2а-5443/2019

56RS0018-01-2019-006144-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 августа 2019 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи – Месяца О.К.,

при секретаре Менжинской О.В.,

с участием представителя административного истца – Кофановой Ю.Н., административного ответчика и представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области – Кочиева П.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Международный аэропорт» «Оренбург», и.о. генерального директора Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Международный аэропорт» «Оренбург» Христиановского Александра Игоревича к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, заместителю начальника в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Кочиеву Павлу Мевлудовичу о признании незаконным предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических мероприятий,

У С Т А Н О В И Л :

Административные истцы обратились в суд с административным иском к указав, что заместителем начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее – Управление Роспотребнадзора) - Кочиевым П.В. вынесено предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, в связи с угрозой возникновения и распространения инфекционных заболеваний .... Предписание поступило в ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» 08.05.2019 года. Причиной вынесения предписания послужил зарегистрированный 29.04.2019 года случай заболевания корью гражданина прибывшего рейсом Москва-Оренбург 17.04.2019 года.

Предприятие создано для осуществления аэропортовой деятельности, в компетенцию аэропорта не входит проведение вакцинации и ведение статистики по лицам, прошедшим вакцинацию. Ни нормами Воздушного кодекса, ни нормами трудового законодательства не закреплена обязанность работодателя по сбору и хранению сведений о вакцинации сотрудников, в связи с чем у должностного лица Управления Роспотребнадзора отсутствовало право их истребования. Кроме того, сведения о вакцинации работников относятся к специальной категории персональных данных.

Административный истец просил суд признать незаконным предписание Управление Роспотребнадзора о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, в связи с угрозой возникновения и распространения инфекционных заболеваний ...

В судебном заседании представитель административного истца действующая на основании доверенности - Кофанова Ю.Н., исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании административный ответчик действующий одновременно на основании доверенности в качестве представителя Управления Роспотребнадзора – Кочиев П.М. возражал против удовлетворения исковых требований указывая на соответствие оспариваемого предписания закону и наличии у должностного лица полномочий по его вынесению.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным необходимо наличие совокупности двух обстоятельств в виде незаконного характера действий и прямого нарушения либо угрозы возникновения нарушения прав и законных интересов заявителя.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30.06.2004 года).

Пунктом 68 Административного регламента исполнения Роспотребнадзором государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 года N 764, предусмотрено, что административная процедура "Принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" включает следующие действия: 1) выдача предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений; 2) принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) принятие мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в связи с регистрацией 29.04.2019 года случая заболевания корью гражданина, прибывшего рейсом Москва-Оренбург ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт» «Оренбург», заместителем начальника Управления Роспотребнадзора – Кочиевым П.М. вынесено предписание от 06.05.2019 года о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в связи с угрозой возникновения и распространения инфекционных заболеваний. В целях предупреждения распространения кори предложено представить сведения о вакцинации сотрудников Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» против кори, с указанием количества работающих, наличия вакцинирующей и ревакцинирующей прививки, в случае отсутствия иммунизации указать причину. Проведение мероприятий возложено на ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт» «Оренбург», руководителя ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт» «Оренбург», установлен срок исполнения до 07.06.2019 года

Довод административного истца о вынесении должностным лицом Управления Роспотребнадзора предписания с нарушением компетенции суд полагает несостоятельным в силу следующего.

В соответствие со статьей 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

- получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок;

- беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;

- проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

- проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;

- проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

- проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

- составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

- об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;

- о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

- о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

- о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст.11 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

В соответствии с положениями ст.29 указанного Федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 3.1 Устава ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург», предприятие создано для осуществления аэропортовой деятельности, сопутствующей ей и иных видов деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Пунктом 3.2 Устава, предусмотрено, что для целей, указанных в п.3.1 настоящего Устава, предприятие осуществляет в установленном законодательством порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия): - деятельность в области здравоохранения (оказание первичной, доврачебной, специализированной и медико-санитарной помощи авиапассажирам и работникам предприятия; проведение медицинских осмотров, освидетельствований, и экспертиз, и т.д.).

В судебном заседании административным истцом не оспаривалось обстоятельство наличие в штате предприятия медицинской службы и периодического проведения необходимых медицинских осмотров отдельных категорий работников, допуск к исполнению обязанностей которых возможен лишь при условии выполнения ими иммунопрофилактических мероприятий.

Действующее законодательство регулирующее правоотношения в области охраны здоровья, защиты прав потребителей и благополучия человека, не исключает кроме того организацию работодателем мероприятий по вакцинации (ревакцинации) работников по месту работы, в том числе с привлечением работников сторонних медицинских организаций.

При таких обстоятельствах, указывая на необходимость предоставления сведений о вакцинации сотрудников предприятия должностное лицо Управления Роспотребнадзора обоснованно полагало о наличии таких сведений у работодателя.

Доводы административного истца о неисполнимости вышеуказанного предписания в силу отсутствия у ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» лицензии на оказание медицинских услуг, суд так же полагает не состоятельными, поскольку оспариваемое предписание не возлагает на административного истца обязанность по её оказанию работникам, в том числе в виде осуществления профилактических прививок, и не обязывает к истребованию какой либо информации от работников либо медицинских учреждений, а лишь предлагает представить имеющиеся сведения.

Согласно положений ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, когда обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно.

В силу положений пп.2 п.4. ст.13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.

Таким образом, учитывая что запрашиваемые сведения были необходимы должностному лицу территориального органа уполномоченному на проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, необходимость проведения которых возникла при установлении факта выявления инфекционного заболевания и угрозы его распространения, при этом отсутствовали так же сведения о персональном составе лиц являющихся работниками предприятия, что в свою очередь делало невозможным получение их согласия, законных оснований для отказа в их предоставлении у административного истца не имелось.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку предписание принято в соответствии с нормами закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной процедуры, оснований для признания его незаконным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» «░░░░░░░░», ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02.09.2019 ░░░░

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░

2а-5443/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
И.О. генерального директора ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург" Христиановский Александр Игоревич
ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург"
Ответчики
Заместитель начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Центральный территориальный отдел Кочиев П.М.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Центральный территориальный отдел
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Дело на сайте суда
leninsky.orb.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация административного искового заявления
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Подготовка дела (собеседование)
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее