Судья Копин С.А. |
№21-477/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
21 декабря 2021 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Ладыгина А.В. на постановление временно исполняющего обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Пудожскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия от 21 сентября 2021 г. и решение судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 18 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица отделения судебных приставов по Пудожскому району УФССП России по Республике Карелия от 21 сентября 2021 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, глава администрации Пудожского муниципального района РК Ладыгин А.В. подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе на постановление должностного лица и решение судьи Ладыгин А.В. просит их отменить и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью его виновности в совершении инкриминируемого деяния по приведенным в жалобе мотивам.
Заслушав прокурора фио1, возражавшего по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В силу положений ч.1 ст.6, ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа, выданного Пудожским районным судом РК 07 сентября 2010 г. по результатам рассмотрения 06 июля 2010 г. гражданского дела (решение суда вступило в законную силу 27 августа 2010 г.), администрация Пудожского городского поселения, правопреемником которой согласно постановлению о замене стороны исполнительного производства от 28 февраля 2019 г. является администрация Пудожского муниципального района РК, обязана в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить подачу населению г.Пудожа питьевой воды, соответствующей требованиям, предъявляемым санитарно-эпидемиологическим законодательством к качеству питьевой воды.
В рамках исполнительного производства, возбужденного 15 сентября 2010 г., постановлением должностного лица службы судебных приставов от 25 июня 2013 г. с органа местного самоуправления взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей и в дальнейшем требованиями сотрудников службы судебных приставов устанавливались разные сроки для исполнения судебного постановления.
Ввиду неисполнения очередного требования от 09 февраля 2021 г. в установленный до 15 марта 2021 г. срок постановлением уполномоченного должностного лица отделения судебных приставов по Пудожскому району УФССП России по Республике Карелия от 21 сентября 2021 г. глава администрации Пудожского муниципального района РК Ладыгин А.В. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.
При принятии обжалуемых актов субъекты административной юрисдикции пришли к выводу о доказанности факта совершения Ладыгиным А.В. выявленного правонарушения, однако при разрешении данного дела не были учтены следующие значимые обстоятельства.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению противоправных деяний (ст.24.1 КоАП РФ).
Для оценки действий лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в целях установления наличия или отсутствия административно наказуемого деяния должны быть выяснены все обстоятельства, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том числе наличие события противоправного деяния и виновность лица в его совершении.
Объективную сторону противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, составляют действия (бездействие) лица, связанные с неисполнением требования исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом, в связи с чем виновность привлекаемого лица определяется умышленным неисполнением требований исполнительного листа без уважительных причин.
В рассматриваемом случае должны быть исследованы вопросы о том, принимались ли должником все зависящие от него меры, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, имелась ли у него реальная возможность исполнить решение суда в период после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора до установления нового срока исполнения и явилось ли такое неисполнение следствием виновного бездействия.
Исследование материалов дела показало, что в соответствии с ч.1 ст.35.1 Устава Пудожского муниципального района главой администрации данного муниципального образования является глава Пудожского муниципального района.
Согласно решению №168 XXIII заседания IV созыва Совета Пудожского муниципального района РК от 12 февраля 2021 г. Ладыгин А.В. вновь был избран главой муниципального образования «Пудожский муниципальный район» - главой администрации Пудожского муниципального района РК (ранее замещал указанную должность с 22 июня 2018 г.).
Как установлено выше по решению Пудожского районного суда РК от 06 июля 2010 г. стороной исполнительного производства в качестве должника признан орган местного самоуправления (с 28 февраля 2019 г. - администрация Пудожского муниципального района РК), с которого взыскан исполнительский сбор и которому 09 февраля 2021 г. выставлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении судебного решения в срок до 15 марта 2021 г. (составленные в рамках исполнительного производства все процессуальные документы направлены в адрес администрации муниципального образования).
При этом также установлено, что с целью исполнения судебного решения и обязательств, определенных в государственном контракте №39аэф-18/2018-П от 19 декабря 2018 г. на выполнение работ по подготовке проектной документации для строительства объекта «Строительство водопроводных очистных сооружений, г.Пудож», заключенном между (...)» и (...) администрацией Пудожского муниципального района РК в лице главы Ладыгина А.В. 29 апреля 2020 г. был заключен договор с (...) № на проведение изыскательских работ, включающих в себя выполнение проекта организации зон санитарной охраны существующих водозаборных и водоочистных сооружений реки Водла в Пудожском районе РК, передачу его на согласование в уполномоченные органы, сопровождение рассмотрение проекта в этих органах до получения в установленном порядке положительного заключения (п.1.2 договора).
Также 28 июля 2020 г. на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №1593-р/20р для проектирования и строительства водоочистных сооружений и разработки проекта зон санитарной охраны администрации Пудожского муниципального района РК в постоянное (бессрочное) пользование из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок площадью 7565 кв.м (кадастровый №), расположенный по ул.(.....) в г.Пудоже РК.
В соответствии с постановлением Правительства РК от 07.08.2020 №391-П «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 11 октября 2019 года №384-П» были предусмотрены источники финансирования региональной программы Республики Карелия «Чистая вода на 2019-2024 годы», в том числе, для строительства водопроводных очистных сооружений в г.Пудоже.
В связи с отказом 09 апреля 2021 г. экспертной комиссии Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в утверждении проекта «Зон санитарной охраны поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения объектов города Пудож», разработанного для поверхностного водозабора, расположенного на реке Водла, 29 апреля 2021 г. между администрацией Пудожского муниципального района РК в лице главы Ладыгина А.В. и (...) был заключен договор №№ на оказание услуг по организации и сопровождению утверждения проекта организации зон санитарной охраны скважин в уполномоченном органе, в рамках которого в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия 14 мая 2021 г. подано заявление органа местного самоуправления об утверждении проекта зон санитарной охраны.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в период исполнения главой администрации Пудожского муниципального района РК своих полномочий принимались меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанное положение получило развитие в п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которым при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по таким делам судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Исходя из изложенного, вопрос о вине Ладыгина А.В. не может быть рассмотрен вне указанных обстоятельств, и в соответствии с принципом презумпции невиновности все сомнения должны толковаться в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку факты игнорирования и умышленного неисполнения главой администрации муниципального образования содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, предъявленных судебным приставом-исполнителем к должнику, коим в рассматриваемом случае является администрация Пудожского муниципального района РК, не установлены, вину Ладыгина А.В. в совершении инкриминируемого противоправного деяния нельзя считать безусловно доказанной в предусмотренном КоАП РФ порядке.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление и решение по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене данных актов и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Таким образом, постановление должностного лица и решение судьи на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
Руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление временно исполняющего обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Пудожскому району управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия от 21 сентября 2021 г. и решение судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 18 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ладыгина А.В. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова