Решение по делу № 66а-2755/2021 от 16.08.2021

    Судья Лёшина Т.Е.       дело №66а-2755/2021

          (номер дела в суде первой инстанции

3а-793/2021)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Нижний Новгород                                                                     15 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего Кузьмичева В.А.,

    судей Савинова К.А., Рогожиной Е.В.,

    при секретаре Пигалевой Е.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Никитина В.Л. о признании недействующим в части Приложения № 1 «Карта градостроительного зонирования» к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24 декабря 2008 года № 1059 «О правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти» в редакции решения Думы городского округа Тольятти от 24 декабря 2014 года № 563 «Об отмене пункта 3 статьи 29 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных Решением Думы городского округа Тольятти от 24 декабря 2008 года № 1059», по апелляционной жалобе Никитина В.Л. на решение Самарского областного суда от 7 июня 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, возражения на доводы апелляционной жалобы представителя администрации городского округа Тольятти ФИО6, представителя Думы городского округа Тольятти ФИО7, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д., полагавшего решение суда подлежим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24 декабря 2008 № 1059 (далее – Решение № 1059) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти (далее – Правила землепользования и застройки), которые официально опубликованы в газете «Городские ведомости» от 27 января 2009 года № 7.

Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 19 июня 2013 года № 1236 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденные Решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 1059», опубликованным 12 июля 2013 года в официальном печатном издании «Городские ведомости» № 51 (550), Правила землепользования и застройки изложены в новой редакции.

Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24 декабря 2014 года № 563 «Об отмене пункта 3 статьи 29 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных Решением Думы городского округа Тольятти от 24 декабря 2008 года № 1059», опубликованным 30 декабря 2014 года в официальном печатном издании «Городские ведомости» № 180 (1778), в Правила землепользования и застройки, «Карту градостроительного зонирования» к решению № 1059 внесены изменения.

ФИО1 обратился с административным иском, в котором с учетом уточнения требований, просил признать недействующими Правила землепользовании и застройки в части фрагмента Карты градостроительного зонирования (приложение № 1), в соответствии с которой принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером 63:09:0303071:927, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства по адресу: <адрес> (далее – спорный участок), расположен на территории, на которую градостроительные регламенты не установлены.

В обоснование административного иска указал, что обращался в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки Департамента градостроительной деятельности с требованием внести изменения в Правила землепользования и застройки, установив в отношении территории, на которой расположен земельный участок обоснованную территориальную зону и градостроительный регламент. С учетом поступивших из Департамента градостроительной деятельности ответов, 21 октября 2020 года он обратился в Администрацию г.о. Тольятти о необходимости внести изменения в Правила землепользования и застройки, установив в отношении территории, на которой расположен земельный участок зону объектов автомобильного транспорта (Т2). Впоследствии постановлением Администрации г.о. Тольятти от 23 декабря 2020 года № 3901-п/1 предложение административного истца о внесении изменений в Правила землепользования и застройки было отклонено без объяснения причин.

В связи с неустановлением градостроительного регламента у административного истца отсутствует возможность реализовать свои права на изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках территориальной зоны, он не может эффективно использовать земельный участок.

Считает, что Правила землепользования и застройки в части Карты градостроительного зонирования противоречат пункту 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и названные характеристики не позволяют отнести его к землям, на которых градостроительный регламент не установлен.

Решением Самарского областного суда от 7 июня 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Никитин В.Л., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Думой городского округа Тольятти и участвующим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32, статьи 33 ГрК РФ утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, внесение в них изменений относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.

С учетом названных норм, а также положений пункта 26 части 1 статьи 7, статей 23 и 24 Устава городского округа Тольятти Самарской области, утвержденного постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 года № 155, суд сделал правильный вывод о том, что Решение № 1059 и вносящие в него изменения решения № 1236 и № 563 приняты уполномоченным органом местного самоуправления, с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24, 25, 31, 32 ГрК РФ, официально опубликованы в установленном порядке и по этим основаниям не оспариваются.

Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 1 ГрК РФ территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).

Как указано в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Земельный участок находится в функциональной зоне - зоне инженерной и транспортной инфраструктуры, и согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) расположен на территории, на которую градостроительные регламенты не установлены.

Пунктом 1 статьи 29 Правил землепользования и застройки утверждено приложение № 1 - Карта градостроительного зонирования городского округа Тольятти, представляющая собой чертеж с отображением границ городского округа Тольятти и границ территориальных зон.

Пунктом 3 статьи 29 Правил предусматривалось, что на Карте градостроительного зонирования городского округа Тольятти были отображены границы территории общего пользования.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 7 ноября 2014 годам по делу пункт 3 статьи 29 Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти в редакции, утвержденной решением Думы г.о. Тольятти от 19.06.2013 N 1236, признан незаконным и недействующим с момента принятия.

Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования из Правил землепользования и застройки спорный земельный участок расположен на территории, градостроительный регламент для которой не установлен.

Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Из материалов дела следует, что 20 июля 2020 года Никитин В.Д. обратился с заявлением в администрацию г.о. Тольятти, департамент градостроительной деятельности, Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки г.о. Тольятти с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки об установлении на территории, на которой расположен принадлежащий ему земельный участок, обоснованных территориальной зоны и градостроительного регламента, данное обращение было отклонено (постановление администрации г.о. Тольятти от 23 декабря 2020 года № 3901-п/1). Данное обстоятельство послужило основанием обращения Никитина В.Л. с настоящим административным иском в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Как следует из пояснений представителей административного ответчика, заинтересованного лица и материалов дела, распоряжением Правительства Самарской области от 24 января 2017 года № 42-р утверждена документация по планировке территории в целях определения границ полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес>, расположенной в г.о. Тольятти, включающую проект планировки территории (основная часть) и проект межевания территории, размещен на официальный сайтах Правительства Самарской области и администрации г.о. Тольятти.

Согласно письму главы Администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Тольятти согласованы материалы проекта документа «О подготовке изменений в Схему территориального планирования Самарской области, утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2007 года № 261» в связи с проектированием и строительством на территории г.о. Тольятти Самарской области транспортной развязки.

В соответствии с фрагментом карты планируемого размещения объектов регионального значения транспортной инфраструктуры Самарской области земельный участок с кадастровым номером находится в границах планируемого транспортного пересадочного узла автотранспортной развязки, что отображено на карте планируемого размещения объекта транспортной инфраструктуры Генерального плана г.о. Тольятти.

В силу пунктов 2 и 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки: в границах территорий общего пользования и предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

Согласно статье 7 оспариваемых Правил землепользования и застройки градостроительные регламенты не устанавливаются в отношении земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, и в отношении земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов и (или) занятыми линейными объектами.

В соответствии с частью 8 статьи 35 ГрК РФ производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункту 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденному Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций, границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» виды разрешенного использования земельных участков (территорий) общего пользования включают размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.

Также по смыслу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ и статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, на которых расположены элементы улично-дорожной сети, относятся к земельным участкам общего пользования, то есть к территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которая обозначена красными линиями.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что в отношении территории общего пользования в документах градостроительного зонирования не предполагается установление территориальной зоны и градостроительного регламента.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в части отнесения земельного участка к территории, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, не противоречит Генеральному плану г.о. Тольятти, нормам Градостроительного кодекса и не препятствует использованию земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.

Границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Установлено, что на заседании комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки от 13 ноября 2020 года рассмотрены обращения административного истца о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти в части установления территориальной зоны Т-2 по границам земельного участка с кадастровым номером . По результатам рассмотрения принято решения направить в адрес главы г.о. Тольятти заключение с рекомендациями об отклонении предложения в связи с тем, что оно противоречит Генеральному плану городского округа Тольятти, утвержденному решением Думы городского округа Тольятти от 25 мая 2018 года № 1756, а именно Карте планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры, так как мероприятиями по развитию и размещению планируемых объектов капитального строительства транспортных сооружений Генерального плана г.о. Тольятти предусмотрено строительство транспортной развязки в разных уровнях <адрес> <адрес> – первый.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отсутствие территориальной зоны и градостроительного регламента применительно к обстоятельствам настоящего дела не противоречит положениям ГрК РФ, правила землепользования и застройки, а также Генеральному плану, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела, не получили бы надлежащую правовую оценку в решении суда и могли бы послужить основанием для отмены судебного акта.

Выводы суда аргументированы, основаны на правильной оценке фактических обстоятельств и на положениях приведенных норм материального права.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, отсутствуют.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

    решение Самарского областного суда от 7 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Никитина Владислава Леонидовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 сентября 2021 года.

Председательствующий

Судьи

66а-2755/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Никитин Владислав Леонидович
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Дума городского округа Тольятти Самарской области
Другие
Администрация г.о.Тольятти Самарской области
Суд
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Кузьмичев Владимир Александрович
Дело на странице суда
4ap.sudrf.ru
17.08.2021Передача дела судье
15.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2021Передано в экспедицию
15.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее