Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижнеудинск 12 августа 2021г.
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Людвиг О.В. с участием представителя истца Сидоркевич В.В., представителя ответчика Качанова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1112-2021 по иску Сидоркевича В.А. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, о восстановлении срока для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Сидоркевич В.А. обратился в суд с иском к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, о восстановлении срока для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, указав, что на основании решения Нижнеудинского городского суда от 04.12.2020г. является собственником жилого помещения, расположенного на <адрес обезличен>. В июне 2019г. дом находился в границах чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, и межведомственной комиссией после обследования дома были выявлены основания для признания его не пригодным для проживания и подлежащим сносу вследствие сильного физического износа, что подтверждается заключением комиссии от 31.07.2020г. номер обезличен, а распоряжением администрации Атагайского муниципального образования от 31.07.2020г. №54 дом был признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу вследствие сильного физического износа. Решением Нижнеудинского городского суда 04.12.2020г. вышеназванные ненормативные правовые акты были признаны незаконными, а на администрацию Атагайского муниципального образования была возложена обязанность по повторному обследованию дома. Получив соответствующие документы, подтверждающие, что дом был приведён в состояние, не пригодное для проживания, паводковыми водами, он обратился в установленном порядке обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома, однако получил отказ ввиду пропуска предельного срока до 25.12.2020г. включительно, установленного для такого обращения, а также по причине того, что в день введения режима чрезвычайной ситуации вследствие наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., он собственником спорного жилого дома не являлся. Между тем срок им был пропущен по уважительной причине ввиду необоснованного отказа в признании дома повреждённым в результате паводка. К тому же решением суда от 20.05.2020г. было признано его право собственности на спорный дом в порядке наследования. Судом установлено, что с момента принятия наследства, открывшегося со смертью его отца, он жил в данном доме, в том числе в день введения режима чрезвычайной ситуации в связи с наводнением. Просит признать незаконным решение об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения; признать его право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г. его жилого дома; обязать ответчиков устранить нарушение его прав путём вынесения решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём путём выдачи свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., его жилого дома в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём»; восстановить срок для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения.
В судебное заседание истец не явился, направив своего представителя Сидоркевич В.В., которая настаивала на удовлетворении иска, пояснила, что 20.09.2020г. Сидоркевич В.А. с заключением межведомственной комиссии от 31.07.2020г. и распоряжением администрации Атагайского муниципального образования обратился в установленном порядке за соответствующей социальной выплатой, но получил отказ в связи с тем, что состояние дома, не пригодное для проживания, было вызвано не воздействием паводка, а естественным физическим износом. После признания судом вышеназванных ненормативных правовых актов незаконными и проведения по решению суда повторного обследования дома он был признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу от воздействия паводковых вод, однако повторно с тем же требованием Сидоркевич В.А. обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» за пределами установленного для такого обращения срока, поэтому получил отказ в признании права на соответствующую социальную выплату. Вторым основанием для отказа явилось отсутствие у него в день введения режима чрезвычайной ситуации правоустанавливающих документов на спорный дом.
Представитель истца адвокат Кузьмина Е.Б., надлежащим образом извещённая о дату судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причине неявки не сообщила, о рассмотрении дела в её отсутствие не просила, а представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Качанов С.А. заявил о непризнании иска ответчиком, подтвердил названные представителем истца основания отказа Сидоркевичу В.А. в признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещен6ия взамен утраченного в паводок жилого дома. Просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель соответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Фокина Е.А. в письменных возражениях против иска просила отказать в удовлетворении иска ввиду законности и обоснованности отказа в признании права Сидоркевича В.А. на соответствующую социальную выплату, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель третьего лица администрации Атагайского муниципального образования Ануфриева А.Н. просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Поскольку неявка истца и его представителя адвоката Кузьминой Е.Б., представителей соответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и третьего лица администрации Атагайского муниципального образования не препятствует рассмотрению дела, в соответствии с ч.ч.3 и 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив изложенные в исковом заявлении доводы, выслушав представителя истца Сидоркевич В.В., представителя ответчика Качанова С.А., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя иск в части признания незаконным отказ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» в принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., спорного жилого помещения; признания права истца на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., спорного жилого дома; возложения на ответчиков соответствующих обязанностей, суд принимает во внимание, что в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области имело место наводнение, вызванное сильными дождями, прошедшими на территории области.
Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27.06.2019г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019г. №934 был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.
Постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №558-пп установлено описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области.
Постановлением администрации Атагайского муниципального образования от 05.07.2019г. номер обезличен жилой дом Сидоркевича В.А. был определён в границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в результате летнего наводнения на территории Атагайского муниципального образования.
Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.2 ст.18 вышеуказанного Федерального закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 вышеназванного Федерального закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. «а» ст.8 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст.80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019г. №316 наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Как следует из вступившего в законную силу решения Нижнеудинского городского суда от 04.12.2020г., по заявлению истца межведомственной комиссией было проведено обследование его дома, повреждённого наводнением, и согласно акту обследования от 31.07.2020г. №5 в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области, произошло затопление жилого дома.
31.07.2020г. межведомственная комиссия приняла заключение №5 о выявлении оснований для признания помещения подлежащим не пригодным для проживания в соответствии с п.47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, то есть ввиду естественного физического износа.
Распоряжением администрации Атагайского муниципального образования от 31.07.2020г. №54 дом был признан не пригодным для проживания вследствие естественного физического износа, что также подтверждается полученной ответчиками 07.09.2020г. в порядке межведомственного взаимодействия информацией главы Атагайского муниципального образования Жуковой В.В.
Согласно копии заявления истца, представленной Качановым С.А. в судебном заседании, 02.09.2020г. с заключением межведомственной комиссии и распоряжением администрации Атагайского муниципального образования о признании дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу от 31.07.2020г. Сидоркевич В.А. обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок спорного дома, однако после получения 07.09.2020г. ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия информации от главы Атагайского муниципального образования Жуковой В.В. об утрате истцом дома по причинам, не связанным с воздействием паводка, 14.09.2020г. Сидоркевич В.А. получил отказ в удовлетворении своего требования ввиду того, что его дом был признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу не вследствие воздействия паводковых вод, а ввиду естественного физического износа.
Решением Нижнеудинского городского суда 04.12.2020г. вышеназванные ненормативные правовые акты были признаны незаконными, а на администрацию Атагайского муниципального образования была возложена обязанность по повторному обследованию дома.
Получив соответствующие документы, подтверждающие, что дом был приведён в состояние, не пригодное для проживания, паводковыми водами, истец после 25.12.2020г. повторно обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома.
После получения 30.03.2021г. в порядке межведомственного взаимодействия ответа главы Атагайского муниципального образования о том, что в состояние, не пригодное для проживания, дом был приведён в результате воздействия паводка, ответчик отказал истцу в признании права на соответствующую социальную выплату в связи с пропуском срока для обращения за такой выплатой, а ещё одним основанием отказа явилось указание ответчика на признание права истца на спорный дом после введения режима чрезвычайной ситуации.
Право собственности Сидоркевича В.А. на спорный дом в порядке наследования было признано решением Нижнеудинского городского суда от 20.05.2020г., которым установлено, что 30.08.1988г. умер отец истца Сидоркевич А.А., со смертью которого открылось наследство, в том числе, в виде спорного дома общей площадью 63,1м2, жилой площадью 49,1м2, который наследодатель построил в 1974г.
Доводы ответчиков об отсутствии у Сидоркевича В.А. права собственности на спорный дом в день введения режима чрезвычайной ситуации вследствие наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., не принимаются судом, поскольку имеющим преюдициальное значение для разрешения данного спора вышеназванным решением суда установлено, что после смерти отца 30.08.1988г. Сидоркевич В.А. фактически принял наследство, в том числе спорный дом, и с тех пор владел и пользовался им, в том числе в день введения режима чрезвычайной ситуации в связи с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., поэтому в силу положений ст.1152 ГК РФ спорный дом признаётся принадлежащим ему со дня открытия наследства, то есть с 30.08.1988г., независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации его права собственности на это наследство.
Отказывая в удовлетворении иска в части восстановления срока, установленного для обращения за соответствующей выплатой, суд учитывает, что Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. №110, утратившим силу с 01.01.2020г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.12.2019г. №1928, был утверждён Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп утверждён порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счёт бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно п.10 положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, срок действия которого ограничивается 15.12.2020г. включительно, за исключением случаев, указанных в абз.3 и 4 п.10 положения.
Предоставление выплаты имеет заявительный характер, и пунктом 11 положения срок обращения с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты установлен до 25.12.2020г. включительно.
Установленный п.11 положения срок является специальным сроком, установленным для реализации гражданами принадлежащих им правомочий под угрозой прекращения субъективного материального права и является пресекательным сроком.
Согласно п.2 ст.9 ГК РФ в случае установления пресекательного срока само существование субъективного права ставится в зависимость от его осуществления: если право было реализовано своевременно, оно продолжает существовать и возможна его защита; при нереализации, хотя пассивное поведение и является правомерным, право прекращается по истечении такого срока, который восстановлению не подлежит. Введение пресекательных сроков как ограничений, пределов, стимулирующих управомоченное лицо к своевременной реализации субъективных прав, направлено на обеспечение баланса интересов участников правоотношений, устранение неопределённости для сложившихся правовых связей и связанных с этим негативных последствий для третьих лиц и стабильности гражданского оборота в целом.
Между тем судом установлено, что впервые Сидоркевич В.А. обратился за соответствующей социальной выплатой 02.09.2020г., то есть до истечения установленного предельного срока обращения за такой выплатой.
Впоследствии в установленном порядке ненормативные правовые акты, с которыми истец обратился за социальной выплатой, были признаны незаконными, соответственно и отказ в признании права на социальную выплату от 14.09.2020г., который был обоснован наличием признанных судом незаконными ненормативных правовых актов, нельзя признать законным и обоснованным.
Повторное обследование спорного дома межведомственной комиссией показало обоснованность требований Сидоркевича В.А. о предоставлении ему соответствующей социальной выплаты.
При этом утверждённый постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счёт бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, не предусматривает неоднократного обращения за соответствующей выплатой.
Обратившись за нею 02.09.2020г. ввиду утраты жилого помещения в результате воздействия паводка, Сидоркевич В.А. не пропустил предельный установленный постановлением правительства Иркутской области срок обращения за такой выплатой, соответственно, этот срок не нуждается в восстановлении, поэтому в этой части иск удовлетворению не подлежит, а в удовлетворении требования истца о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома было отказано незаконно как 14.09.2020г., так и 04.05.2021г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Сидоркевича В.А. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, о восстановлении срока для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 04.05.2021г. №01-02-4045 в принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., жилого помещения общей площадью <данные изъяты>, расположенного на <адрес обезличен>.
Признать за Сидоркевичем В.А., дата обезличена, уроженцем <данные изъяты>, право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., жилого помещения общей площадью <данные изъяты>, расположенного на <адрес обезличен>, в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём».
Обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» устранить нарушение прав истца путём вынесения решения о предоставлении Сидоркевичу В.А., дата обезличена, уроженцу <данные изъяты>, мер социальной поддержки по обеспечению жильём путём выдачи свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., жилого помещения общей площадью <данные изъяты>, расположенного на <адрес обезличен>, в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём».
В удовлетворении иска Сидоркевича В.А. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в части восстановления срока для обращения с заявлением о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., жилого помещения общей площадью <данные изъяты>, расположенного на <адрес обезличен>, отказать.
В удовлетворении заявления об обращении решения к немедленному исполнению отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19.08.2021г.
Председательствующий судья Китюх В.В.