончар В.В.,
представителя административного ответчика администрации г.Сочи Язвенко М.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Батрак И. А. к администрации г.Сочи о признании незаконным отказа,
установил:
Батрак И.А. обратился в суд с административным иском к администрации г.Сочи о признании незаконным отказа администрации г.Сочи в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; считать утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка площадью 258 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.С., Хостинский район, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – "для индивидуального жилищного строительства", образованного посредством перераспределения земель находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в границах кадастрового квартала № площадью 87 кв.м и земельного участка с кадастровым номером № площадью 171 кв.м, находящегося в частной собственности Батрака И.А.; обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 258 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – "для индивидуального жилищного строительства", образованного посредством перераспределения земель находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в границах кадастрового квартала № площадью 87 кв.м и земельного участка с кадастровым номером № площадью 171 кв.м, находящегося в частной собственности Батрака И.А., на основании представленного межевого плана, согласно представленным координатам; обязать администрацию г.Сочи в лице департамента имущественных отношений заключить соглашение о перераспределении земельного участка площадью 258 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – "для индивидуального жилищного строительства", образованного посредством перераспределения земель находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в границах кадастрового квартала № площадью 87 кв.м и земельного участка с кадастровым номером № площадью 171 кв.м, находящегося в частной собственности Батрака И.А.; обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию соглашения о перераспределении земельного участка и возникновения права собственности Батрака И.А. на данный земельный участок площадью 258 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – "для индивидуального жилищного строительства".
Мотивированы заявленные требования тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 171 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – "для индивидуального жилищного строительства" по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, участок № о чем в Едином государственном реестре недвижимости 17.04.2018 г. сделана запись регистрации №. На земельном участке расположен жилой дом площадью 147,9 кв.м, количество этажей – 3, с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, <адрес>, так же на праве собственности принадлежащий Батрак И.А.
В соответствии с ч.2 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (ч.3 ст.39.28 ЗК РФ).
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель администрации г.Сочи возражал против удовлетворения административного иска, просил суд отказать административному истцу в полном объеме.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю явку представителя не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Согласно п.6 ст.226 К АС РФ, лица участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, липа, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащих образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, изучив материалы дела и исследовав доказательства, считает, что заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт. не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического липа, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 171 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – "для индивидуального жилищного строительства" по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, участок № о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. На земельном участке расположен жилой дом площадью 147,9 кв.м, количество этажей – 3, с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, г.С., Хостинский район, участок №, так же на праве собственности принадлежащий Батраку И.А.
В целях образования земельного участка общей площадью 258 кв.м путем перераспределения земельного участка, площадью 171 кв.м с к/н № и земель неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала № площадью 87 кв.м, расположенного: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район 25.04.2018 г. Батрак И.А. через МАУ "МФЦ" г.Сочи обратился в администрацию г.Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи по вопросу оказания муниципальной услуги 6.14 "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности" с заявлением.
Письмом Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ Батраку И.А. было отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Суд находит доводы административного истца о незаконности отказа департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи обоснованными.
В соответствии с п.1 ст.11.2, пунктами 1, 3 ст.11.7 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков. находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьями 39.27 - 39.29) названного Кодекса.
В силу ч.1 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка иди земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения здании, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно п.8 ст.11.10 Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
В соответствии с п.13 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государсвенной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений пунктов 2, 3 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется наосновании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом в п.3 ч.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ указано, что допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, п.8 ст.39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам ею рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю, направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 настоящей статьи.
Согласно пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 настоящего кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 п.1 ст.39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию н охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В данном случае Батрак И.А. обратился в администрацию г.Сочи с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В результате перераспределения площадь принадлежащего административному истцу земельного участка увеличивалась за счет земель, находящихся в государственной собственности.
Согласно п.5.7 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 820) размер земельного участка при доме (квартире) определяется региональными градостроительными нормативами с учетом демографической структуры населения в зависимости от типа дома и других местных особенностей. Предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утв. Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 г. № 202 и Решением Городского Собрания Сочи от 27.07.2016 г. № 118 "О внесении изменений в Решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи" предельный максимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет – 1000 кв.м.
Учитывая вышеизложенное, с учетом площади жилого дома, расположенного по адресу: по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, участок №, с кадастровым номером № равной 147,9 кв.м, а также с учетом сложившегося землепользования и градостроительной ситуации, необходимых технических проходов и проездов для обслуживания домовладения, на основании чего выполнена схема расположения земельного участка путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, что допустимо в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, с учетом сложившейся градостроительной ситуации и сложившегося землепользования.
С учетом установленных обстоятельств суд считает, что отказ администрации г. Сочи не отвечает требованиям закона и создает препятствия к осуществлению прав истца на образование и возмездное приобретение земельною участка путем перераспределения собственного земельного участка и земель государственной и муниципальной собственности
С учетом изложенного, административное исковое заявление суд находит подлежащим удовлетворению в полном объеме
В соответствии с ч.9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными иди иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные нрава, свободы н законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об лом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным отказ администрации г.Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, выраженный в письме № ДД.ММ.ГГГГ.
Считать утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка площадью 258 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", образованного посредством перераспределения земель находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в границах кадастрового квартала № площадью 87 кв.м и земельного участка с кадастровым номером № площадью 171 кв.м, находящегося в частной собственности Батрака И. А..
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 258 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.С., Хостинский район, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", образованного посредством перераспределения земель находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в границах кадастрового квартала № площадью 87 кв.м и земельного участка с кадастровым номером № площадью 171 кв.м, находящегося в частной собственности Батрака И. А., на основании представленного межевого плана, согласно координат:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Обязать администрацию г.Сочи в лице Департамента имущественных отношений заключить соглашение о перераспределении земельного участка площадью 258 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", образованного посредством перераспределения земель находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в границах кадастрового квартала № площадью 87 кв.м и земельного участка с кадастровым номером № площадью 171 кв.м, находящегося в частной собственности Батрака И. А.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию соглашения о перераспределении земельного участка и возникновения права собственности Батрака И. А. на данный земельный участок площадью 258 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 01.06.2018 г.
Председательствующий