Дело № 2-242/2018 г.
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации04 мая 2018 года ст. Гиагинская
Гиагинский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего Ашева М.М.,
при секретаре Шегушевой З.А.,
с участием истца – помощника прокурора Гиагинского района – Назаряна А.В.,
ответчиков: Кузьменко Е.В., представителя МО «Гиагинский район» - Севрук Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гиагинского района в интересах неопределенного круга лиц к МО «Гиагинский район», Кузьменко Елене Владимировне о признании сделки недействительной в части,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гиагинского района обратился в суд с иском к МО «Гиагинский район», Кузьменко Е.В. о признании сделки недействительной в части.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в администрации МО «Гиагинский район».
Установлено, что между МО «Сергиевское сельское поселение» и Кузьменко Е.В., <данные изъяты> г. заключен договор аренды земельного участка №<данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>. Договор аренды земельного участка заключен на <данные изъяты> лет.
Согласно п. 4.3.2 арендатор имеет право сдавать участок в субаренду с согласия арендодателя, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам в порядке, установленном законодательством.
Данный пункт договора аренды противоречит земельному законодательству.
В соответствии с п.9 ст. 22 ЗК РФ, при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления.
Таким образом, установлено, что арендатор земельного участка имеет право сдавать земельный участок в субаренду без согласия арендодателя при условии его уведомления.
Просит суд признать недействительным пункт 4.3.2 договора аренды земельного участка от <данные изъяты> г. №<данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, заключенного между МО «Сергиевское сельское поселение» и Кузьменко Е.В., в части наделяющей арендатора правом передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам с согласия арендодателя.
В судебном заседании истец – помощник прокурора Гиагинского района Назарян А.В. поддержал иск в полном объеме.
Ответчики Кузьменко Е.В. и представитель МО «Гиагинский район» - Севрук Е.В., признали исковые требования в полном объеме.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно договору аренды земельного участка №<данные изъяты> от <данные изъяты> г., МО «Сергиевское сельское поселение» (арендодатель) передало в аренду Кузьменко Е.В. (арендатор) земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов», с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. сроком на <данные изъяты> лет.
Из пункта 4.3.2 вышеуказанного договора аренды следует, что арендатор имеет право сдавать участок в субаренду с согласия арендодателя, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам в порядке, установленном законодательством.
Согласно ч.2 ст. 615 ГК РФ, арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Исключения из указанного правила содержатся в п.9 ст. 22 ЗК РФ, в соответствии с которым при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления.
Однако в нарушение приведенных норм требований закона пунктом 4.3.2 договора аренды земельного участка установлено, что арендатор вправе сдавать свои права и обязанности по договору третьим лицам.
На основании ст. 180 ГК РФ, недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Согласно ч.1 ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, п. 4.3.2 оспариваемого договора аренды земельного участка противоречит закону и может привести к незаконному распоряжению арендатором земельным участком, являющимся в силу ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью.
При вынесении решения суд также учитывает, что ответчик признал иск и последствия признания иска, в соответствии со ст.173 ч.2 ГПК РФ разъяснены и понятны.
Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст.173 ч.2 ГПК РФ суд разъяснил ответчику последствия признания им иска, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ. Ответчику они понятны, своё заявление о признании иска поддержал.
Учитывая, что признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает прав и законные интересы других лиц, суд принимает указанное признание иска ответчиком, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Признание иска ответчиками и принятие его судом обязывает суд вынести решение об удовлетворении заявленных требований. Признание иска ответчиками не противоречит требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов других лиц, поэтому суд принимает от ответчиков признание иска.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПКРФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Гиагинского района в интересах неопределенного круга лиц к МО «Гиагинский район», Кузьменко Елене Владимировне о признании сделки недействительной в части, удовлетворить.
Признать недействительным пункт 4.3.2 договора аренды земельного участка от <данные изъяты> г. №<данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, заключенного между МО «Сергиевское сельское поселение» и Кузьменко Е.В., в части наделяющей арендатора правом передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам с согласия арендодателя
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея в течение месяца с даты составления решения в окончательной форме, через Гиагинский районный суд.
Председательствующий М.М. Ашев