Решение по делу № 2-1112/2021 от 19.07.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск                                                                       12 августа 2021г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Людвиг О.В. с участием представителя истца Сидоркевич В.В., представителя ответчика Качанова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1112-2021 по иску Сидоркевича В.А. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, о восстановлении срока для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Сидоркевич В.А. обратился в суд с иском к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, о восстановлении срока для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, указав, что на основании решения Нижнеудинского городского суда от 04.12.2020г. является собственником жилого помещения, расположенного на <адрес обезличен>. В июне 2019г. дом находился в границах чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, и межведомственной комиссией после обследования дома были выявлены основания для признания его не пригодным для проживания и подлежащим сносу вследствие сильного физического износа, что подтверждается заключением комиссии от 31.07.2020г. номер обезличен, а распоряжением администрации Атагайского муниципального образования от 31.07.2020г. №54 дом был признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу вследствие сильного физического износа. Решением Нижнеудинского городского суда 04.12.2020г. вышеназванные ненормативные правовые акты были признаны незаконными, а на администрацию Атагайского муниципального образования была возложена обязанность по повторному обследованию дома. Получив соответствующие документы, подтверждающие, что дом был приведён в состояние, не пригодное для проживания, паводковыми водами, он обратился в установленном порядке обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома, однако получил отказ ввиду пропуска предельного срока до 25.12.2020г. включительно, установленного для такого обращения, а также по причине того, что в день введения режима чрезвычайной ситуации вследствие наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., он собственником спорного жилого дома не являлся. Между тем срок им был пропущен по уважительной причине ввиду необоснованного отказа в признании дома повреждённым в результате паводка. К тому же решением суда от 20.05.2020г. было признано его право собственности на спорный дом в порядке наследования. Судом установлено, что с момента принятия наследства, открывшегося со смертью его отца, он жил в данном доме, в том числе в день введения режима чрезвычайной ситуации в связи с наводнением. Просит признать незаконным решение об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения; признать его право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г. его жилого дома; обязать ответчиков устранить нарушение его прав путём вынесения решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём путём выдачи свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., его жилого дома в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём»; восстановить срок для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения.

В судебное заседание истец не явился, направив своего представителя Сидоркевич В.В., которая настаивала на удовлетворении иска, пояснила, что 20.09.2020г. Сидоркевич В.А. с заключением межведомственной комиссии от 31.07.2020г. и распоряжением администрации Атагайского муниципального образования обратился в установленном порядке за соответствующей социальной выплатой, но получил отказ в связи с тем, что состояние дома, не пригодное для проживания, было вызвано не воздействием паводка, а естественным физическим износом. После признания судом вышеназванных ненормативных правовых актов незаконными и проведения по решению суда повторного обследования дома он был признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу от воздействия паводковых вод, однако повторно с тем же требованием Сидоркевич В.А. обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» за пределами установленного для такого обращения срока, поэтому получил отказ в признании права на соответствующую социальную выплату. Вторым основанием для отказа явилось отсутствие у него в день введения режима чрезвычайной ситуации правоустанавливающих документов на спорный дом.

Представитель истца адвокат Кузьмина Е.Б., надлежащим образом извещённая о дату судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причине неявки не сообщила, о рассмотрении дела в её отсутствие не просила, а представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Качанов С.А. заявил о непризнании иска ответчиком, подтвердил названные представителем истца основания отказа Сидоркевичу В.А. в признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещен6ия взамен утраченного в паводок жилого дома. Просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель соответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Фокина Е.А. в письменных возражениях против иска просила отказать в удовлетворении иска ввиду законности и обоснованности отказа в признании права Сидоркевича В.А. на соответствующую социальную выплату, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель третьего лица администрации Атагайского муниципального образования Ануфриева А.Н. просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

Поскольку неявка истца и его представителя адвоката Кузьминой Е.Б., представителей соответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и третьего лица администрации Атагайского муниципального образования не препятствует рассмотрению дела, в соответствии с ч.ч.3 и 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив изложенные в исковом заявлении доводы, выслушав представителя истца Сидоркевич В.В., представителя ответчика         Качанова С.А., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Удовлетворяя иск в части признания незаконным отказ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» в принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., спорного жилого помещения; признания права истца на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., спорного жилого дома; возложения на ответчиков соответствующих обязанностей, суд принимает во внимание, что в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области имело место наводнение, вызванное сильными дождями, прошедшими на территории области.

Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27.06.2019г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением     администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019г. №934 был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.

Постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №558-пп установлено описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области.

Постановлением администрации Атагайского муниципального образования от 05.07.2019г. номер обезличен жилой дом Сидоркевича В.А. был определён в границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в результате летнего наводнения на территории Атагайского муниципального образования.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно п.2 ст.18 вышеуказанного Федерального закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 вышеназванного Федерального закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подп. «а» ст.8 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст.80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019г. №316 наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.

Как следует из вступившего в законную силу решения Нижнеудинского городского суда от 04.12.2020г., по заявлению истца межведомственной комиссией было проведено обследование его дома, повреждённого наводнением, и согласно акту обследования от 31.07.2020г. №5 в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области, произошло затопление жилого дома.

31.07.2020г. межведомственная комиссия приняла заключение                           №5 о выявлении оснований для признания помещения подлежащим не пригодным для проживания в соответствии с п.47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, то есть ввиду естественного физического износа.

Распоряжением администрации Атагайского муниципального образования от 31.07.2020г. №54 дом был признан не пригодным для проживания вследствие естественного физического износа, что также подтверждается полученной ответчиками 07.09.2020г. в порядке межведомственного взаимодействия информацией главы Атагайского муниципального образования Жуковой В.В.

Согласно копии заявления истца, представленной Качановым С.А. в судебном заседании, 02.09.2020г. с заключением межведомственной комиссии и распоряжением администрации Атагайского муниципального образования о признании дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу от 31.07.2020г. Сидоркевич В.А. обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок спорного дома, однако после получения 07.09.2020г. ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия информации от главы Атагайского муниципального образования Жуковой В.В. об утрате истцом дома по причинам, не связанным с воздействием паводка, 14.09.2020г.        Сидоркевич В.А. получил отказ в удовлетворении своего требования ввиду того, что его дом был признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу не вследствие воздействия паводковых вод, а ввиду естественного физического износа.

Решением Нижнеудинского городского суда 04.12.2020г. вышеназванные ненормативные правовые акты были признаны незаконными, а на администрацию Атагайского муниципального образования была возложена обязанность по повторному обследованию дома.

Получив соответствующие документы, подтверждающие, что дом был приведён в состояние, не пригодное для проживания, паводковыми водами, истец после 25.12.2020г. повторно обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома.

После получения 30.03.2021г. в порядке межведомственного взаимодействия ответа главы Атагайского муниципального образования о том, что в состояние, не пригодное для проживания, дом был приведён в результате воздействия паводка, ответчик отказал истцу в признании права на соответствующую социальную выплату в связи с пропуском срока для обращения за такой выплатой, а ещё одним основанием отказа явилось указание ответчика на признание права истца на спорный дом после введения режима чрезвычайной ситуации.

Право собственности Сидоркевича В.А. на спорный дом в порядке наследования было признано решением Нижнеудинского городского суда от 20.05.2020г., которым установлено, что 30.08.1988г. умер отец истца Сидоркевич А.А., со смертью которого открылось наследство, в том числе, в виде спорного дома общей площадью 63,1м2, жилой площадью 49,1м2, который наследодатель построил в 1974г.

Доводы ответчиков об отсутствии у Сидоркевича В.А. права собственности на спорный дом в день введения режима чрезвычайной ситуации вследствие наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., не принимаются судом, поскольку имеющим преюдициальное значение для разрешения данного спора вышеназванным решением суда установлено, что после смерти отца 30.08.1988г. Сидоркевич В.А. фактически принял наследство, в том числе спорный дом, и с тех пор владел и пользовался им, в том числе в день введения режима чрезвычайной ситуации в связи с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., поэтому в силу положений ст.1152 ГК РФ спорный дом признаётся принадлежащим ему со дня открытия наследства, то есть с 30.08.1988г., независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации его права собственности на это наследство.

Отказывая в удовлетворении иска в части восстановления срока, установленного для обращения за соответствующей выплатой, суд учитывает, что Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. №110, утратившим силу с 01.01.2020г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.12.2019г. №1928, был утверждён Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп утверждён порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счёт бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Согласно п.10 положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, срок действия которого ограничивается 15.12.2020г. включительно, за исключением случаев, указанных в абз.3 и 4 п.10 положения.

Предоставление выплаты имеет заявительный характер, и пунктом 11 положения срок обращения с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты установлен до 25.12.2020г. включительно.

Установленный п.11 положения срок является специальным сроком, установленным для реализации гражданами принадлежащих им правомочий под угрозой прекращения субъективного материального права и является пресекательным сроком.

Согласно п.2 ст.9 ГК РФ в случае установления пресекательного срока само существование субъективного права ставится в зависимость от его осуществления: если право было реализовано своевременно, оно продолжает существовать и возможна его защита; при нереализации, хотя пассивное поведение и является правомерным, право прекращается по истечении такого срока, который восстановлению не подлежит. Введение пресекательных сроков как ограничений, пределов, стимулирующих управомоченное лицо к своевременной реализации субъективных прав, направлено на обеспечение баланса интересов участников правоотношений, устранение неопределённости для сложившихся правовых связей и связанных с этим негативных последствий для третьих лиц и стабильности гражданского оборота в целом.

Между тем судом установлено, что впервые Сидоркевич В.А. обратился за соответствующей социальной выплатой 02.09.2020г., то есть до истечения установленного предельного срока обращения за такой выплатой.

Впоследствии в установленном порядке ненормативные правовые акты, с которыми истец обратился за социальной выплатой, были признаны незаконными, соответственно и отказ в признании права на социальную выплату от 14.09.2020г., который был обоснован наличием признанных судом незаконными ненормативных правовых актов, нельзя признать законным и обоснованным.

Повторное обследование спорного дома межведомственной комиссией показало обоснованность требований Сидоркевича В.А. о предоставлении ему соответствующей социальной выплаты.

При этом утверждённый постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счёт бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, не предусматривает неоднократного обращения за соответствующей выплатой.

Обратившись за нею 02.09.2020г. ввиду утраты жилого помещения в результате воздействия паводка, Сидоркевич В.А. не пропустил предельный установленный постановлением правительства Иркутской области срок обращения за такой выплатой, соответственно, этот срок не нуждается в восстановлении, поэтому в этой части иск удовлетворению не подлежит, а в удовлетворении требования истца о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома было отказано незаконно как 14.09.2020г., так и 04.05.2021г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Сидоркевича В.А. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, о восстановлении срока для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения удовлетворить частично.

    Признать незаконным отказ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 04.05.2021г. №01-02-4045 в принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., жилого помещения общей площадью <данные изъяты>, расположенного на <адрес обезличен>.

Признать за Сидоркевичем В.А., дата обезличена, уроженцем <данные изъяты>, право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., жилого помещения общей площадью <данные изъяты>, расположенного на <адрес обезличен>, в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём».

Обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» устранить нарушение прав истца путём вынесения решения о предоставлении Сидоркевичу В.А., дата обезличена, уроженцу <данные изъяты>, мер социальной поддержки по обеспечению жильём путём выдачи свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., жилого помещения общей площадью <данные изъяты>, расположенного на <адрес обезличен>, в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём».

В удовлетворении иска Сидоркевича В.А. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в части восстановления срока для обращения с заявлением о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., жилого помещения общей площадью <данные изъяты>, расположенного на <адрес обезличен>, отказать.

    В удовлетворении заявления об обращении решения к немедленному исполнению отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19.08.2021г.

Председательствующий судья Китюх В.В.

2-1112/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сидоркевич Владимир Анатольевич
Ответчики
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району"
Другие
Кузьмина Елена Борисовна
Администрация Атагайского МО
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Китюх Валентина Владимировна
Дело на странице суда
nizhneudinsky.irk.sudrf.ru
19.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2021Передача материалов судье
26.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2021Судебное заседание
12.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее