Решение от 22.08.2024 по делу № 8Г-13295/2024 [88-14776/2024] от 01.07.2024

УИД 86RS0004-01-2023-012515-74

№88-14776/2024

Мотивированное определение

составлено 06 сентября 2024 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                                                22 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

        председательствующего        Козиной Н.М.

        судей                        Жуковой Н.А., Ложкарёвой О.А.

        рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело               №2-858/2024 по иску Абдуррахманова Вадима Анверовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, назначении страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 апреля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

                                 установила:

Абдуррахманов В.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) о признании незаконным решения от 17 июля 2023 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении в страховой стаж периодов работы с 17 июня 1990 года по                    31 декабря 1990 года; учебу с 31 декабря 1990 года по 13 июня 1991 года; военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР с 13 июня 1991 года по 29 мая 1992 года; военную службу по контракту в Республике Азербайджан с 29 мая 1992 года по 26 июля 1996 года; период учета в качестве безработного в Центре занятости населения с 2014 по 2017 год, с 2019 года по настоящее время; в страховой стаж и стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы в ООО «Технострой» с 14 августа 1999 года по 25 марта 2006 года; учебу с                         16 октября 2006 года по 16 марта 2007 года; в стаж на железнодорожном транспорте период работы в ОАО «РЖД» с 27 февраля 2007 года по 20 января 2014 года; назначении пенсии с 01 июня 2023 года.

Требования мотивированы тем, что 01 июня 2023 года он подал в пенсионный орган заявление о назначении страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от                        28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 17 июля 2023 года ответчиком принято решение об отказе в установлении пенсии, в связи с отсутствием необходимого стажа. Считает, что ответчик, неправильно произвел расчет стажа.

Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 января 2024 года исковые требования Абдуррахманов В.А. удовлетворены частично. На ОСФР по Ханты-Мансийского автономного округа-Югры возложена обязанность включить в страховой стаж Абдуррахманову В.А. период военной службы с 21 мая 1991 года по 29 мая 1992 года. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 апреля 2024 года решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 января 2024 года в части отменено. Принято новое решение, которым на ОСФР по Ханты-Мансийского автономного округа-Югры возложена обязанность включить в страховой стаж Абдуррахманову В.А. периода работы с 17 июня 1990 года по 20 мая 1991 года; в страховой стаж и стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период с 14 августа 1999 года по 25 марта 2006 года; в железнодорожный стаж и стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы: с 02 апреля 2007 года по 06 мая 2007 года, с 05 ноября 2007 года по 25 ноября 2007 года, с 05 марта 2013 года по 29 марта 2013 года, с 10 мая 2013 года по 03 июня 2013 года, с 23 августа 2013 года по 30 сентября 2013 года, с 01 октября 2013 года по 21 декабря 2013 года. В остальной части это же решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены апелляционного определения.

        Судами установлено и следует из материалов дела, что 01 июня 2023 года Абдуррахманов В.А., <данные изъяты> года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от                  28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

        Для назначения страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию мужчине в возрасте 50 лет необходимо наличие следующих условий: страховой стаж - 25 лет; работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 20 лет; стаж работы на железнодорожном транспорте - 12 лет 6 месяцев.

        17 июля 2023 года пенсионным органом принято решение № 167584/23 об отказе истцу в установлении пенсии, в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, стажа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, железнодорожного стажа. По расчету пенсионного органа страховой стаж истца составляет 11 лет 10 месяцев 13 дней, стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера,– 6 лет 2 месяца 16 дней, железнодорожный стаж 6 лет 2 месяца 7 дней.

        Абдуррахманов В.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 21 августа 2006 года.

        Из трудовой книжки истца от 14 августа 1999 года <данные изъяты> следует, что первая запись о трудоустройстве датирована                      14 августа 1999 года о приеме на работу в ООО «Технострой», уволен                    25 марта 2006 года; 27 февраля 2007 года принят на работу помощником машиниста локомотива в ОАО «РЖД», уволен 20 января 2014 года; иных записей не имеется.

        Согласно архивной справке Государственного архива Хачмасского района Республики Азербайджан от 12 ноября 2010 года, из списка книг приказов по личному составу Совхоза имени Энгельса следует, что Абдуррахманов Вадим по приказу от 22 июля 1990 года № 76 принят рабочим в бригаду № 3 с 17 июня 1990 года; приказом от 20 февраля 1991 года № 28 в связи с обучением установлено, что его заработную плату в размере 50% перечислять в Хачмасскую автошколу с 21 января 1991 года по 28 февраля 1991 года; то же самое установлено по приказу от 17 апреля 1991 года на период с 01 марта 1991 года по 30 марта 1991 года; приказом от 24 мая 1991 года № 68 установлено перечисление заработной платы в размере 50% в автошколу без определенного периода; указано, что записи об увольнении не имеется.

        Истцом представлены свидетельства о рождении трех детей: Абдуррахмановой Э.В., 01 октября 2011 года рождения, Абдуррахманова А.В., 30 июля 2009 года рождения, Абдуррахманова Н.В., 08 октября 2013 года рождения, а также свидетельство о расторжении брака с Абдуррахмановой М.Д. кызы и заочное решение Сургутского городского суда Ханты-мансийского автономного округа-Югры от 11 января 2016 года, согласно которому место жительства несовершеннолетних детей определено с истцом.

        Из архивной справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 21 июня 2016 года следует, что истец был призван на срочную военную службу 21 мая 1991 года Хачмасским РВК Азербайджанской ССР, зачислен в списки Черноморского флота, исключен из списков личного состава с 29 мая 1992 года и направлен для постановки на учет в Республику Азербайджан.

        Согласно сведениям, представленным КУ «Сургутский центр занятости населения», истец состоял на учете по поиску работы с 26 ноября 2014 года по 15 апреля 2016 года, с 24 мая 2016 года по 05 августа 2016 года, с 13 марта 2017 года по 17 апреля 2017 года, с 29 июня 2021 года по 30 июля 2021 года, был снят с учета в связи с длительной неявкой без уважительных причин; получал пособие по безработице с 10 по 30 января 2015 года, с 10 декабря 2015 года по 19 февраля 2016 года, с 23 февраля 2016 года по 14 марта 2016 года.

        Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования о включении в страховой стаж периода работы с 17 июня 1990 года по 31 декабря 1990 года в Совхозе имени Энгельса, суд первой инстанции исходил из того, что указанный период не может быть учтен в страховой стаж, поскольку не подтвержден надлежащим образом, сведений о работе в трудовой книжке не имеется, как и записи об увольнении.

        Не находя оснований для удовлетворения требования о включении в стаж периода обучения с 31 декабря 1990 года по 13 июня 1991 года, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих обучение истца; автошколы не поименованы в качестве учебных заведений в статье 91 Закона от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем указанный период не может быть учтен при назначении страховой пенсии по старости.

        Поскольку период прохождения военной службы с 21 мая 1991 года по 29 мая 1992 года подтвержден документально, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о возложении на ответчика обязанности по его учету в страховой стаж подлежит удовлетворению.

        Отказывая в удовлетворении требования включить в страховой стаж период военной службы по контракту в Республике Азербайджан с 29 мая 1992 года по 26 июля 1996 года, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта прохождения истцом службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах СССР.

        Отказывая в удовлетворении требования о включении в страховой стаж, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы с 14 августа 1999 года по 25 марта 2006 года в ООО «Технострой», суд первой инстанции исходил из того, что указанный период не может быть учтен, поскольку отсутствует начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; по справке о ведении финансово-хозяйственной деятельности от 12 ноября 2019 года № 5485, организация исключена из ЕГРЮЛ в 2012 году как фактически прекратившая деятельность, страховые взносы уплачивались только по 2001 год.

        Суд первой инстанции пришел к выводу, что период обучения истца с 16 октября 2006 года по 16 марта 2007 года в Ишимском политехническом техникуме не может быть учтен в стаж, поскольку обучение после 01 января 2002 года не учитывается при подсчете страхового стажа, поскольку не предусмотрено действующим на тот период Федеральным законом от                    17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так и Федеральным законом «О страховых пенсиях».

        Отказывая во включении в стаж на железнодорожном транспорте периода работы в ОАО «РЖД» с 27 февраля 2007 года по 20 января 2014 года, суд первой инстанции исходил из того, что период указанный период учтен ответчиком в стаж работы на железнодорожном транспорте по сведениям индивидуального лицевого счета, в связи с чем оснований для его повторного включения не имеется.

        Установив, что истец получал пособие по безработице с 10 января 2015 года по 30 января 2015 года, с 10 декабря 2015 года по 19 февраля 2016 года и с 23 февраля 2016 года по 14 марта 2016 года, что согласуется со сведениями индивидуального лицевого счета, суд первой инстанции указал, что указанные периоды учтены ответчиком в страховой стаж истца, пришел к выводу, что остальные периоды учету в страховой стаж не подлежат, поскольку отсутствуют сведения о выплате пособия по безработице.

        Отказывая истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции указал, что с учетом включенного периода военной службы у Абдуррахманова В.А. отсутствует необходимый стаж для назначения пенсии, в связи с чем также пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения ответчика от 17 июня 2023 года                    № 167584/23 незаконным.

Решение суда первой инстанции в части включения в страховой стаж период военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР в апелляционном порядке не обжаловалось, предметом апелляционной проверки не являлось.

        Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа истцу в удовлетворении требований включить в страховой стаж периодов военной службы по контракту в Республике Азербайджан, учебы в Ишимском политехническом техникуме и нахождения на учете в центре занятости, признания незаконным решения от 17 июня 2023 года № 167584/23 и назначения досрочной страховой пенсии по старости, не согласившись с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения остальных требований истца.

        Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа истцу во включении в страховой стаж периода работы с 17 июня 1990 года по 20 мая 1991 года в Совхозе имени Энгельса, суд апелляционной инстанции исходил из того, что из архивной справки государственного архива Хачмасского района Азербайджанской Республики от 12 ноября 2010 года № 479 следует, что истец работал в указанном совхозе; в военном билете НЗ № 6332398 указано, что истец проходил службу по призыву в Вооруженных Силах СССР с 21 мая 1991 года по 29 мая 1992 года, а до призыва окончил Автодорожный техникум по специальности техник-механик, пришел к выводу о том, что данные документы подтверждают трудоустройство истца в совхозе 17 июня 1990 и сохранение трудовых правоотношений до призыва на военную службу 21 мая 1991 года, пересекающиеся периоды учитываются в стаж однократно, поэтому в страховой стаж истца подлежит зачету период работы с 17 июня 1990 года по 20 мая 1991 года.

        Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа во включении периода работы истца в ООО «Технострой» с 14 августа 1999 года по                      25 марта 2006 года в страховой стаж и стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд апелляционной инстанции исходил из того, что записи в трудовой книжке подтверждают работу истца в указанном обществе в г. Сургуте, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации работником права своевременно и в полном объеме получить пенсию, в связи с чем пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности включить истцу в страховой стаж и стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, указанный спорный период.

        Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа во включении в железнодорожный стаж и стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы с 02 апреля 2007 года по                                         06 мая 2007 года, с 05 ноября 2007 года по 25 ноября 2007 года, с                                05 марта 2013 года по 29 марта 2013 года, с 10 мая 2013 года по                      03 июня 2013 года, с 23 августа 2013 года по 30 сентября 2013 года, с                         01 октября 2013 года по 21 декабря 2013 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец работал помощником машиниста локомотива в ОАО «РЖД» с 27 февраля 2007 года по 20 января 2014 года, при этом пенсионный орган включил истцу в стаж работу на железной дороге за исключением указанных периодов; в справке ОАО «РЖД» от 18 апреля 2024 года № 52 указано, что весь период работа истца относится к Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте» (утвержден постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272), работа осуществлялась в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем пришел к выводу о том, что работодатель подтвердил наличие оснований для включения в железнодорожный стаж и стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указанные спорные периоды, возложив на пенсионный орган обязанность их зачесть.

Установив, что с учетом периодов учтенных пенсионным органом и судом страховой стаж истца составляет 20 лет 5 месяцев 8 дней, стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, – 13 лет 5 месяцев 13 дней, железнодорожный стаж 6 лет 9 месяцев 22 дня, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец не имеет права на досрочную страховую пенсию по старости.

        Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они сделаны с нарушениями норм материального и процессуального права.

    Из материалов дела следует, что истец просил включить в страховой стаж период работы с 17 июня 1990 года по 31 декабря 1990 года, протекавший на территории Республики Азербайджан.

        Между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 26 апреля 2022 года. Данный договор не вступил в действие, поэтому не подлежит применению при разрешении спора.

        В соответствии с пунктом 8 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 года № 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Согласно пункту 11 указанных Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно пункту 12 указанных Правил в случае если трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

        Включая в страховой стаж истца период работы с 17 июня 1990 года по 20 мая 1991 года (11 месяцев 4 дня), суд апелляционной инстанции исходил из того, что представленные в дело справки в совокупности подтверждают трудоустройство истца в совхозе с 17 июня 1990 и сохранение трудовых правоотношений до призыва на военную службу 21 мая 1991 года.

        Вместе с тем включая данный период в страховой стаж, суд апелляционной инстанции не учел, что основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка установленного образца. Однако данный период не отражен в трудовой книжке истца, сведения об увольнении из совхоза отсутствуют, как и сведения о начислении за период работы заработной платы.

        Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что с 21 января 1991 года по 28 февраля 1991 года, с 01 по 30 марта 1991 года истец был направлен на учебу в Хачмасскую автошколу и проходил службу по призыву в Вооруженных Силах СССР с 21 мая 1991 года по 29 мая 1992 года, до призыва в армию окончил Автодорожный техникум по специальности техник-механик.

        Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», исчисление страхового стажа производится в календарном порядке, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

        Делая вывод о включении в страховой стаж истца периода работы с                17 июня 1990 года по 20 мая 1991 года, суд апелляционной инстанции не учел, что истец просил включить в страховой стаж период работы с 17 июня 1990 года по 31 декабря 1990 года.

        При этом суд апелляционной инстанции не учел и не дал оценки тому, что в представленной истцом справке указано на то, что приказом от 24 мая 1991 года № 68 установлено перечисление получаемой им в Совхозе имени Энгельса заработной платы в размере 50% в автошколу, тогда как уже 21 мая 1991 года Адбуррахманов В.А. призван на военную службу.

        Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

        Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

        Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (далее - Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из приведенных выше норм материального права следует, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

        Приходя к выводу о включении в стаж период работы истца в ООО «Технострой» с 14 августа 1999 года по 25 марта 2006 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что записи в трудовой книжке подтверждают работу истца в указанном обществе, а неоплата страховых взносов работодателем не должна нарушать пенсионных прав работника.

Между тем, суд апелляционной инстанции, указав, что ООО «Технострой» было зарегистрировано как юридическое лицо с 19 октября 1995 года по 10 мая 2012 года, оплата страховых взносов обществом произведена только по 31 декабря 2000 года, сославшись на разъяснения, содержащиеся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П, не учел, что в индивидуальном лицевом счете истца отсутствуют сведения о работе в ООО «Технострой», о начисленной за время работы заработной платы, а само общество фактически прекратило свою финансово-хозяйственную деятельность в декабре 2000 года.

    .    В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от               10 июля 2007 года № 9-П указано, что при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении, впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Из приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя. Невыполнение работодателем обязанности по оплате страховых взносов или оплате не в полном объеме страховых взносов не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, то есть речь идет именно о неоплате страховых взносов, оплата которых производится от имени государства по сведениям полученной работником заработной платы, или оплате страховых взносов не в полном объеме.

В настоящем деле отсутствуют сведения о заработной плате истца и о начисленных страховых взносах за указанный период, а не их неоплате, в связи с чем ссылка суда апелляционной инстанции на указанное постановление Конституционного Суда Российской Федерации является неправомерной.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 (далее Список № 272).

Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от                        28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» классы (подклассы) условий труда на рабочих местах устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда.

В силу статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                        № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.

В соответствии со статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зависит от класса и подкласса условий труда и установлен в отношении лиц, работающих в особых условиях труда, в размере от 2% до 8%.

Согласно статье 18.1, статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы, установленные данным кодексом, являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации; налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в силу статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с 01 января 2013 года возлагается на страхователей (работодателей) в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от                  17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 01 января 2015 года - в пункте 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Приходя к выводу о включении в железнодорожный стаж и стаж в местностях, приравненных к районам Кр░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ «░░░» ░ 02 ░░░░░░ 2007 ░░░░ ░░ 06 ░░░ 2007 ░░░░, ░ 05 ░░░░░░ 2007 ░░░░ ░░ 25 ░░░░░░ 2007 ░░░░, ░ 05 ░░░░░ 2013 ░░░░ ░░ 29 ░░░░░ 2013 ░░░░, ░ 10 ░░░ 2013 ░░░░ ░░ 03 ░░░░ 2013 ░░░░, ░ 23 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░                          30 ░░░░░░░░ 2013 ░░░░, ░ 01 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2013 ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░».

░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░ 18 ░░░░░░ 2024 ░░░░ № 52 ░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ 27 ░░░░░░░ 2007 ░░░░ ░░ 20 ░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░                   24 ░░░░░░ 1992 ░░░░ № 272), ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.

        ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.

        ░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 2013 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░                     1 ░░░░░░ 2013 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ (░░ 31 ░░░░░░░ 2018 ░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░.

        ░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2013 ░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░».

░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

        ░░░ «░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 428 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

        ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 390, 3901 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░,

                            ░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░░ 23 ░░░░░░ 2024 ░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

8Г-13295/2024 [88-14776/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Абдуррахманов Вадим Анверович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскогму автономному округу-Югре
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
22.08.2024Судебное заседание
22.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее