Решение по делу № 2а-1345/2018 от 20.04.2018

Дело №2а-1345/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковров 07 июня 2018 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе судьи Королева А.Н.

при секретаре Алехиной Т.Н.

с участием прокурора Сусловой Д.А.,

представителя заинтересованного лица администрации Ковровского района Ивановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ковровского городского прокурора о возложении обязанности на администрацию Малыгинского сельского поселения Ковровского района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу реализовать меры по постановке недвижимого имущества — гидротехнического сооружения плотина «Зубцовская» на реке Луйка Ковровского района в качестве бесхозного,

установил:

Ковровский городской прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением об обязании администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу реализовать в порядке, предусмотренном статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, меры по постановке недвижимого имущества (гидротехнического сооружения – плотины «Зубцовская» на реке Луйка Ковровского района) на учет в качестве бесхозяйного.

В обоснование указал, что в ходе проверки установлено, что на реке Луйка в 760 метрах на сервер от деревни Зубцово Ковровского района расположено гидротехническое сооружение плотина «Зубцовская», которая является бесхозяйным объектом недвижимости. Ранее данная плотина принадлежала МПК (колхоз) «Гигант» и использовалась для производственных нужд. Указанная плотина зарегистрирована Центральным управлением Ростехнадзора в реестре гидротехнических сооружений 29.09.2003 за номером 12133Т414000060. В соответствии с реестром гидроузел на реке Луйка у деревни Зубцово Ковровского района является земляной плотиной, а из характеристики гидротехнического сооружения следует, что тип компоновки – приплотинный, а площадь водохранилища – 0,39 кв. км, полезный объем 0,39 миллионов куб.м., тип водосбросных устройств – трубчатый водосброс автоматического действия с шахтным оголовком. По заявлению Федеральной налоговой службы решением арбитражного суда Владимирской области от 02.10.2017 по делу №А11-1531/2017 СПК (колхоз) «Гигант» признан банкротом, открыто конкурсное производство, которое 27.03.2017 завершено. По информации конкурсного управляющего колхоза, плотина «Зубцовская» на реке Луйка на балансе не состояла. Плотина ограничивает значительные объемы воды, находящиеся вблизи населенных пунктов Авдотьино, Зубцово и Широково Ковровского района. Эксплуатация данного гидротехнического сооружения в течение длительного времени никем не осуществляется, проверки на прочность и водонепроницаемость материалов не проводятся. Прокурор просит возложить обязанность на администрацию поселения принять меры по постановке на учет данного недвижимого имущества как бесхозяйного.

В судебном заседании прокурор Суслова Д.А. поддержала заявленные требования по тем же основаниям.

Представитель администрации Малыгинского сельского поселения Тугушев И.В. в судебное заседание не явился, ранее просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку учет и принятие в собственность плотины относится к компетенции администрации Владимирской области и органов Росводресурсов.

Представитель администрации Ковровского района Иванова И.В. просила в удовлетворении административного иска отказать, так как правовое регулирование эксплуатации гидротехнических сооружений осуществляется с учетом их взаимосвязи с водными объектами. Водохранилище, образованное спорной плотиной, частично находится в Ивановской области, а частично — во Владимирской области, поэтому земельные участки, в границах которых расположен водный объект, находятся в собственности Российской Федерации. Водный объект также находится в федеральной собственности. Собственник водного объекта является и собственником гидротехнического сооружения. Также считает, что дело подлежи рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Европейская хартия местного самоуправления не дает оснвоаний для расширительной интерпретации территориальных границ и осуществления местного самоуправления, позволяющего возлагать на него ответственность не только за местные, но и за иные дела.

Суд, выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Абзацами 2, 4 статьи 2 указанного закона предусмотрено, что гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Абзацами 1, 2, 3, 8, 9 части 1, частью 2 статьи 9 указанного закона предусмотрено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Из материалов административного дела следует, что на реке Луйка в 760 метрах на сервер от деревни Зубцово Ковровского района расположено гидротехническое сооружение плотина «Зубцовская», которая является бесхозяйным объектом недвижимости.

Ранее данная плотина принадлежала МПК (колхоз) «Гигант» и использовалась для производственных нужд, что подтверждается представленными отделом водных ресурсов по Владимирской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления документами.

Указанная плотина зарегистрирована Центральным управлением Ростехнадзора в реестре гидротехнических сооружений 29.09.2003 за номером 12133Т414000060.

В соответствии с реестром гидроузел на реке Луйка у деревни Зубцово Ковровского района является земляной плотиной, а из характеристики гидротехнического сооружения следует, что тип компоновки – приплотинный, а площадь водохранилища – 0,39 кв. км, полезный объем 0,39 миллионов куб.м., тип водосбросных устройств – трубчатый водосброс автоматического действия с шахтным оголовком.

По заявлению Федеральной налоговой службы решением арбитражного суда Владимирской области от 02.10.2017 по делу №А11-1531/2017 СПК (колхоз) «Гигант» признан банкротом, открыто конкурсное производство, которое 27.03.2017 завершено.

По информации конкурсного управляющего колхоза, плотина «Зубцовская» на реке Луйка на балансе не состояла.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Решением Совета народных депутатов Малыгинского сельского поселения от 17.07.2015 №10/25 утверждено Положение об учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории муниципального образования Малыгинскооге сельское поселение.

Пунктами 2.1. и 2.2. указанного Положения предусмотрено, что выявление на территории муниципального образования Малыгинское сельское поселение недвижимого имущества, не имеющего собственника или собственник которого неизвестен, осуществляют администрация и муниципальные унитарные предприятия, организации, учреждения. При обнаружении бесхозяйных инженерных коммуникаций, зданий, сооружений, помещений сведения о выявленных объектах передаются в администрацию Ковровского района в срок не позднее 5 рабочих дней.

Материалами административного дела подтверждается, что указанная плотина ограничивает значительные объемы воды, находящиеся вблизи населенных пунктов Авдотьино, Зубцово и Широково Ковровского района.

Эксплуатация данного гидротехнического сооружения в течение длительного времени никем не осуществляется, проверки на прочность и водонепроницаемость материалов не проводятся.

В случае повреждения и разрушения плотины имеется угроза затопления этих населенных пунктов, что может повлечь гибель людей и уничтожение имущества.

При таких обстоятельствах суд полагает, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

Доводы представителя администрации Ковровского района о том, что плотина находится в федеральной собственности, отклоняются.

Действительно, пунктом 11 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе регулирования водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.

В данном случае водохранилище образовано строительством плотины.

Частями 1, 2 статьи 8 указанного кодекса предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

При этом пунктами 1, 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Таким образом, может быть образован земельный участок, расположенный под гидротехническим сооружением, а также земельный участок в границах водного объекта (в том числе образованного этим гидротехническом сооружением водохранилища).

Кроме того, гидротехническое сооружение является недвижимым имуществом в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому право собственности на него может принадлежать лицу, не имеющему права собственности на земельный участок, на котором расположено данное сооружение.

Материалами административного дела не подтверждается, что на гидротехническое сооружение зарегистрировано право собственности Российской Федерации или иного лица.

В связи с этим плотина является бесхозяйной вещью.

Доводы о том, что дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, отклоняются. В силу части 1, пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

По данному административному делу прокурор оспаривает бездействие органа местного самоуправления, состоящее в не принятии им предусмотренных законом мер по постановке на учет бесхозяйной вещи.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Ковровского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Малыгинского сельского поселения Ковровского района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу реализовать в порядке, предусмотренном статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, меры по постановке недвижимого имущества (гидротехнического сооружения – плотины «Зубцовская» на реке Луйка Ковровского района) на учет в качестве бесхозяйного.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.Н. Королев

2а-1345/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Ковровский городской прокурор
Ответчики
Администрация Малыгинского сельского поселения
Другие
Администрация Владимирской области
Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Администрация Ковровского района
отдел водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления
Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Суд
Ковровский городской суд Владимирской области
Дело на сайте суда
kovrovsky.wld.sudrf.ru
20.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
23.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2018[Адм.] Судебное заседание
04.06.2018[Адм.] Судебное заседание
07.06.2018[Адм.] Судебное заседание
07.06.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2020Регистрация административного искового заявления
12.04.2020Передача материалов судье
12.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2020Дело оформлено
12.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее