Дело № 2-2550/2023
УИД № 91RS0002-01-2020-003094-91
Решение
именем Российской Федерации
7 сентября 2023 года г. Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Микитюка А.Ю.
при секретаре судебного заседания Нуфтулаевой Х.Н.,
с участием представителей истца: ФИО2, адвоката ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Симферополя, Муниципальному казенному учреждению «Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым», Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Киевский Жилсервис» о взыскании ущерба,
установил:
Истец обратилась с иском в суд, в котором просит взыскать с ответчиков в порядке субсидиарной ответственности 192 200 руб. - в счет возмещения материального ущерба, 12 000 руб. - расходы по оценке поврежденного имущества, 5044 руб. – оплаченной государственной пошлины.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является собственником автомобиля марки Xyundai ix35, государственный регистрационный номер Е524ЕР82, 2012 года выпуска, серебристого цвета.
21 февраля 2023 года примерно в 07:00 часов на припаркованный по адресу: <адрес>, автомобиль марки Xyundai ix35, государственный регистрационный номер Е524ЕР82, 2012 года выпуска, серебристого цвета, упала часть ствола сухого дерева, произроставшего между домами № и № по указанному адресу, в результате чего автомобиль получил повреждения.
ФИО2, управлявший выше указанным автомобилем, обратился с заявлением в ОП №2 «Киевский» России по г. Симферополю, где указанный факт был зарегистрирован в КУСП № от 121.02.2023 года.
Постановлением от 01.03.2023 отказано в возбуждении уголовного дела по факту причинения автомобиля Xyundai ix35, государственный регистрационный номер Е524ЕР82, 2012 гола выпуска, в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ.
Согласно экспертному заключению № независимой технической экспертизы ИП «ФИО3» об определении стоимости восстановительного ремонта автомобиля размер суммы восстановительного ремонта составила с учетом износа 192 200 рублей.
За изготовление отчета оплачено 12 000 рублей, что подтверждается договором на проведение независимой экспертизы транспортного средства, приходным кассовым ордером об оплате № от 23.03.2023.
21 марта 2023 года в адрес Администрации города направлена претензия с просьбой о добровольном возмещении материального ущерба, однако в течении 30 суток указанная просьба удовлетворена не была. На основании изложенного, истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании представители истца настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель МУП «Киевский Жилсервис» возражал против удовлетворения иска, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми отправлениями, расписками, приобщёнными к материалам настоящего дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в данном судебном заседании.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (статья 17, часть 1), право частной собственности охраняется законом (статья 35, часть 1), гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1), каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2), каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46, часть 1), государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52).
К основным положениям гражданского законодательства относится и статья 15 ГК Российской Федерации, позволяющая лицу, право которого нарушено, требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Обязательства, возникающие из причинения вреда (деликтные обязательства), включая вред, причиненный имуществу гражданина при эксплуатации транспортных средств другими лицами, регламентируются главой 59 данного Кодекса, закрепляющей в статье 1064 общее правило, согласно которому в этих случаях вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).
Приведенное гражданско-правовое регулирование основано на предписаниях Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 35 (часть 1) и 52, и направлено на защиту прав и законных интересов граждан, право собственности которых оказалось нарушенным иными лицами при осуществлении деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности.
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Н основании ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
В соответствии со ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 11 и 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, обстоятельствами, подлежащими доказыванию, в данном случае являются: наличие факта причинения истцу вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между противоправным действием и вредом, а также наличие вины нарушителя.
При этом истец должен доказать размер причиненного ему ущерба, причинную связь между противоправными действиями (бездействием) ответчика, а ответчик - отсутствие вины в причинении истцу ущерба.
Судом установлено, что истец является собственником автомобиля марки Xyundai ix35, государственный регистрационный номер Е524ЕР82, 2012 года выпуска, серебристого цвета, что подтверждается данными свидетельства о регистрации транспортного средства (л.д.25,26).
21 февраля 2023 года примерно в 07:00 часов на припаркованный по адресу: <адрес> выще указанный автомобиль марки <данные изъяты> государственный регистрационный номер <данные изъяты>, 2012 года выпуска, упала часть ствола сухого дерева, произроставшего между домами № и № по выше указанному адресу, в результате чего автомобиль получил повреждения.
Указанный факт был зарегистрирован в КУСП № от 121.02.2023 года и постановлением от 01.03.2023 отказано в возбуждении уголовного дела по факту причинения автомобилю Xyundai ix35, государственный регистрационный номер <данные изъяты>, в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ.
22.03.2023 года между ФИО2, действовавшем на основании доверенности от имени истца, и ИП ФИО4 заключен договор ЭКСП без номера, в соответствии с которым ИП ФИО4 взяла на себя обязательства по оценке причиненного автомобилю ущерба и определении стоимости восстановительного автомобиля (л.д.7).
Согласно экспертному заключению № независимой технической экспертизы ИП «ФИО3» размер суммы восстановительного ремонта составила с учетом износа 192 200 рублей (л.д.9-24).
За изготовление отчета оплачено 12 000 рублей, что подтверждается договором на проведение независимой экспертизы транспортного средства, приходным кассовым ордером об оплате № от 23.03.2023.
21 марта 2023 года в адрес Администрации города направлена претензия с просьбой о добровольном возмещении материального ущерба.
Из материалов дела усматривается, что 07.02.2023 года между Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Киевский Жилсервис» и собственниками помещений МКД № ? по ул. Киевской в г. Симферополь заключен договор управления многоквартирным домом.
Организацией, осуществляющей оперативное управление по вышеуказанном адресу, является Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым “Киевский Жилсервис” (далее - МУП “Киевский Жилсервис”) на основании договора управления с многоквартирным домом от 14.12.2015 года № №480/15.
МУП “Киевский Жилсервис” является обособленным юридическим лицом, полномочия учредителя которого выполняет Администрация города, и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением Администрации от 15.12.2014 №12.
Основным видом деятельности МУП является управление общим имуществом многоквартирных жилых домов, техническое обслуживание, эксплуатация, текущий ремонт муниципального жилого фонда, жилых зданий (помещений) и иных объектов недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, а также их придомовых территорий в соотвествии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также договорами управления с собственниками помещений многоквартирных домов.
В целях решения вопросов местного значения и социальных задач муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Симферопольский городской совет утвердил Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым которые закреплены Решением 12-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 12.02.2015 № 176 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее Правила благоустройства). Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Правила) устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - городской округ Симферополь, муниципальное образование), в том числе по содержанию зданий, строений, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, (в ред. Решения Симферопольского горсовета Республики Крым от 30.08.2018 № 1681) (Часть I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Статья 1. Предмет правового регулирования)
Настоящие Правила являются обязательными для физических и юридических лиц (далее - организации и граждане), пребывающих и (или) осуществляющих деятельность на территории городского округа Симферополь. Правила применяются самостоятельно или в совокупности с нормами федеральных законов, законов Республики Крым и (или) нормами, изложенными в иных нормативных правовых актах, с соблюдением правил предпочтения (юридической силы).
Частью 2 статьи 27 Правил благоустройства оговорено что, независимо от формы права на земельный участок, являющийся полностью или частично озелененной территорией, собственник, землевладелец, землепользователь обязан содержать расположенные на них зеленые насаждения в здоровом и благоустроенном состоянии и обеспечивать их сохранность за счет собственных средств.
Согласно части 4 ст. 27 Правил благоустройства, зеленые насаждения, расположенные на земельных участках находящихся в собственности городского округа Симферополь, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления городского округа Симферополь имеют право распоряжаться, являются муниципальной собственностью городского округа Симферополь (далее - городские зеленые насаждения).
Часть 5 указанной статьи устанавливает, что контроль за состоянием и надлежащей эксплуатацией городских зеленых насаждений осуществляется Муниципальным казенным учреждением Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым либо иным уполномоченным органом (учреждением) Администрации города Симферополя Республики Крым.
Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 02.04.2015 № 224 утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее - Правила).
Согласно пункту 2.7 Правил, содержание зеленых насаждений, находящихся на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений малых форм в летнее и зимнее время. Содержание зеленых насаждений, находящихся на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, включает, в том числе, удаление усохших и аварийных растений.
Ответственность по капитальному ремонту, а также по содержанию и сохранности зеленых насаждений возлагается: на территориях общего пользования - на администрацию муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (пункт 2.10.1 Правил).
Согласно Положению о Муниципальном казенном учреждении Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя
Республики Крым, утвержденному решением 22-й сессии Симферопольского городского совета от 25.06.2015 № 286 (с изменениями), Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Администрация города)
Департамент подотчетен и подконтролен главе Администрации города, и его деятельность координируется заместителем главы Администрации города в соответствии с распределением обязанностей.
Департамент является юридическим лицом, муниципальным казенным учреждением, имеет самостоятельный баланс, регистрационный счет в органах Федеральной казначейской службы по Республике Крым, гербовую печать с символикой городского округа, со своим наименованием, а также соответствующие штампы, бланки.
Одной из основных задач Департамента являются: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Расходы на содержание Департамента осуществляются за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Приложением 5 к распоряжению Администрации города Симферополя Республики Крым от 26.07.2019 № 380 -р утверждено ПОЛОЖЕНИЕ об отделе по формированию комфортной городской среды и развитию зеленых насаждений управления благоустройства муниципального казенного учреждения.
Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, которым оговорены Общие положения 1.1. Отдел по формированию комфортной городской среды и развитию зеленых насаждений управления благоустройства муниципального казенного учреждения.
Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - отдел) является структурным подразделением управления благоустройства муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым.
Отдел в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
3.14. Организовывает проведение работ по санитарной обрезке и сносу аварийных деревьев.
3.15. Готовит разрешительные документы на снос замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений.
3.16. Координирует и осуществляет взаимодействие с муниципальными предприятиями и учреждениями в сфере благоустройства, санитарии и озеленения городского округа.
3.26. Составляет план-графики, организовывает, осуществляет контроль за проведением работ по санитарной обрезке, сносу аварийных деревьев, покосу травы, ликвидации карантинных объектов, очистке водных объектов расположенных на территории городского округа.
В соответствии с внесенными Изменениями в решение 16-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 02.04.2015 № 224 «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» аварийно опасные деревья - это деревья, представляющие опасность для жизни и здоровья граждан, имущества и создающие аварийно опасные ситуации. На снос аварийного дерева Департамент: 5.6. Оформление порубочного билета. 5.6.1. Выдача порубочного билета является муниципальной услугой, которая предоставляется на основании соответствующего административного регламента, утвержденного Администрацией города Симферополя. 5.6.2. Лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, для которой требуется вырубка (уничтожение) зеленых насаждений, для получения порубочного билета подают в Администрацию города Симферополя заявление о необходимости выдачи указанного билета.
Учитывая, что земельный участок, на котором произрастало дерево находится в границах муниципального образования — города Симферополя, то есть, отнесен к ведению городского округа, а также учитывая, что обязанность по контролю за состоянием и надлежащей эксплуатацией городских зеленых насаждений возложена на Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ «Киевский Жилсервис» является по данному делу ненадлежащим ответчиком. Таким образом, МУП “Киевский Жилсервис” или Департамент обязаны в силу закона следить за состоянием деревьев на улице Киевской в городе Симферополе, не выполнили свои обязанности надлежащим образом, что повлекло падение дерева на автомобиль истца и причинение имущественного ущерба.
Учитывая, что земельный участок, на котором произрастало дерево, находится в границах муниципального образования – города Симферополь, то есть, отнесен к ведению городского округа, а также учитывая, что обязанность по контролю за состоянием и надлежащей эксплуатацией городских зеленых насаждений возложена на Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, суд считает необходимым взыскать причиненный истцу ущерб с Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения искового заявления ФИО5.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
исковое заявление ФИО1 - удовлетворить частично.
Взыскать Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу ФИО1 (паспорт гражданина <данные изъяты>) - 192 200 рублей в счет возмещения материального ущерба, 12 000 рублей расходы по оценке поврежденного имущества, 5044 рублей оплаченной государственной пошлины.
В остальной части заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья А.Ю. Микитюк
Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2023 года
Судья А.Ю. Микитюк