04RS0010-01-2020-000352-29 Дело № 2а-360/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2020 года с.Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Айсуевой А.Ц., при секретаре Мироновой Е.Г.,
с участием помощника судьи Мироновой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Салисовой А.Г. в интересах себя и несовершеннолетних Салисова Я.А., Салисовой Д.А., Салисовой Е.А. к Администрации МО «Иволгинский район» о признании незаконным отказа в согласовании схемы перераспределения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, административный истец Салисова А.Г. в интересах себя и несовершеннолетних Салисова Я.А., Салисовой Д.А., Салисовой Е.А., просит признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании схемы перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1392 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кв. Восточный, 8/2. Обязать Администрацию МО «Иволгинский район» согласовать схему перераспределения земельного участка с кадастровым номером № Обязать Администрацию МО «Иволгинский район» разрешить вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 03:08:080145:242 в установленном законом порядке.
Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Салисова А.Г. обратилась в Администрацию МО «<адрес>» с заявлением о согласовании схемы перераспределения земельного участка с кадастровым номером 03:08:080145:242 площадью 1392 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кв. Восточный, 8/2. Администрация МО «<адрес>» отказала в утверждении схемы перераспределения данного земельного участка. Считает, что данный отказ является необоснованным и не соответствует нормам закона, а именно п. 1 ст. 39.28 и п. 8 ст. 39, 15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административный истец Салисова А.Г., действующая в своих интересах и интересов несовершеннолетних С.Я.А., С.Д.А., С.Е.А., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика Администрации МО «Иволгинский район» Батожапова И.В. в судебное заседание не явилась. Направила в суд письменные возражения на административное исковое заявление. Указывает, что земельный участок с кадастровым номером 03:08:080145:242 фактически является земельным участком, используемым для обеспечения доступа к смежным с ним земельным участкам, и применяется гражданами как «скотопрогон». Кроме того, спорный земельный участок является ранее устроенным подъездом к земельным участкам для хозяйственных нужд согласно исторически сложившейся застройки квартала Восточный села Иволгинск. В связи с чем считает, что отказ в перераспределении земельного участка был вынесен законно и обоснованно. Просит в удовлетворении требования административного истца отказать в полном объеме, рассмотреть указанное административное исковое заявление в отсутствие представителя Администрации МО «Иволгинский район».
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Судом установлено, подтверждено материалами дела, что на праве общей долевой собственности по 1/4 Салисова А.Г., С.Я.А., С.Д.А., С.Е.А. является собственниками земельного участка с кадастровым номером № площадью 1392 кв.м., земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ Салисова А.Г. обратилась в Администрацию МО «<адрес>» с заявлением о согласовании схемы перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1392 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Иволгинский район» отказала в утверждении схемы перераспределения данного участка в соответствии с п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Отказ мотивирован тем, что оспариваемый земельный участок расположен в жилой зоне. В данной терриориальной зоне предусмотрены виды разрешенного использования, в том числе «Для индивидуального жилищного строительства» и «земельный участки (территории) общего пользования». Земельный участок с кадастровым номером 03:08:080145:242 фактически является земельным участком, используемым для обеспечения доступа к существующим земельным участкам, тем самым является территорией общего пользования. В данном случае речь идет о исторически сложившейся застройке, ранее устроенном подъезде к земельным участкам для хозяйственных нужд.
В соответствии с п. п. 4, 11, 12, 13 ч. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в случае если:
проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красными линиями являются линии, которые обозначают, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий (ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение об утверждении документации по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) принимается главой муниципального образования с учетом публичных слушаний.
Из ответа Администрации МО «Иволгинский район» следует, что проект межевания и планировки территории, которыми определены места общего пользования и утверждены отграничивающие их запроектированные линии застройки в месте расположения земельного участка с кадастровым номером 03:08:080145:242, в установленном законом порядке не утвержден.
Таким образом, суд приходит к выводу, что проект планировки территории, а значит и красные линии как его составная часть, для территории, на которой расположен земельный участок, площадью 1392 кв.м. не принимался.
Учитывая, что доказательств свидетельствующих о том, что земельный участок, площадью 1392 кв. м, находящегося в собственности административных истцов расположен на территории общего пользования в границах красных линий, не представлено, отказ администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 28 в согласовании схемы расположения земельного участка, площадью 1392 кв. м, по заявленному в нем мотиву не соответствует закону, в силу чего исковые требования Салисовой А.Г. в части признания незаконным отказа Администрации муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании схемы перераспределения земельного участка с кадастровым номером № подлежит удовлетворению.
Однако, у суда отсутствуют правовые и фактические основания для удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на Администрацию МО «Иволгинское» согласовать схему перераспределения земельного участка с кадастровым номером 03:08:080145:242 и разрешить вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 03:08:080145:242 в установленном законом порядке, поскольку разрешение указанного вопроса отнесено к полномочиям органа местного самоуправления и суд не вправе предрешать разрешение вопроса, отнесенного к компетенции органа местного самоуправления.
При выборе способа устранения допущенного нарушения прав Салисовой А.Г., суд считает необходимым возложить на администрацию МО «Иволгинский район» обязанность повторно рассмотреть заявление Салисовой А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании схемы перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1392 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
Доводы администрации МО «Иволгинское» о том, что земельный участок, площадью 1392 кв. м. расположен в том числе на территории общего пользования, опровергаются материалами дела.
В силу ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Сведений о том, к какой разновидности территории общего пользования относится земельный участок, который, по мнению административного ответчика, является землями общего пользования, и на котором расположен земельный участок площадью 1392 кв. м., и какими объектами общего пользования он занят, оспариваемый отказ не содержит. Администрацией МО «Иволгинский район» данные обстоятельства не установлены. Также суду не представлены достоверные доказательства того, что в данном случае речь идет о исторически сложившейся застройке, ранее устроенном подъезде к земельным участкам для хозяйственных нужд, что является земельным участком, используемым для обеспечения доступа к смежным с ним земельным участкам, и применяется гражданами как «скотопрогон»
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Салисова А.Г. в интересах себя и несовершеннолетних С.Я,А, С.Д.А., С.Е.А. к Администрации МО «Иволгинский район» о признании незаконным отказа в согласовании схемы перераспределения земельного участка удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Иволгинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании схемы перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1392 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Возложить на администрацию муниципального образования «Иволгинский район» обязанность повторно рассмотреть заявление Салисовой А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании схемы перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1392 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Иволгинский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме
Решение в окончательной форме принято 25.05.2020 г.
Судья: Айсуева А.Ц.