Дело № 2-1088/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.
с участием прокурора Гамаюнова С.А., представителя ответчика Администрации МОГО "Инта" Донцовой М.А., представителя ОГИБДД по гор. Инте Возжаева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 16 ноября 2018 года гражданское дело по иску прокурора гор. Инты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МОГО "Инта", МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом МОГО "Инта" об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, понуждении выполнить действия по ремонту и содержанию дорожного покрытия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Инты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам об обязании Администрации МОГО "Инта" произвести работы по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна автомобильной дороги общего пользования местного значения пгт. Верхняя Инта - пст. Юсьтыдор в соответствии с нормативными требованиями на следующих участках (км): 0+200, 0+201, 0+350, 0+363, 0+365, 0+373, 0+375, 0+411, 0+421, 0+550, 0+559, 0+569, 0+579, 1+000, 1+008, 1+400, 1+600, 2+200, 2+900, 6+100, 6+400, 6+450, 9+147, 9+166, 9+173, 9+191, 9+221, 9+242, 9+270, 9+297, 9+307, 9+315, 9+325, 9+331, 9+358, 9+381, 9+386, 9+408, 9+415, 9+433, 9+448, 9+457, 9+468, 9+480, 9+490, 9+509, 9+550, 9+574, 9+596, 9+607, 9+627, 9+632, 9+644, 9+680, 9+756, 10+660; обязании МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом "МОГО "Инта" произвести работы по устранению выбоин и ям и по восстановлению дорожного полотна улично-дорожной сети на территории МОГО "Инта" в соответствии с нормативными требованиями на следующих участках: проезжая часть дороги по улице Заводская у домов № 3А, 4 и 6; проезжая часть дороги по улице Мира у домов № 19, 21 (заезд в дворовую территорию), 22, 31, 33 (заезд и проезд по дворовой территории), 35 и 37 (заезд в дворовую территорию), 36, 38, 39 (заезд в дворовую территорию), 42, 45а (заезд в дворовую территорию), 48 и 50 (заезд в дворовую территорию), 59, 60 и 62 (проезд по дворовой территории), 69; проезжая часть дороги по улице Морозова у домов № 6, 12 и 14; проезжая часть дороги по улице Куратова у домов №№ 2 (заезд в дворовую территорию), 17 (заезд в дворовую территорию), 24 (проезд по дворовой территории), 39 (заезд и проезд по дворовой территории), 41 (заезд и проезд по дворовой территории), 54 (проезд по дворовой территории), 64 (проезд по дворовой территории), 74; проезжая часть дороги по улице Геологическая от дома № 1 в сторону дома № 22 (км) 0+100, 0+350; проезжая часть дороги по улице Кирова у домов № 31 и 36; проезжая часть дороги по улице Полярная у домов № 18, 19, 20, 22; проезжая часть дороги улицы Южная (от улицы Сангородок дом № 1 в сторону дома № 8 по улице Южная) (км) 0+120, 1+300, 1+710, 1+830, 1+950, 2+070, 2+100; проезжая часть дороги по улице Дзержинского у домов № 21 (проезд по дворовой территории), 21а (проезд по дворовой территории), 19-23 (заезд в дворовую территорию между домами), 25 (заезд в дворовую территорию); проезжая часть дороги по улице Озерная у дома № 9; проезжая часть дороги по улице Сельхозная у дома № 8; проезжая часть дороги и улицы Пригородная от дома № 3 в сторону улицы Сельхозная (км) 0+100, 0+260, 0+510, 0+670. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 статьи 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. Частью 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона). Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Актами обследования улично-дорожной сети от 18.05.2017, 29.05.2017, 03.07.2017, 07.07.2017 установлены множественные дефекты состояния проезжей части дорог, ее несоответствие требования ГОСТ. По выявленным фактам недостатков Администрация МО ГО "Инта" привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Постановлением Администрации МО ГО "Инта" от 26.8.2015 № 8/2413 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности МО ГО "Инта". В данный перечень включена автомобильная дорога пгт. В. Инта – пст. Юсьтыдор и подъезд к аэропорту г. Инты. Администрацией МО ГО "Инта" учреждено МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом "МОГО "Инта", к основным видам деятельности которого относится содержание, ремонт, капитальный ремонт, реконструкция автомобильных дорог, улиц, проездов на территории МО ГО "Инта". Распоряжением Администрации МО ГО "Инта" от 26.03.2008 № 223 из казны МО ГО "Инта" на баланс МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом "МОГО "Инта" передано имущество согласно приложению. Передача имущества из казны МО ГО "Инта" на баланс МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом "МОГО "Инта" произведена также на основании постановления Администрации МО ГО "Инта" от 28.06.2012 № 6/1964. Спорная автомобильная дорога, а также улично-дорожная сеть по ул. Заводская, Кирова, Мира, Морозова, Куратова, Геологическая, Дзержинского, Полярная, Южная, Озерная, Сельхозная, Пригородная переданы в оперативное управление МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом "МОГО "Инта". Государственная регистрация права оперативного управления не произведена. Лицом, ответственным за состояние спорной автодороги, является Администрация МО ГО "Инта", а лицом, ответственным за состояние улично-дорожной сети, МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом "МОГО "Инта".
Решением Интинского городского суда Республики Коми от 21.05.2018 по делу № 2-382/2018 на МО ГО "Инта" в лице Администрации МО ГО "Инта" возложена обязанность в срок до 01.07.2019 произвести работы по устранению выбоин и приведению покрытия автомобильной дороги общего пользования местного значения пгт. Верхняя Инта – пст. Юсьтыдор в соответствие с нормативными требованиями на следующих участках указанной дороги (км): 0+200, 0+201, 0+350, 0+363, 0+365, 0+373, 0+375, 0+411, 0+421, 0+550, 0+559, 0+569, 0+579, 1+000, 1+008, 1+400, 1+600, 2+200, 2+900, 6+100, 6+400, 6+450, 9+147, 10+660, а также по устранению выбоин и приведению дорожного покрытия в соответствие с нормативными требованиями на следующих участках улично-дорожной сети г. Инты: проезжая часть дороги по улице Куратова у дома № 74; проезжая часть дороги улицы Южная (от улицы Сангородок дом № 1 в сторону дома № 8 по улице Южная) (км) 0+120, 1+300, 1+710, 1+830, 1+950, 2+070, 2+100; проезжая часть дороги по улице Озерная у дома № 9; проезжая часть дороги по улице Сельхозная у дома № 8; проезжая часть дороги и улицы Пригородная от дома № 3 в сторону улицы Сельхозная (км) 0+100, 0+260, 0+510, 0+670. На МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом "МОГО "Инта" возложена обязанность в срок до 01.07.2019 произвести работы по устранению выбоин и приведению дорожного покрытия в соответствие с нормативными требованиями на следующих участках улично-дорожной сети г. Инты: проезжая часть дороги по улице Мира у домов № 19, 22, 31, 36, 38, 42, 59, 69; проезжая часть дороги по улице Морозова у домов № 6, 12 и 14; проезжая часть дороги по улице Геологическая от дома № 1 в сторону дома № 22 (км) 0+100, 0+350; проезжая часть дороги по улице Кирова у домов № 31 и 36; проезжая часть дороги по улице Полярная у домов № 18, 19, 20, 22. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу.
Определением Интинского городского суда Республики Коми от 21.05.2018 по делу № 2-382/2018 требования прокурора МО ГО "Инта" к Администрации МО ГО "Инта", МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом "МОГО "Инта" о возложении обязанности произвести работы по устранению выбоин и приведению дорожного покрытия в соответствие с нормативными требованиями на следующих участках улично-дорожной сети г. Инты: проезжая часть дороги по улице Мира у домов № 33 (заезд и проезд по дворовой территории), 35 и 37 (заезд в дворовую территорию), 39 (заезд в дворовую территорию), 45а (заезд в дворовую территорию), 48 и 50 (заезд в дворовую территорию), 60 и 62 (проезд по дворовой территории); проезжая часть дороги по улице Куратова у домов № 2 (заезд в дворовую территорию), 17 (заезд в дворовую территорию), 24 (проезд по дворовой территории), 39 (заезд и проезд по дворовой территории), 41 (заезд и проезд по дворовой территории), 54 (проезд по дворовой территории), 64 (проезд по дворовой территории); проезжая часть дороги по улице Дзержинского у домов № 21 (проезд по дворовой территории), 21а (проезд по дворовой территории), 19-23 (заезд в дворовую территорию между домами), 25 (заезд в дворовую территорию) выделены в отдельное производство и рассматриваются в настоящем деле.
Также в настоящем деле рассматриваются требования об устранении дефектов дорожного полотна на проезжей части дороги у домов № 3А, 4, 6 по ул. Заводской. Данные требования были заявлены прокурором, в рамках дела № 2-382/2018 рассмотрены не были ошибочно. В определении от 21.05.2018 о выделении требований в отдельное производство указанный участок дороги также отсутствует. Таким образом, указанные требования по существу судом не рассмотрены, суд считает необходимым рассмотреть их в данном деле.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал, полагал, что заезды, проезды к дворовым территориям следует отнести к элементам благоустройства, ответственность за надлежащее содержание которых несет Администрация МО ГО "Инта".
Представитель ответчика Администрации МО ГО "Инта" в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что заезды, проезды относятся к придомовым территориям, их ремонт является обязанностью собственников МКД.
Представитель третьего лица ОГИБДД по гор. Инте требования прокурора поддержал, полагал, что ремонт дорог, в том числе и в дворовых территориях полностью должен быть возложен на Администрацию МО ГО "Инта".
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела и гражданского дела № 2-382/2018, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 18.05.2017, 29.05.2017, 03.07.2017, 07.07.2017 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Инте Возжаевым С.В. произведено обследование улично-дорожной сети г. Инты, составлены акты осмотра, в которых отражены дефекты дорожного полотна, устранение которых является предметом иска.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог установлены ГОСТом Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В частности, пунктом 3.1.1 указанного ГОСТа установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с пунктом 3.1.2 указанного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Согласно пункту 3.2.1 указанного ГОСТа обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
В силу статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Законодательство, регулирующее дорожную деятельность, применяет такие термины как автомобильная дорога и улично-дорожная сеть.
При этом законодательно закреплено в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ лишь понятие автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Понятие улично - дорожная сеть в действующем законодательстве отсутствует.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат в том числе: право оперативного управления, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся в том числе земельные участки и все, что прочно связано с землей (часть 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ).
Объект недвижимого имущества должен иметь тесную связь с землей, обладать полезными свойствами, которые могут быть использованы собственником независимо от земельного участка, на котором он находится, а также от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иного недвижимого имущества. Кроме того, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может быть признан единый имущественный комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных объектов, неразрывно связанных физически или технологически (включая линейные объекты: железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы, автомобильные и железные дороги и др.).
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Приведенные выше нормы права позволяют сделать вывод о том, что право оперативного управления на автомобильную дорогу возникает у муниципального казенного учреждения с момента его государственной регистрации; право оперативного управления в отношении улично-дорожной сети государственной регистрации не подлежит, поэтому возникает у муниципального казенного учреждения с момента передачи данного имущества.
Администрацией МО ГО «Инта» учреждено МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Инта», к основным видам деятельности которого, согласно пункту 2.3 Устава, относится содержание, ремонт, капитальный ремонт, реконструкция автомобильных дорог, улиц, проездов на территории МО ГО «Инта». В силу пункта 3.2 Устава имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Право оперативного управления имуществом, возникает с момента фактической передачи имущества, оформленной соответствующим актом приемо-передачи. Находящимся на праве оперативного управления имуществом, Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено действующим законодательством. В соответствии с пунктом 3.3. в отношении закрепленного имущества Учреждение обязано, в том числе обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния имущества; осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества с возможным его улучшением в пределах финансирования из бюджета МО ГО «Инта».
Из имеющихся в материалах дела распоряжений администрации МО ГО «Инта» следует, что МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом МОГО «Инта» переданы в оперативное управление автодороги ул. Дзержинского, Морозова, Мира, Полярная, Геологическая, Кирова. Остальные улицы (в том числе ул. Заводская) в оперативное управление не передавались (по крайней мере, в материалах дела такие документы отсутствуют). Распоряжениями от 26.03.2008 № 223, от 03.04.2006 № 213 в оперативное управление переданы не улицы, а уличное освещение на перечисленных улицах, на что указывают единицы измерения.
В связи с чем обязанность по ремонту дорожного покрытия по ул. Заводская следует возложить на Администрацию МО ГО "Инта". При этом постановления по делам об административных правонарушениях в отношении Администрации МО ГО "Инта" для данного дела преюдициального значения не имеют, поскольку МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом МОГО «Инта» в указанных делах не участвовало, вправе оспаривать факт передачи им имущества в рамках данного дела, что им и оспаривается.
Исходя из системного толкования норм законодательства об органах местного самоуправления и дорожной деятельности, надлежащее содержание дорог в пределах муниципального образования относится к компетенции органов местного самоуправления, если указанные дороги не переданы в оперативное управление бюджетных учреждений либо не относятся к государственной или частной собственности.
Понятие «заезд в дворовую территорию» в законодательстве отсутствует. Указанное понятие является условным, заезд может являться как частью придомовой территории (если он расположен в пределах кадастровых границ земельного участка, отведенного под многоквартирный дом), так как и располагаться за пределами такого земельного участка, то есть являться частью какой-либо улицы.
«Проезд по дворовой территории» - понятие, не определенное в законодательстве, оснований считать, что данное понятие идентично понятию «придомовая территория», не имеется.
В соответствии с "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605) придомовая территория - участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме входит в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются, среди прочего, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно части 12 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
Проезды по дворовым территориям в рассматриваемых случаях являются сквозными, обеспечивающими проезд неограниченного круга лиц как к данным домам, так и к другим домам вдоль данных домов.
Исходя из перечисленных норм законодательства дефекты дорожного полотна, расположенные на заездах и проездах по дворовым территориям могут как относиться к земельным участкам под МКД (придомовым территориям), так и располагаться за их пределами. Точное место расположение спорных дефектов материалами дела не установлено. Рассмотрение требований в части заездов и проездов по дворовым территория было выделено в отдельное производство именно потому, что в материалах дела отсутствовала информация о точном расположении дефектов дорожного полотна. Администрации МО ГО "Инта" в ходе рассмотрения дела предлагалось судом произвести совместный с прокурором и ОГИБДД ОМВД России по г. Инте осмотр спорных дефектов и описать их место расположение относительно объектов недвижимости, чтобы возможно было соотнести их с кадастровыми планами земельных участков и установить, находятся указанные дефекты на придомовых территориях многоквартирных домов либо за их пределами, в связи с чем судебное заседание 10.10.2018 отложено почти на месяц – на 06.11.2018, чтобы дать ответчику необходимое время для представления доказательств. Также предлагалось представить кадастровые паспорта на земельные участки под МКД, на территории которых, по утверждению Администрации МО ГО "Инта", расположены спорные дефекты дорожного полотна (в определении от 19.09.2018). Администрация МО ГО "Инта" как орган местного самоуправления имеет возможность получить документы кадастрового учета по собственному запросу и бесплатно.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства точного расположения дефектов дорожного полотна, их нахождения на придомовых территориях ответчиками не представлено. Таким образом, обязанность по устранению перечисленных дефектов возлагаются судом на Администрацию МО ГО "Инта". При этом суд находит МКУ "Агентство по управлению муниципальным имуществом "МОГО "Инта" по данным требованиям ненадлежащим ответчиком, поскольку в распоряжениях о передаче дорог в оперативное управление указанной организации передаваемые объекты названы как «автодорога ул. …». Из таких формулировок невозможно однозначно утверждать, что примыкающие к основной дороге (проезжей части улицы) второстепенные заезды, проезды и прочее также относятся к объектам, переданным в оперативное управление. Тем более что спорные заезды, проезды по дворовым территориям находятся на значительном удалении непосредственно от самих улиц, во внутриквартальном пространстве.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом предполагаемой даты вступления настоящего решения суда в силу, возможности проводить ремонтные работы в условиях Крайнего Севера только в летний период, бюджетного финансирования данных работ, необходимости проводить процедуры по заключению муниципальных контрактов, суд считает возможным установить срок для выполнения настоящего решения до 01.10.2019.
Руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на муниципальное образование городского округа «Инта» в лице Администрации МО ГО "Инта" обязанность в срок до 01.10.2019 произвести работы по устранению выбоин и приведению покрытия в соответствие с нормативными требованиями на следующих участках улично-дорожной сети г. Инты: проезжая часть дороги по улице Заводская у домов № 3А, 4, 6; проезжая часть дороги по улице Мира у домов № 21 (заезд в дворовую территорию), № 33 (заезд и проезд по дворовой территории), 35 и 37 (заезд в дворовую территорию), 39 (заезд в дворовую территорию), 45а (заезд в дворовую территорию), 48 и 50 (заезд в дворовую территорию), 60 и 62 (проезд по дворовой территории); проезжая часть дороги по улице Куратова у домов № 2 (заезд в дворовую территорию), 17 (заезд в дворовую территорию), 24 (проезд по дворовой территории), 39 (заезд и проезд по дворовой территории), 41 (заезд и проезд по дворовой территории), 54 (проезд по дворовой территории), 64 (проезд по дворовой территории); проезжая часть дороги по улице Дзержинского у домов № 21 (проезд по дворовой территории), 21а (проезд по дворовой территории), 19-23 (заезд в дворовую территорию между домами), 25 (заезд в дворовую территорию).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.12.2018.
Судья Л.В. Махнева