Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Мурзабеков Г.А.,
с участием представителя АО «Россельхозбанк» Аушева Т.Д.,
при секретаре Оздоеве Х.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евлоева А. М. к АО «Россельхозбанк» в лице Ингушского регионального филиала о признании кредитного договора недействительным, взыскании необоснованно взысканных денежных средств и морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском, в котором просит признать кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между АО «Россельхозбанк» в лице Ингушского регионального филиала и Евлоевым А.М., недействительным, взыскать необоснованно взысканные денежные средства и моральный вред. В обоснование иска указывается, что решением Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований АО «Россельхозбанк» в лице Ингушского регионального филиала отказано на основании почерковедческой экспертизы, которая показала, что подписи и рукописные записи от имени Евлоева А.М. в кредитном договоре № от ДД.ММ.ГГГГ выполнены другим лицом. Несмотря на указанное решение суда АО «Россельхозбанк» в лице Ингушского регионального филиала повторно обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по кредитному договору, производство по которому определением Магасского районного суда от 12.03.2020г. прекращено.
Таким образом, ответчиком АО «Россельхозбанк» незаконно взыскивалась с Евлоева А.М. сумма по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, который им не заключался.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела Евлоев А.М. в суд не явился, о причинах неявки суд не известил.
Представитель Ингушского регионального отделения АО «Россельхозбанк» Аушев Т.Д. просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснения лица, участвовавшего в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования Евлоева А.М. подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Статьей 166 ГК РФ установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Частью 1 ст. 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии со ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
В силу ч. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В соответствии со ст. 820 ГК РФ кредитный договор должен быть заключен в письменной форме.
Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным.
В силу ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Россельхозбанк» в лице Ингушского регионального филиала и Евлоевым А.М. оформлен кредитный договор № на предоставление денежной суммы в размере 300 000 рублей.
Факт подписания и заключения с АО «Россельхозбанк» в лице Ингушского регионального филиала вышеуказанного кредитного договора Евлоевым А.М. оспорен путем подачи заявления в Магасский районный суд РИ.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований АО «Россельхозбанк» в лице Ингушского регионального филиала к Евлоеву А. М. о взыскании задолженности по кредитному договору отказано на основании почерковедческой экспертизы, которая показала, что подписи и рукописные записи от имени Евлоева А.М. в кредитном договоре № от ДД.ММ.ГГГГ выполнены другим лицом.
Между тем, при повторном обращении АО «Россельхрзбанк» в лице Ингушского филиала в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям определением Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ производство по исковому заявлению АО «Россельхрзбанк» в лице Ингушского филиала к Евлоеву А.М. и другим о взыскании задолженности по кредитному договору прекращено.
Таким образом, суд находит установленным, что Евлоев А.М. кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Россельхозбанк» в лице Ингушского регионального филиала не заключал и не подписывал.
Отсутствие подписи Евлоева А.М. в кредитном договоре от ДД.ММ.ГГГГ, безусловно, свидетельствует о несоблюдении письменной формы кредитного договора, установленной ст. 160 ГК РФ, что в силу ч. 2 ст. 820 ГК РФ влечет его недействительность.
При таких обстоятельствах требования Евлоева А.М. к АО «Россельхозбанк» в лице Ингушского регионального филиала о признании кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ недействительным суд полагает подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, суд усматривает, что имеются основания для частичного удовлетворения требований истца о применении последствий недействительности сделки и взыскании компенсации морального вреда.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Частью 2 ст. 167 ГК РФ предусмотрено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Судом установлено и подтверждается представленными выписками из лицевого счета, что за период с июня 2009 года по январь 2015 года с Евлоева А.М. в счет погашения задолженности по кредитному договору № от 16.06.2009г. списана сумма в размере 179 644 рублей 64 копеек, в связи с чем, требования истца о применении последствий недействительности сделки в порядке ст. 167 ГК РФ подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Основания компенсации морального вреда также регламентированы ст. 1100 ГК РФ, согласно которой компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
- вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
- вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом. Признавая кредитный договор недействительным, оснований для удовлетворения требований Евлоева А.М. о взыскании с АО «Россельхозбанк» компенсации морального вреда суд не находит, поскольку действующим законодательством возможность компенсации морального вреда в случае признания договора недействительным не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Евлоева А. М. к ОАО «Россельхозбанк» в лице Ингушского регионального филиала о признании кредитного договора недействительным и взыскании необоснованно взысканных денежных средств и морального вреда удовлетворить частично.
Признать кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между АО «Россельхозбанк» в лице Ингушского регионального филиала и Евлоевым А. М., недействительным.
Применить последствия недействительности сделки, совершенной между Евлоевым А. М. и АО «Россельхозбанк» в лице Ингушского регионального филиала по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с АО «Россельхозбанк» в лице Ингушского регионального филиала в пользу Евлоева А. М. сумму неосновательного обогащения в размере 179 644 (сто семьдесят девять тысяч шестьсот сорок четыре) рублей 64 копеек.
В остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Г.А. Мурзабеков