Петрозаводский городской суд Дело № 5-266/2023
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 УИД 10RS0011-01-2023-004165-75
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
27 апреля 2023 года город Петрозаводск
(Резолютивная часть постановления
объявлена 25 апреля 2023 года)
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Хусу О.П., <данные изъяты> года рождения, уроженки пос.<данные изъяты>, гражданки <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
Хусу О.П. 14 января 2023 года около 15 час. 20 мин. прибыла на таможенный пост МАПП Люття Карельской таможни (Республика Карелия, г.Костомукша, госграница), следуя из Финляндии в Россию, в качестве водителя транспортного средства <данные изъяты> при прохождении таможенного контроля письменного декларирования по установленной форме ввозимых товаров не производила. В ходе проведения таможенного контроля <данные изъяты> установлено, что Хусу О.П. в салоне указанного выше транспортного средства ввозит на таможенную территорию Евразийского экономического союза товар - часть дровокола (гидравлическая часть), бывшую в употреблении, из металла, на части дровокола имеются: станина, упор, гидроцилиндр, рабочее лезвие, рычаг, болты для крепления навесного оборудования, а также имеется наклейка со следующей информацией: nutool 230V 50Hz 1500W S6 40% no 2850/min IP54 4Ton 17MPA 520mm 10w17 PL003390 Nutool, Doncaster, DN6 7FP, UK Made in P.R.C., общим весом 28,85 кг., который классифицируется в товарной позиции 8466 ТН ВЭД ЕАЭС и поименован в перечне категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, согласно п.12 Приложения №6 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года №107.
В судебном заседании Хусу О.П. частично не согласилась с вменяемым правонарушением, указав, что не допускала нарушения порядка ввоза товара на территорию РФ при прохождении в дневное время <данные изъяты> таможенного контроля на МАПП Люття, поскольку перевозимая ею на автомобиле <данные изъяты> часть дровокола проходила по весу, в связи с чем письменного декларирования по установленной форме ввозимого товара из Финляндии в Россию не производила. Пояснила, что дровокол, от которого она отсоединила указанную выше часть, является бытовым, а не станочным, был приобретен ею для личных нужд и использовался на территории Финляндии, где она постоянно проживает в течение 10 лет. Дополнила, что ввозила данный товар в РФ также для использования в личных целях по адресу места регистрации в п.Чална, где планирует строительство дома. Считает, что со стороны должностных лиц МАПП Люття имеет место предвзятое отношение к ней, так как ранее она (Хусу О.П.) привлекалась к административной ответственности за аналогичные правонарушения, административные штрафы ею уплачены. В случае наличия состава вменяемого правонарушения в ее действиях, полагала необходимым применить наказание в виде административного штрафа, учитывая наличие источника дохода в виде пособия и алиментов на детей, поскольку желает оформить изъятый товар в таможенном отношении. Просила учесть, что сотрудники таможни не дали ей возможность задекларировать часть дровокола после его выявления.
Представитель Карельской таможни Кудряшов М.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 14 марта 2023 года, полагая вину Хусу О.П. в совершении вменяемого правонарушения доказанной. Пояснил, что Приложением №6 Решения Совета ЕЭК №107 установлен Перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, которые в силу пп.2 п.4 ст.256 ТК ЕАЭС не относятся к товарам для личного пользования, независимо от критериев, установленных п.4 ст.256 ТК ЕАЭС. Данный перечень включает в себя товары, ввоз которых физическим лицом в личных целях не может быть осуществлен в количестве, превышающем допустимые данным перечнем нормы, а также товары, которые, исходя из наименования и классификационного кода Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, не могут быть отнесены к товарам для личного пользования. Указал, что товар - дровокол, обладающий основным свойством комплектного или завершенного товара, классифицируется в товарной позиции 8465 ТН ВЭД ЕАЭС; а если товар – часть дровокола - не обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, то он классифицируется в товарной позиции 8466 ТН ВЭД ЕАЭС. При осуществлении таможенного контроля было определено, что товар - часть дровокола – относится к товарной позиции 8466 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем, учитывая положения п.п.6 и 7 ст.256 ТК ЕАЭС, он не отнесен к товарам для личного пользования, следовательно, при его перемещении положения главы 37 ТК ЕАЭС не применяются, данный товар подлежит перемещению в соответствии с главами 17-20 ТК ЕАЭС. Уточнил, что настоящее дело об административном правонарушении было возбуждено 14 января 2023 года, а указание в определении о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования «14 декабря 2023 года» является технической ошибкой, что подтверждается служебной запиской от 23 января 2023 года на л.д.29.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о наличии оснований для привлечения Хусу О.П. к административной ответственности по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
На основании ч.2 ст.9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пп.46 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС под товарами для личного пользования понимают товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
В силу ч.6 ст.260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.
В соответствии с ч.3 ст.260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
Без уплаты таможенных пошлин, налогов товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Союза в пределах стоимостных, весовых и (или) количественных норм, определяемых Комиссией, а в случаях, определяемых Комиссией, - в пределах соответствующих норм, устанавливаемых законодательством государств-членов, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов (ч.3 ст.266 ТК ЕАЭС).
В силу ч.4 ст.256 ТК ЕАЭС отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: 1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; 2) характера и количества товаров; 3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
На основании ч.7 ст.256 ТК ЕАЭС в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с настоящей главой к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. По смыслу положений пунктов 3 и 4 статьи 104 ТК ЕАЭС такое декларирование осуществляется в электронной или письменной форме.
Частью 2 статьи 84 ТК ЕАЭС предписано, что декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Частью 3 статьи 84 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно п.1 ст.127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.128 ТК ЕАЭС лица, указанные в статье 83 настоящего Кодекса, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную настоящим Кодексом, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров, либо при заявлении товаров к выпуску до подачи декларации на товары, либо путем ввоза товаров на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ (п.1). Обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта (п.4).
Как следует из пояснений Хусу О.П. и ее письменных объяснений от 14 января 2023 года, последняя перевозила из Финляндии в Россию рабочую часть гидравлического дровокола для личного пользования по месту своей регистрации; декларирование не производила, не знала, что данный товар не относится к предметам для личного пользования.
Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 года №80.
На основании п.140.1. Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов товаров, утвержденных приказом ФТС России от 17 ноября 2021 года №995, в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а именно: примечаниями 1 - 4 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС; примечанием 1 к группе 84 ТН ВЭД ЕАЭС; примечанием 1 к группе 85 ТН ВЭД ЕАЭС; ОПИ ТН ВЭД 3а), части машин и механизмов, предназначенные для использования исключительно или главным образом в конкретных машинах или устройствах (включая машины и устройства, классифицируемые в товарных позициях 8479 и 8543 ТН ВЭД ЕАЭС), классифицируются в тех же товарных позициях, что и машины и устройства, за исключением изделий, указанных в примечании 1 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, и некоторых видов частей, которые классифицируются в специальных товарных позициях (8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8486, 8487, 8503 00, 8522, 8529, 8538 и 8548 ТН ВЭД ЕАЭС).
Классификация товаров в позиции 8465 ТН ВЭД ЕАЭС – станки (включая машины для сборки с помощью гвоздей, скоб, клея и другими способами)) для обработки дерева, пробки, кости, твердой резины, твердых пластмасс или аналогичных твердых металлов.
Таким образом, товар - часть дровокола (гидравлическая часть), не обладающий основным свойством комплектного или завершенного товара, классифицируется в товарной позиции 8466 ТН ВЭД ЕАЭС - части и принадлежности, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8456 - 8465, включая приспособления для крепления инструмента или деталей, самораскрывающиеся резьбонарезные головки, делительные головки и другие специальные приспособления к оборудованию.
В силу п.12 приложения №6 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года №107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" машины, механизмы, оборудование, классифицируемые в позициях 8426 - 8430, 8433 - 8442, 8444 00 - 8449 00 000 0, 8453 - 8464, из 8465, 8466, 8468, 8474 - 8480, 8486, 8514, 8530, 8534 00, 8535, 8545, 8548, 9024, 9027, 9030 и 9031 ТН ВЭД ЕАЭС (за исключением косилок для газонов, парков или спортплощадок, бытовой пилы дисковой) включены в перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования.
Согласно решению <данные изъяты> часть дровокола (гидравлическая часть) не отнесена к товарам для личного пользования на основании п.12 приложения №6 Решения Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 года №107, следовательно ввозимый на таможенную территорию таможенного союза Хусу О.П. товар - часть дровокола (гидравлическая часть) - не является товаром для личного пользования и подлежал обязательному таможенному декларированию.
Довод Хусу О.П. о том, что она была намерена задекларировать часть дровокола после его выявления в ходе таможенного контроля, не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения и не является основанием для освобождения Хусу О.П. от административной ответственности, поскольку с момента начала таможенного контроля после выпуска товара бездействие Хусу О.П. по непредставлению таможенной декларации образовало состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, который является формальным, и окончен с момента непредставления таможенному органу таможенной декларации.
Событие инкриминируемого административного правонарушения и вина Хусу О.П. в его совершении подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 14 марта 2023 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 14 января 2023 года; служебной запиской от 23 января 2023 года; протоколом изъятия вещей и документов от 14 января 2023 года с приложенной фототаблицей и видеозаписью; актом таможенного досмотра <данные изъяты> таможенной декларацией на транспортное средство <данные изъяты> письменными объяснениями Хусу О.П. от 14 января 2023 года; решением о неотнесении товара к товарам для личного пользования №10227150/140123/002 от 14 января 2023 года; актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение на СВХ таможенного поста МАПП Люття Карельской таможни от 16 января 2023 года; заключением таможенного эксперта №12402030/0005093 от 14 марта 2023 года; другими материалами дела.
Вопреки утверждению Хусу О.П. данных о заинтересованности сотрудников таможенного поста МАПП Люття Карельской таможни, выявивших административное правонарушение и оформивших процессуальные документы, в исходе дела, их предвзятом отношении к привлекаемому лицу или допущенных злоупотреблениях по делу, не установлено; оснований не доверять доказательствам, собранным сотрудниками таможенного поста МАПП Люття Карельской таможни при исполнении своих должностных обязанностей, не усматривается.
Кроме того, поводов полагать, что на Хусу О.П. было оказано давление со стороны должностных лиц таможенного поста МАПП Люття Карельской таможни, не имеется.
Принимая во внимание позицию привлекаемого лица, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, учитывая то обстоятельство, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, судья приходит к выводу о том, что по делу имеется достаточно доказательств вины Хусу О.П. в совершении административного правонарушения и квалифицирует ее действия по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - недекларирование по установленной форме товара, подлежащего таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Обстоятельств, установленных статьями 2.7 и 2.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.
Основания для освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности вследствие малозначительности административного правонарушения отсутствуют.
В силу ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Санкция ч.1 ст.16.2 КоАП РФ в качестве наказания предусматривает административный штраф в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
Согласно ч.2 ст.27.11 КоАП РФ стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей, за исключением изъятых товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых используется таможенная стоимость, определенная в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.
Заключением таможенного эксперта <данные изъяты> установлена рыночная стоимость указанного выше товара на территории Финляндии на 14 января 2023 года в размере <данные изъяты> <данные изъяты>.
Учитывая, характер перемещаемого товара, который классифицируется в товарной позиции 8466 ТН ВЭД ЕАЭС и поименован в перечне категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования согласно п.12 Приложения №6 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года №107, в силу чего он не может быть признан товаром, ввезенным для личного пользования, следовательно, для целей исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, необходимо исходить из рыночной стоимости товара, перемещаемого Хусу О.П. через таможенную границу Евразийского экономического союза по состоянию на 14 января 2023 года, определенной заключением таможенного эксперта №12402030/0005093 от 14 марта 2023 года, которая составляет <данные изъяты>.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, данные о личности Хусу О.П., ее имущественное и семейное положение (многодетная семья), наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства – нахождение на иждивении пятерых малолетних детей, и отягчающего административную ответственность обстоятельства - повторное совершение однородного административного правонарушения (административные штрафы оплачены), приходит к выводу о том, что в отношении привлекаемого к административной ответственности лица возможно применить административное наказание в виде административного штрафа в размере ? рыночной стоимости предмета административного правонарушения без конфискации предмета административного правонарушения.
Товар – часть дровокола (гидравлическая часть), сине-черного цвета, бывшая в употреблении (сколы, царапины, следы подтеков масла), из металла, на части дровокола имеются: станина, упор, гидроцилиндр, рабочее лезвие, рычаг, болты для крепления навесного оборудования, а также имеется наклейка со следующей информацией: nutool 230V 50Hz 1500W S6 40% no 2850/min IP54 4Ton 17MPA 520mm 10w17 PL003390 Nutool, Doncaster, DN6 7FP, UK Made in P.R.C., общим весом 28,85 кг, изъят, находится на хранении на СВХ ТП МАПП Люття Карельской таможни (л.д.22).
По правилам п.1 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ изъятые вещи, в отношении которых не применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия, подлежат возвращению законному владельцу. Судья считает необходимым вернуть Хусу О.П. изъятый товар для совершения таможенных операций по декларированию товара.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
Признать Хусу О.П. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> без конфискации предмета административного правонарушения.
В соответствии с ч.1.3-3 ст.32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
Разъяснить Хусу О.П., что в случае уплаты административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения настоящего постановления, размер административного штрафа будет составлять <данные изъяты>.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. ПЛАТЕЛЬЩИК – Хусу О.П., ПОЛУЧАТЕЛЬ: (поле 16) - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН получателя (поле 61) – 7730176610, КПП получателя (поле 103) - 773001001, ОКТМО (поле 105) – 45328000, БАНК ПОЛУЧАТЕЛЯ (поле 13) – Операционный департамент Банка России//МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОПЕРАЦИОННОЕ УФК г.Москва, БИК банка получателя средств (поле 14) - 024501901, номер лицевого счета – 40102810045370000002, номер счета получателя средств (номер казначейского счета) (поле 17) – 03100643000000019502, КБК (поле 104) 15311601161010000140; ОЧЕРЕДНОСТЬ ПЛАТЕЖА (поле 21) – 5, КОД ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА – 10000010, УИН (поле 22) 15310102270000033237, НАЗНАЧЕНИЕ ПЛАТЕЖА (поле 24) – штраф по делу АП № 10227000-000033/2023.
Копию квитанции об уплате штрафа предоставить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33, каб.100).
Изъятый товар: часть дровокола (гидравлическая часть), бывшая в употреблении, из металла, общим весом 28,85 кг., находящийся на хранении на СВХ ТП МАПП Люття Карельской таможни (г.Костомукша, Республика Карелия, госграница), вернуть Хусу Ольге Павловне после совершения операций по выпуску товара.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова