ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛРРљР РўРђРўРђР РЎРўРђРќ
ПОСТАНОВЛЕНРР•
4Р°-7
город Казань <дата>
Заместитель Председателя Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан Галиакберов Рђ.Р¤., рассмотрев жалобу директора общества СЃ ограниченной ответственностью «Чимал» Р¤РРћ1 РЅР° вступившее РІ законную силу постановление СЃСѓРґСЊРё Нижнекамского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ <дата>, вынесенное РІ отношении общества СЃ ограниченной ответственностью «Чимал»по делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от <дата> общество с ограниченной ответственностью «Чимал» (далее по тексту – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель просит вынесенный судебный акт отменить и производство по делу прекратить.
Рзучив истребованное дело РѕР± административном правонарушении, РґРѕРІРѕРґС‹ заявителя, полагаю, что жалоба РЅРµ подлежит удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (здесь и далее нормы цитируются в редакции, действовавшей на момент обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 51 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
<дата> сотрудниками Министерства экологии Рё природных ресурсов Республики Татарстан было обнаружено, что РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером 16:30:040201:48, расположенном СЋРіРѕ-западнее населенного пункта Прости Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, РІ результате использования экскаватора РРћ 4225 СЃ государственным регистрационным знаком <данные изъяты> РїРѕРґ управлением машиниста Р¤РРћ2 произошел СЃР±СЂРѕСЃ РЅР° почву отходов – резиновых изделий РєРѕРґ РїРѕ ФККО 3 31000 00 00 0 Рё шин пневматических автомобильных отработанных РєРѕРґ РїРѕ ФККО 9 21110 01 50 4 РЅР° общей площади 740 квадратных метров.
По результатам административного расследования было установлено, что упомянутая самоходная машина принадлежала обществу с ограниченной ответственностью «Жилстрой» и была передана им по заявке Обществу для выполнения земляных работ.
Рто обстоятельство послужило РїРѕРІРѕРґРѕРј Рє возбуждению РІ отношении Общества дела РѕР± административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
Судья городского суда, проверив и оценив представленные доказательства, счел вину Общества в совершении указанного противоправного деяния доказанной и потому подверг его административному наказанию в виде штрафа.
С таким выводом судьи следует согласиться.
Обвинение, сформулированное РІ протоколе РѕР± административном правонарушении Рё выдвинутое против Общества, объективно Рё убедительно доказывается, РІ частности, копией акта административного обследования СЃ фотоматериалом (Р».Рґ. 5-10); копией объяснений машиниста экскаватора Р¤РРћ2 (Р».Рґ. 73); копией РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° оказание услуг механизмами (транспортом) РѕС‚ <дата> ...., заключенного Обществом СЃ обществом СЃ ограниченной ответственностью «Жилстрой» (Р».Рґ. 46-55); копией заявки Рѕ предоставлении экскаватора для проведения земляных работ 21-25, 28-29, <дата> РЅР° объекте «Прости» (Р».Рґ. 21); копией объяснений представителя общества СЃ ограниченной ответственностью «Устюггазсервис» (Р».Рґ. 19-20).
Перечисленные доказательства получены в соответствии с законом, относятся к обстоятельствам дела и потому в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно приняты судьями во внимание при постановлении судебных актов.
Вопреки доводам жалобы, добытой совокупности доказательств достаточно для установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу и определенных статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе места и времени совершения публично наказуемого деяния. Они не позволяют усомниться в виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Общества вынесено судьей городского суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание Обществу назначено в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Состоятельность сформулированной в жалобе версии заявителя о непричастности Общества к сбросу на почву отходов проверялась нижестоящей инстанцией и с учетом добытой административным органом совокупности доказательств справедливо отвергнута.
Материалы дела указывают на то, что обществом с ограниченной ответственностью «Жилстрой» <дата> с Обществом был заключен договор ...., по условиям которого оно обязалось в заявочном порядке предоставлять контрагенту строительные машины и механизмы, а также автомобильный транспорт для выполнения работ, соответствующих назначению транспорта и механизмов.
Р’ рамках сложившихся договорных отношений директор Общества Р¤РРћ1 востребовал Сѓ общества СЃ ограниченной ответственностью «Жилстрой» экскаватор для проведения земляных работ РЅР° объекте «Прости» РІ период СЃ 21 РїРѕ 25, СЃ 28 РїРѕ 29 Рё <дата>, Рѕ чем РїСЂСЏРјРѕ указано РІ приобщенной Рє материалам дела заявке.
Р’ СЃРІРѕСЋ очередь, общество СЃ ограниченной ответственностью «Жилстрой», выполняя СЃРІРѕРё обязательства Рё удовлетворяя РїСЂРѕСЃСЊР±Сѓ Общества, выделило ему Рё направило РІ указанное место экскаватор РРћ 4225 СЃ государственным регистрационным знаком <данные изъяты> РїРѕРґ управлением машиниста Р¤РРћ2
Рменно этот экскаватор Рё был обнаружен сотрудниками органа государственного экологического надзора РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером 16:30:040201:48.
Машинист Р¤РРћ2, давая объяснения должностному лицу, подтвердил, что <дата>, управляя экскаватором, РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёР» работы РїРѕ СЃР±РѕСЂСѓ отходов резины Рё металла.
Рзложенное свидетельствует Рѕ том, что СЃР±СЂРѕСЃ отходов РЅР° почву допустило Общество, Р° РЅРµ РёРЅРѕРµ лицо, РЅР° которое ссылается РІ жалобе заявитель.
Апеллирование заявителя к неосведомленности Общества о месте и времени осуществления процедуры по составлению протокола об административном правонарушении несостоятельно.
Частями 4 и 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законному представителю юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, гарантируется правовая возможность для защиты прав и законных интересов юридического лица и его непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составляется в отсутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лишь при условии, если он извещен в установленном порядке.
Согласно частям 1 и 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Следуя процитированным установлениям, должностное лицо, воспользовавшись услугами почтовой связи, направило Обществу извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по адресу его местонахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (л.д. 56-57).
Копия почтового конверта, в котором находилось процессуальное извещение, свидетельствует о том, что он был отправлен адресату <дата> и прибыл в место вручения <дата>, то есть заблаговременно до начала указанной процедуры (л.д. 63).
Между тем юридическое лицо, не проявив должной осмотрительности и добросовестности, не приняло мер к получению почтовой корреспонденции, в силу чего <дата> по истечении срока хранения она была отправлена обратно в административный орган.
При таком положении должностное лицо резонно сочло Общество извещенным и, основываясь на требованиях статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно составило протокол в отсутствие его законного представителя.
Таким образом, оснований для признания составленных процессуальных документов недопустимыми не имеется.
При таких обстоятельствах вынесенные судебные постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, не усматривается
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление СЃСѓРґСЊРё Нижнекамского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ <дата>, вынесенное РІ отношении общества СЃ ограниченной ответственностью «Чимал» РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества СЃ ограниченной ответственностью «Чимал» Р¤РРћ1 – без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан /подпись/ А.Ф. Галиакберов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>