Апелл. дело №33-465/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16.02.2023 город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кайгородовой И.В.,
судей коллегии: Байкиной С.В., Рощупкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Кондыгиной Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании заявление Федерального бюджетного учреждения «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.02.2022.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородовой И.В., пояснения представителя ФБУ «Администрация Обь-Иртышводпуть» - Суховой Т.Т., прокурора Рукавишникова П.А., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Истец Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Ямальский район о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов. В обоснование иска указал, что природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности муниципального образования Ямальский район в сфере охраны окружающей среды, отходов производства и потребления, земельного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. По результатам проверки в границах территории с. Салемал муниципального образования Ямальский район установлены несанкционированные свалки отходов: с.ш. 66°45"336,414" в.д. 69°10"2,0604" (старые суда, баржи) на общей площади 1 1961 кв.м.; с.ш. 66°45"27,00" в.д. 69°10"21,99" (деревянные гаражи, контейнер металлический) на общей площади 70 кв.м.; с.ш. 66°45"26,02" в.д. 69°10"22,68" (металлолом от старых судов) на общей площади 700 кв.м.; с.ш. 66°45"24,32" в.д. 69°10"19,96" (деревянные хозяйственные постройки) на общей площади 130 кв.м.; с.ш. 66°45"25,59" в.д. 69°10" 18,82" (ветхое деревянное здание) на общей площади 500 кв.м.; с.ш. 66°45"28,28" в.д. 69°10"08,07" (металлические емкости, резервуары под ГСМ) на общей площади 200 кв.м.; с.ш. 66°45"30,87" в.д. 69°10"10,59" (деревянное хозяйственное строение) на общей площади 90 кв.м.; с.ш. 66°45"57,31" в.д. 69°09"18,09" (баржа) на общей площади 200 кв.м.; с.ш. 66°45"55,15" в.д. 69°09"21,11 (металлолом) на общей площади 100 кв.м.; с.ш. 66°45"48,31" в.д. 69°09"54,57" (судно) на общей площади 600 кв.м.; с.ш. 66°45"30,05" в.д. 69°10"11,58" (деревянное хозяйственное строение) на обшей площади 200 кв.м. Поскольку из анализа действующего законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых отходов на территории соответствующих муниципальных районов, истец просил обязать ответчика ликвидировать вышеуказанные свалки в срок до 01.08.2021
Определениями Ямальского районного суда ЯНАО от 02.09.2021, 22.09.2021, 13.10.2021 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей»; Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа; ООО «Инновационные технологии» и Федеральное государственное бюджетное водохозяйственное учреждение «Центррегионводхоз» в лице филиала «Тюменьрегионводхоз».
Решением Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.11.2021 исковые требования прокурора Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ямальский район о ликвидации несанкционированных свалок - удовлетворены частично.
На администрацию муниципального образования Ямальский район возложена обязанность в срок до 30.09.2022 ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельных участках, расположенных в границах с. Салемал в точках с географическими координатами:
с.ш. 66°45"36,414" в.д. 69°10"02,0604" (старые суда, баржи) на общей площади 11961 м2;
с.ш. 66°45"26,02" в.д. 69°10"22,68" (металлолом от старых судов) на общей площади 700 м2;
с.ш. 66°45"28,28" в.д. 69°10"08,07" (металлические емкости, резервуары под ГСМ) на общей площади 200 м2;
с.ш. 66°45"30,87" в.д. 69°10"10,59" (деревянное хозяйственное строение) на общей площади 90 м2;
с.ш. 66°45"55,15" в.д. 69°09"21,11" (металлолом) на общей площади 100 м2;
с.ш. 66°45"57,31" в.д. 69°09"18,09" (баржа) на общей площади 200 м2;
с.ш. 66°45"48,31" в.д. 69°09"54,57" (судно (причал) на общей площади 600 м2.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
В иске к ФБУ «Администрации Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-ненецкого автономного округа, Федеральному государственному бюджетному водохозяйственному учреждению «Центррегионводхоз» в лице филиала «Тюменьрегионводхоз», ООО «Инновационные технологии» - отказать.
Решение было обжаловано ответчиком Администрацией Ямальского района.
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЯНАО от 03.02.2022 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве ответчиком привлечены МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе и Федеральное агентство водных ресурсов.
24.02.2022 судебной коллегией по гражданским делам суда ЯНАО постановлено апелляционное определение, которым решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.11.2021 отменено, по делу принято новое решение.
На Администрацию муниципального образования Ямальский район возложена обязанность в срок до 30.09.2022 ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельных участках, расположенных в границах с. Салемал в точках с географическими координатами:
с.ш. 66°45"36,414" в.д. 69°10"02,0604" (старые суда, баржи) на общей площади 11 961 кв.м.;
с.ш. 66°45"26,02" в.д. 69°10"22,68" (металлолом от старых судов) на общей площади 700 кв.м.;
с.ш. 66°45"28,28" в.д. 69°10"08,07" (металлические емкости, резервуары под ГСМ) на общей площади 200 кв.м.;
с.ш. 66°45"30,87" в.д. 69°10"10,59" (деревянное хозяйственное строение) на общей площади 90 кв.м.;
с.ш. 66°45"55,15" в.д. 69°09"21,11" (металлолом) на общей площади 100 кв.м.
На Федеральное бюджетное учреждение «Администрация «Обь-Иртышводпуть» возложена обязанность в срок до 30.09.2022 ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельных участках, расположенных в точках с географическими координатами: с.ш. 66°45"57,31" в.д. 69°09"18,09" (баржа) на общей площади 200 кв.м.; с.ш. 66°45"48,31" в.д. 69°09"54,57" (судно (причал) на общей площади 600 кв.м.
В остальной части иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.07.2022 вышеуказанное апелляционное определение оставлено без изменения, кассационная жалоба ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» - без удовлетворения.
01.11.2022 от ответчика ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» в суд Ямало-Ненецкого автономного округа поступило заявление о пересмотре апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.02.2022 по вновь открывшимся обстоятельствам.
В обоснование заявления указано, что в настоящее время учреждению стало известно о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, 21.09.2022 в адрес Ямало-Ненецкого окружного управления водных путей и судоходства - филиала ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» поступило письмо заместителя Главы Администрации Ямальского района Фатеевой И.В. от 20.09.2022, согласно которому объект с географическими координатами с.ш. 66°45"48,31" в.д. 69°09"54,57" на общей площади 600 кв.м, подлежащий ликвидации в соответствии с судебным актом, используется населением с. Салемал как промежуточное причальное основание для пассажирского дебаркадера. Востребованность данного объекта - до окончания навигации 2023 года. Таким образом, указанный объект является частью портовой инфраструктуры и используется для обеспечения потребностей жителей с. Салемал. О позиции Администрации Ямальского района относительно утилизации спорного объекта Учреждению стало известно 21.09.2022 после получения указанного письма. Ликвидация данного объекта приведет к значительному ухудшению качества жизни жителей с. Салемал, нарушению их прав на комфортное место проживания и снижению транспортной обеспеченности населения.
26.01.2023 истребованное из Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа гражданское дело поступило в суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
15.02.2023 в судебную коллегию поступили дополнения к заявлению ФБУ «Администрация Обь-Иртышводпуть», в которых заявитель дополнительно указывает, что согласно письму Администрации Ямальского района от 10.02.2023 и представленным фотоматериалам рассматриваемый объект фактически выполняет функции причала, которым пользуется неограниченное число жителей населенного пункта, данный объект не затонул на внутренних водных путях и не является конструктивно погибшим. Между тем, в обязанности Учреждения входит подъем, удаление либо утилизация затонувшего имущества в случаях, определенных в ч. 1 ст. 49 КВВТ Российской Федерации, не терпящих отлагательства, когда оставление его в месте затопления создает серьезную непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения вреда окружающей среде. Кроме того, в случае демонтажа спорного объекта лица, проживающие в с. Салемал, лишатся возможности разгружать суда с товарами (в том числе, первой необходимости), а суда - возможности причаливать для разгрузки и обслуживания. Данная ситуация будет способствовать созданию существенных трудностей для населения, угрозу для жизни и здоровья граждан.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФБУ «Администрация Обь-Иртышводпуть» Сухова Т.Т. требования заявления поддержала. Пояснила, что заявителю стало известно об использовании указанного в заявлении объекта в качестве причала после рассмотрения дела судом.
Прокурор Рукавишников П.А. возражал против удовлетворения заявления. Пояснил, что Администрация Ямальского района изначально была привлечена к участию в деле в качестве ответчика, исковое заявление было подано прокурором в суд в период навигации, поэтому не знать о том, что спорный объект используется в качестве причала, было невозможно. Указанное заявителем обстоятельство не может расцениваться в качестве нового.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем судебная коллегия нашла возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя ответчика ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» Сухову Т.Т., прокурора Рукавишникова П.А., изучив материалы дела, обсудив доводы заявления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам.
Согласно пункту 1 части 2 и пункту 1 части 3 статьи 392 названного Кодекса основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений являются вновь открывшиеся обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю и существовавшие на момент принятия судебного постановления, а также имеющие существенное значение для правильного разрешения дела.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №31 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений» разъяснено, что вновь открывшимися обстоятельствами, указанными в пункте 1 части 3 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются относящиеся к делу фактические обстоятельства, объективно имевшие место на время рассмотрения дела и способные повлиять на существо принятого судебного постановления, о которых не знал и не мог знать заявитель, а также суд при вынесении данного постановления. При этом необходимо иметь в виду, что представленные заявителем новые доказательства по делу не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
Между тем, об указанном в заявлении обстоятельстве (использование объекта с географическими координатами с.ш. 66°45"48,31" в.д. 69°09"54,57" в качестве причала) ФБУ «Администрация Обь-Иртышводпуть» могло и должно было узнать еще при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Так, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции к материалам дела была приобщена фототаблица, в которой имеется фотография вышеуказанного объекта с указанием координат его расположения, описанием (корпус корабля без номера) и с указанием, что он используется как берегоукрепление (причал) (л.д. 77 т. 2). Кроме того, судом первой инстанции к материалам дела приобщены фотографии данного объекта (л.д. 81, 82 т. 2), аналогичные тем, что были приложены к ответу Департамента имущественных отношений Администрации Ямальского района от 10.02.2023. И, как обоснованно указывает само ФБУ «Администрация Обь-Иртышводпуть» в дополнении к заявлению, из этих фотографий видно, что объект выполняет функции причала.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Администрации Ямальского района Манджиева К.С. в пояснениях именовала указанный объект как «судно (причал)» (л.д. 45 т. 3).
Более того, именно так данный объект поименован и в решении суда от 10.11.2021 (л.д. 51-56 т. 3) и в апелляционном определении от 24.02.2022 (л.д. 11-27 т. 4).
Таким образом, использование объекта с координатами с.ш. 66°45"48,31" в.д. 69°09"54,57" в качестве причала не является вновь открывшимся обстоятельством, в связи с чем не может повлечь за собой пересмотр апелляционного определения от 24.02.2022.
В то же время подлежит отклонению и ссылка заявителя на ухудшение качества жизни жителей с. Салемал в случае ликвидации спорного объекта.
Согласно ответу Департамента имущественных отношений Администрации Ямальского района от 10.02.2023 в целях исполнения апелляционного определения от 24.02.2022 Администрацией Ямальского района прорабатывается вопрос о приобретении и установке в 2023 году пассажирского переходного плавучего понтона в с. Салемал.
При этом определением судьи Ямальского районного суда от 03.11.2022 ответчику ФБУ «Администрация Обь-Иртышводпуть» предоставлена отсрочка исполнения апелляционного определения от 24.02.2022 на срок до 30.09.2023.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ФБУ «Администрация Обь-Иртышводпуть» не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 392, 393, 396, 397 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
ОПРЕДЕЛИЛА:
в удовлетворении заявления Федерального бюджетного учреждения «Администрация «Обь-Иртышводпуть» о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.02.2022 отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи