Решение по делу № 2-1721/2020 от 18.02.2020

54RS0003-01-2019-004564-78

Дело №2-1721/2020

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

28 мая 2020 года город Новосибирск

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи

Коцарь Ю.А.

при секретаре судебного заседания

Шуман К.А.

с участием истца

Назаренко А.И.

представителя истца

Иванова В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаренко А. И. к военному комиссару <адрес> о признании решения незаконным,

у с т а н о в и л:

истец обратился в суд с иском к ответчику и просил признать незаконным решение военного комиссара НСО (ответ на заявление) /ЦСО от ДД.ММ.ГГГГ о непредоставлении права и социальной гарантии согласно п. 5 ст. 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» как уволенного с действительной военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющего общую продолжительность военной службы в льготном исчислении 20 лет и более.

В обоснование требований указал, что является пенсионером министерства обороны РФ со ДД.ММ.ГГГГ, ветераном труда, имеет воинское звание «подполковник запаса».

ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в адрес военного комиссара НСО о проверке его личного дела с целью устранения нарушения права на получение льгот согласно п. 5 ст. 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», в чем ему было отказано на основании подмены понятий в подсчете выслуги лет пребывания на военной службе.

Так, он обучался в Омском политехническом институте, прошел военную подготовку при учебном заведении с 1975 г. по 1980 г. и по окончании института ему было присвоено воинское звание «лейтенант». ДД.ММ.ГГГГ он был призван для прохождения службы в Вооруженных силах СССР, уволен в запас в воинском звании «подполковник» в связи с организационно-штатными мероприятиями с ДД.ММ.ГГГГ.

Его выслуга лет в календарном исчислении составила с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 17 лет 10 месяцев 7 дней. Учеба в Омском политехническом институте составила 2 года 6 месяцев. Итоговая выслуга лет в льготном исчислении составила 20 лет 4 месяца 7 дней.

Полагает, что с учетом продолжительности его выслуги лет он имеет право на льготы, предусмотренные п. 5 ст. 16 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В связи с указанными обстоятельствами истец обратился в суд с настоящим иском.

Истец Назаренко А.И. и его представитель Иванов В.М. в судебном заседании поддержали заявленные требования, дали соответствующие пояснения.

Ответчик военный комиссар <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.

Суд, заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены в Федеральном законе РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:

военнослужащим и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (п. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Судом установлено, что Назаренко А.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10), является военным пенсионером, Ветераном труда, имеет звание «подполковник», был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д. 11). До поступления на военную службу истец обучался в Омском политехническом институте, где проходил военную подготовку (л.д. 8).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к военному комиссару НСО с заявлением, в котором просил предоставить проездные документы к месту лечения и обратно, медицинскую помощь в военной поликлинике и в военном госпитале в соответствии со ст. 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» (л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ военным комиссаром НСО был дан ответ истцу, в котором указано, что льготы, предусмотренные ч. 5 ст. 16 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», в числе которых получение бесплатной медицинской помощи, льготные путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту этого лечения, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения. Календарная выслуга военной службы истца составляет 17 лет, остальные года, принятые для начисления пенсии в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ – это учеба в гражданском ВУЗе, следовательно, права и льготы при увольнении с военной службы не положены (л.д. 7).

Не соглашаясь с данным ответом, истец полагает, что период прохождения военной подготовки в учебном заведении подлежит включению в общую продолжительность военной службы, поскольку данный период был учтен при назначении ему военной пенсии. Кроме того, по окончании военной подготовки ему было присвоено звание «лейтенант».

Суд не может согласиться с данными доводами истца по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.

Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение.

Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, из положений вышеприведенной нормы закона следует, что право на соответствующие социальные гарантии и льготы военнослужащего связано законодателем с продолжительностью военной службы.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях (п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» прохождение военной службы осуществляется:

гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Следовательно, из вышеприведенных норм закона следует, что стаж военной службы связан с фактическим прохождением военной службы по призыву или по контракту. Периоды обучения не являются периодами прохождения военной службы. Расширительному толкованию данная норма не подлежит.

В этой связи, учитывая, что основанием для предоставления льгот, предусмотренных ст. 16 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», является наличие у уволенного с военной службы лица определенной в п. 5 данной статьи общей продолжительности свыше 20 лет именно военной службы в льготном исчислении, которая у истца составила согласно материалам дела лишь 17 лет 10 месяцев 7 дней, суд приходит к выводу о том, что прав на вышеуказанное социальное обеспечение истец не приобрел.

Доводы истца об обратном основаны на неверном толковании норм права. Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что стаж военной службы не связан с периодом времени, когда лицо имеет воинское звание, а связан с фактическим прохождением военной службы по призыву или по контракту. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования относится к добровольной подготовке гражданина к военной службе.

То обстоятельство, что период прохождения военной подготовки в высшем учебном заведении был учтен при назначении истцу военной пенсии, не является основанием для включения указанного периода при разрешении вопроса о праве истца на льготы, предусмотренные ст. 16 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих».

К спорным правоотношениям не подлежит применению Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», поскольку указанный правовой акт регулирует вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсий, компенсаций и пособий. Согласно названному Постановлению в выслугу лет подлежат включению не только непосредственно военная служба, но и иные периоды, предусмотренные Постановлением. Тогда как понятие военной службы, порядок ее прохождения урегулированы Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе», который и подлежит применению к спорным правоотношениям и в соответствии с которым те или иные периоды службы истца подлежат квалификации как военная служба.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что период прохождения истцом военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях высшего образования не подлежит включению в период военной службы, которая дает право на льготы, предусмотренные Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих», а потому истцу правомерно было отказано в предоставлении права на указанные льготы в виду отсутствия у него необходимой продолжительности военной службы. Решение военного комиссара НСО по заявлению истца является законным и обоснованным, а исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░) ░░ ░░.░░.░░░░ /░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

2-1721/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Назаренко Анатолий Иванович
Ответчики
Военный комиссар Новосибирской области
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирск
Судья
Коцарь Юлия Александровна
Дело на сайте суда
centralny.nsk.sudrf.ru
18.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.02.2020Передача материалов судье
25.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
07.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее