№ 2а-108/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2017 года с. Черный Яр Астраханской области
Черноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Серебренниковой О.А.,
при секретаре Ермаковой Ю.А.,
с участием представителя административного истца – администрации муниципального образования «Черноярский район» Кравцова А.М.,
представителя административного ответчика - УФССП России по Астраханской области Донцовой Н.В.,
административного ответчика - судебного пристава-исполнителя Черноярского РОСП УФССП России по Астраханской области Полетаевой Д.Н.,
заинтересованного лица – прокурора Черноярского района Астраханской области
Аранова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования «Черноярский район» о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Черноярского РОСП УФССП России по Астраханской области Полетаевой Д.Н. об отказе в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства, возложении обязанности окончить исполнительное производство,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Черноярский район» (далее МО «Черноярский район») обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Черноярского РОСП УФССП России по Астраханской области Полетаевой Д.Н. о признании незаконным и отмене постановления от 14 апреля 2017 года об отказе в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства №10982/16/30016-ИП, возложении обязанности окончить исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании решения Черноярского районного суда Астраханской области от 31 октября 2016 года на администрацию МО «Черноярский район» была возложена обязанность организовать в границах с. Черный Яр теплоснабжение населения. Постановлением судебного пристава-исполнителя Черноярского РОСП УФССП России по Астраханской области Полетаевой Д.Н. от 01 ноября 2016 года в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство №10982/16/30016. Истец обратился с заявлением об окончании данного исполнительного производства, однако постановлением от 14 апреля 2017 года судебным приставом-исполнителем Полетаевой Д.Н. было отказано в его удовлетворении. Считает данное постановление незаконным, нарушающим права административного истца, так как решение суда об организации теплоснабжения в с.Черный Яр исполнено им в полном объеме. С 10 апреля 2017 года на основании постановления администрации МО «Черноярский район» № 96 от 07 апреля 2017 года отопительный сезон 2016-2017 гг. завершен, за весь его период жалобы от населения по вопросу необеспечения услугами теплоснабжения в адрес административного истца не поступали, что свидетельствует о том, что на территории с. Черный Яр организовано надежное теплоснабжение потребителей. Вместе с тем, согласно доводам административного иска, администрацией МО «Черноярский район» определена единая теплоснабжающая организация – МУП МО «Черноярский район» «Черноярское коммунальное хозяйство», а в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» на истца может быть возложена обязанность по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей лишь в случае неисполнения данной теплоснабжающей организацией своих обязательств либо ее отказа от исполнения своих обязательств.
В судебном заседании представитель административного истца Кравцов А.М. административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. В дополнение к иску указал, что требования исполнительного документа на момент вынесения обжалуемого постановления администрацией МО «Черноярский район» были полностью исполнены, теплоснабжение населения с. Черный Яр организовано. Котельные не выводились из эксплуатации и были готовы поставлять тепловую энергию населению, однако с начала отопительного сезона 2016-2017 гг. заявок на технологическое присоединение к тепловым сетям от населения с.Черный Яр не поступало. Вместе с тем, в бюджете МО «Черноярский район» на 2017 год заложены средства на закупку мазута на очередной отопительный сезон, а также на компенсацию затрат на установку дымоходов в квартирах, расположенных в многоквартирных домах по ул. Сеченова и М. Жукова.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Черноярского РОСП УФССП России по Астраханской области Полетаева Д.Н. административные исковые требования не признала, суду показала, что оснований для удовлетворения заявления должника об окончании исполнительного производства у нее не имелось, так как доказательств, свидетельствующих о надлежащей организации теплоснабжения населения на территории с. Черный Яр, должником представлено не было. Сведения о принимаемых мерах в целях исполнения решения суда предоставлялись должником лишь по двум многоквартирным домам по ул. М. Жукова и ул. Сеченова. Информация об организации теплоснабжения в целях обеспечения тепловой энергией остальных потребителей, отключенных от центрального отопления, в материалах исполнительного производства отсутствует.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Астраханской области, представитель которого – старший судебный пристав Черноярского РОСП УФССП России Астраханской области Донцова Н.В. просила в удовлетворении административных исковых требований администрации МО «Черноярский район» отказать, пояснив, что безусловных доказательств исполнения решения суда об организации надлежащего теплоснабжения населения с. Черный Яр в материалах исполнительного производства должником представлено не было, судебным приставом-исполнителем данные обстоятельства также не установлены. В связи с этим, в удовлетворении заявления администрации МО «Черноярский район» об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем обоснованно было отказано.
Заинтересованное лицо - прокурор Черноярского района Астраханской области Аранов С.А. возражал против удовлетворения административного иска. Полагал, что обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя было вынесено в соответствии с требованиями закона. Доводы административного истца об исполнении решения суда считал несостоятельными, противоречащими материалам дела. При этом показал, что на территории с. Черный Яр находятся 36 многоквартирных домов, в которых ранее было обеспечено централизованное отопление, однако информация о том, каким образом организовано теплоснабжения в данных домах в настоящее время, должником не представлена. Согласно позиции заинтересованного лица, окончание отопительного сезона и отсутствие жалоб граждан на порядок его проведения не свидетельствует о надлежащем исполнении решения суда и не является удовлетворением требований взыскателя, так как не может гарантировать надежное теплоснабжение потребителей в дальнейшем.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, определен нормами главы 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Частью 1 статьи 12 и частью 1 статьи 13 Федерального закона «О судебных приставах» установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1, 5 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи. Если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу приведенной правовой нормы для разрешения вопроса о возможности окончания исполнительного производства юридическое значение имеет факт исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Обязанность установить данный факт возлагается на судебного пристава-исполнителя. Должник при этом должен доказать, что взыскатель по исполнительному производству получил исполнение.
Таким образом, для окончания исполнительного производства по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», у судебного пристава-исполнителя должны быть безусловные доказательства, подтверждающие исполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе.
Как установлено в судебном заседании, решением Черноярского районного суда Астраханской области от 31 октября 2016 года удовлетворен административный иск прокурора Черноярского района Астраханской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Черноярский район», связанного с непринятием мер по организации в границах с. Черный Яр Черноярского района Астраханской области теплоснабжения населения. На администрацию МО «Черноярский район» возложена обязанность организовать в границах с. Черный Яр теплоснабжение населения (л.д. 67-71).
Данное решение суда обращено к немедленному исполнению, выдан исполнительный лист серии ФС №014862587 от 31.10.2016, который в этот же день был предъявлен прокурором Черноярского района Астраханской области к исполнению (л.д.207-208).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Черноярского РОСП УФССП России по Астраханской области от 01 ноября 2016 года возбуждено исполнительное производство №10982/16/30016-ИП (л.д. 205-206).
16 ноября 2016 года определением Черноярского районного суда Астраханской области, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, администрации МО «Черноярский район» отказано в разъяснении исполнительного документа (л.д. 192-195, 140-142).
Как следует из представленного в материалах исполнительного производства информационного письма от 27.10.2016, направленного администрацией МО «Черноярский район» в адрес прокурора Черноярского района Астраханской области, на конец отопительного сезона 2015-2016 гг. центральным отоплением в с. Черный Яр обеспечивалось 106 квартир в многоквартирных домах. По состоянию на 17.10.2016 58 квартир в многоквартирных домах, отключенных от центрального отопления, не имели альтернативного источника отопления (л.д. 202-204).
Согласно справке директора МУП МО «Черноярский район» «Черноярское коммунальное хозяйство» по состоянию на 31 декабря 2013 года в с. Черный Яр услугой теплоснабжения пользовались 960 абонентов. На 01 декабря 2016 года осталось 10 абонентов в с. Черный Яр, пользующихся центральным отоплением (л.д. 156).
18 ноября 2016 года при опросе граждан, проживающих в многоквартирных домах №49 по ул. М. Жукова и №2 по ул. Сеченова с. Черный Яр, судебным приставом-исполнителем было установлено, что квартиры не всех потребителей, ранее пользующихся центральным отоплением, обеспечены теплом, централизованное отопление отсутствует, часть жильцов за счет собственных средств вынужденно перешли на альтернативные источники теплоснабжения (газ, электричество), имеются граждане, вопрос о переводе квартир которых на индивидуальное отопление в целях дальнейшего обеспечения теплоснабжения тепловой энергией не решен (л.д. 182-190).
28 ноября 2016 года администраций МО «Черноярский район» в Черноярский РОСП УФССП России по Астраханской области представлено распоряжение №343-р от 11.11.2016 «О принятии срочных мер по переводу жилых помещений на альтернативный источник отопления» (л.д. 159-160), согласно которому в целях решения вопроса теплоснабжения жильцов многоквартирных домов в с. Черный Яр по ул. Сеченова, д. 2 и ул. М. Жукова, д. 49 заместителю Главы района поручено рассмотреть перемещение лимитов на выделение финансовых средств по компенсации гражданам, проживающим в указанных домах, подлежащих газификации в 2016 году, на установку дымоходов и вентиляционных каналов, а также на изготовление гражданам проектов по газификации жилых квартиры; директору МБУ «Север» поручено совместно с жильцами многоквартирных домов в с. Черный Яр по ул. Сеченова, д. 2 и ул. М. Жукова, д. 49 подготовить документацию по газификации квартир; начальнику отдела ЖКХ, транспорта, газификации, архитектуре и градостроительства и начальнику отдела экономического развития, предпринимательства и торговли поручено внести изменения в соответствующие программы по компенсации затрат жильцам многоквартирных домов в с.Черный Яр по ул.Сеченова, д. 2 и ул. М. Жукова, д. 49 на газификацию.
В феврале 2017 года администрацией МО «Черноярский район» в подтверждение исполнения требований исполнительного документа об организации теплоснабжения населения в с. Черный Яр и протокола оперативного совещания при прокуроре Астраханской области в Черноярский РОСП УФССП России по Астраханской области предоставлены рабочие проекты по электроснабжению электроустановок многоквартирных домов по ул. Сеченова, д. 2 и ул. М. Жукова, д. 49; 03 марта 2017 года – проекты газоснабжения 10 квартир в указанных жилых домах (л.д. 80-89, 95-132).
Как следует из доводов представителя административного истца в судебном заседании, указанные проекты были изготовлены за счет средств бюджета МО «Черноярский район».
Определением Черноярского районного суда Астраханской области от 09 марта 2017 года администрации МО «Чернояский район» отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 31 октября 2016 года (л.д. 91-94).
12 апреля 2017 года администрация МО «Черноярский район» обратилась в Черноярский РОСП УФССП России по Астраханской области с заявлением об окончании исполнительного производства №10982/16/30016. Основанием для этого, как указано в заявлении должника, является окончание отопительного сезона 2016-2017 гг. и отсутствие жалоб и обращений граждан на ненадлежащее теплоснабжение в указанный отопительный период. В подтверждение своих доводов должник представил судебному приставу-исполнителю справку руководителя отдела ЖКХ администрации МО «Черноярский район» об отсутствии жалоб и обращений, а также постановление Главы администрации МО «Черноярский район» №96 от 07.04.2017 об окончании с 10 апреля 2017 года отопительного сезона 2016-2017 гг. (л.д. 77-79).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Полетаевой Д.Н. от 14 апреля 2017 года в удовлетворении заявления должника об окончании исполнительного производства было отказано (л.д. 76).
Не согласившись с данным постановлением, должник обратился в суд с настоящим административным иском.
Оценивая установленные судом обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что на момент вынесения постановления от 14 апреля 2017 года у судебного пристава-исполнителя не имелось безусловных доказательств, подтверждающих исполнение администрацией МО «Черноярский район» требований, содержащихся в исполнительном документе, в связи с чем у него отсутствовали правовые основания для окончания исполнительного производства.
Представленные должником в материалах исполнительного производства, а также в настоящем судебном заседании в обоснование своих доводов об исполнении решения суда документы, а именно соглашение от 24.10.2016 о перечислении субсидий из бюджета МО «Черноярский район» МУП «Черноярское коммунальное хозяйство» в целях оплаты расходов по подготовке к отопительному сезону 2016-2017 гг., распоряжение главы администрации МО «Черноярский район» №343-р от 11.11.2016 «О принятии срочных мер по переводу жилых помещений на альтернативные источники отопления», копии муниципальных контрактов на поставку мазута топочного на отопительный сезон 2016-2017 гг., заключенных на электронных площадках в сентябре-ноябре 2016 года, акты проверки готовности к работе в осенне-зимний период 2016-2017 гг. котельных с. Черный Яр от 31.10.2016 и паспорта их готовности, проекты электроснабжения многоквартирных домов по ул. Сеченова, д. 2 и М. Жукова, д. 49, проекты газоснабжения части квартир в указанных жилых домах, выписка из бюджета МО «Черноярский район», утвержденного Решением Совета №50 от 23.12.2016 (л.д. 73-74, 80-89, 95-132, 157-163, 167-181), не являются безусловными доказательствами, подтверждающими надлежащее и полное исполнение решения суда об организации теплоснабжения населения в границах с. Черный Яр.
Материалы исполнительного производства не содержат сведений о принятии необходимых мер по организации надежного теплоснабжения всех потребителей, квартиры которых были отключены от центрального отопления в связи с выводом котельных из эксплуатации, о переводе данных квартир на альтернативные источники отопления, а равно о получении гражданами, ранее пользующимися центральным отоплением, иного удовлетворения. Отсутствуют сведения о жилых помещениях, в которых теплоснабжение было восстановлено, в том числе за счет средств бюджета МО «Черноярский район», либо созданы необходимые условия для его восстановления в будущем.
При этом суд не может принять как состоятельные доводы истца о наличии оснований для окончания исполнительного производства в связи с завершением очередного отопительного периода и отсутствием жалоб от населения по поводу его проведения, необеспечения услугами теплоснабжения, так как исполнение решения не ставилось в зависимость от наступления указанных событий и данные обстоятельства сами по себе не могут свидетельствовать о фактическом исполнении решения суда.
Не являются основанием для удовлетворения требований административного истца и его доводы об организации администрацией МО «Черноярский район» теплоснабжения населения с. Черный Яр путем определения единой теплоснабжающей организации – МУП МО «Черноярский район» «Черноярское коммунальное хозяйство», а также о том, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом «О теплоснабжении» на истца может быть возложена обязанность по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей лишь в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, так как они затрагивают содержание самого принятого по делу решения от 31 октября 2016 года и направлены на переоценку обстоятельств, принятых судом во внимание при его вынесении.
В связи с этим, суд не может признать допустимыми и достаточными для удовлетворения требований административного иска представленные истцом в подтверждение своих доводов доказательства, полученные им до вынесения указанного решения - распоряжение Комитета имущественных отношений Черноярского района №126 от 21.10.2016 «О передаче имущества на праве хозяйственного ведения МУП МО «Черноярский район» «Черноярское коммунальное хозяйство», распоряжение Комитета имущественных отношений Черноярского района №70 от 21.10.2016 «О праве хозяйственного ведения муниципальным имуществом, закрепленным за МУП МО «Черноярский район» «Черноярское коммунальное хозяйство», акты о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 21.10.2016, распоряжение администрации МО «Черноярский район» №223-р от 12.08.2016 «Об определении единой теплоснабжающей организации» (л.д. 19-36).
Справка МУП МО «Черноярский район» «Черноярское коммунальное хозяйство» об отсутствии с начала отопительного сезона 2016-2017 гг. заявок на технологическое присоединение к тепловым сетям от населения с. Черный Яр (л.д. 72) также не свидетельствует о наличии оснований для окончания исполнительного производства, поскольку при рассмотрении дела по существу судом было установлено, что часть котельных, ранее обеспечивающих теплоснабжение потребителей с. Черный Яр и закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУП «Черноярское коммунальное хозяйство», были выведены из эксплуатации, тепловые сети, обеспечивающие подачу тепла в квартиры граждан, демонтированы, в связи с чем возможность технологического присоединения к ним у большинства потребителей отсутствует. Доказательств восстановления тепловых сетей и предоставления возможности использовать их для получения централизованного теплоснабжения, в материалах исполнительного производства не представлено.
С учетом изложенного, поскольку на момент вынесения обжалуемого постановления судебным приставом-исполнителем было установлено, что безусловных доказательств, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа, не имеется, им правомерно было принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства администрации МО «Черноярский район» об окончании исполнительного производства.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что нарушений прав административного истца при принятии обжалуемого решения допущено не было и не находит оснований для удовлетворения требований администрации МО «Черноярский район» о признании данного постановления незаконным и его отмене, а также о возложении на судебного пристава-исполнителя обязанности окончить исполнительное производство.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования «Черноярский район» о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Черноярского РОСП УФССП России по Астраханской области Полетаевой Д.Н. от 14 апреля 2017 года об отказе в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства №10982/16/30016-ИП, возложении обязанности окончить исполнительное производство – отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через районный суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Судья О.А.Серебренникова
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2017 года.