ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-1375/2023 № 33-479/2024 | Председательствующий в суде первой инстанциисудья – докладчик в суде апелляционной инстанции | Кононова Ю.С.Старова Н.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 марта 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Старовой Н.А.,
судей Богославской С.А., Копаева А.А.,
при секретаре Сенокосовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Агамалиеву М.Г.о о признании построек самовольными, их сносе, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, при участии третьих лиц Федерального государственного казенного учреждения «Алупкинский военный санаторий Минобороны России», Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, администрации города Ялта Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Агамалиевой В.М.,-
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось с иском в суд к Агамалиеву М.Г.о., уточнив требования которого, просило признать самовольными объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (в границах военного городка № №), а именно: здания литер «А» жилой дом площадью 49,5 кв.м., кадастровый номер №, строения литер «Г» площадью 30,2 кв.м.; возложить обязанность за счет собственных средств осуществить снос указанных самовольных объектов капитального строительства; установить предельный срок – один месяц с даты вступления решения суда в законную силу для сноса самовольных построек; истребовать в федеральную собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения Агамалиева М.Г.о. земельный участок площадью 282 кв.м., кадастровый номер № расположенный по адресу: <адрес>
Исковые требования мотивированы тем, что согласно государственному акту серии КМ № 0000046 от 07.09.1995 года на право постоянного пользования землей, выданному Алупкинскому военному клиническому санаторию на основании решения Симеизского поселкового Совета народных депутатов от 24.02.1993 года № 18 сессии 21 созыва, для функционирования санатория ему выделено в постоянное пользование 2,65 га, в т. ч. 1,73 га в границах согласно плану землепользования.
Советом министров Республики Крым, как органом уполномоченным управлять и распоряжаться собственностью Республики Крым, в пределах своей компетенции, в соответствии с действующим законодательством Республики Крым, принято распоряжение Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 №336-р/6ДСП «О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность», на основании которого между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и Федеральным государственным казённым учреждением «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России подписан акт приёма-передачи от 19.05.2015 года, согласно которому недвижимое имущество военного городка № передано в оперативное управление ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, в том числе и земельный участок площадью 1214+/-12кв.м. Земельный участок военного городка №№ поставлен на государственный кадастровый учёт как ранее учтённый и ему присвоен кадастровый номер №
В соответствии с актом осмотра от 16.04.2021 г. установлено, что на земельный участок с кадастровым номером № военного городка № № имеется наложение земельного участка с кадастровым номером №, площадью 282 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Согласно государственному акту на право частной собственности на землю серии 1-КМ № 088603, решением 37-й сессии 23-го созыва Симеизского поселкового Совета народных депутатов АР Крым от 08.05.2001 г. № 14 указанный земельный участок передан в частную собственность Агамалиеву М.Г.о. Таким образом, поскольку земельный участок Агамалиева М.Г.о. расположен на территории военного городка № 107, он не мог был быть передан ему в собственность и подлежит возврату владельцу земли. Кроме этого, на спорном земельном участке расположены принадлежащие ответчику жилой дом и строение, которые согласно норм законодательства Украины, действовавшего на момент передачи ответчику земельного участка, являются самовольными строениями, поскольку были возведены на земельном участке, не отведенном для этой цели. Также заключением проведенной по делу экспертизы установлено стопроцентное наложение земельного участка ответчика с кадастровым номером № на земельный участок, используемый Минобороны России с кадастровым номером №
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 07.08.2023 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России Борейко Л.П. подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Основные доводы сводятся к тому, что земельный участок с кадастровым номером № является собственностью Российской Федерации, спорный земельный участок с кадастровым номером № полностью входит в границы земельного участка с кадастровым номером №
В возражениях на апелляционную жалобу Агамалиев М.Г.о. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 21.12.2023 года судебная коллегия перешла к рассмотрению указанного гражданского дела, по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле, в качестве третьего лица привлечена Агамалиева В.М. (т.3 л.д.117-120).
Протокольным определением от 07.02.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Алупкинский военный санаторий Минобороны России».
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представить Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России Резникова И.Г. просила исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Агамалиев М.Г.-О. и его представитель Фунтиков Д.Г. возражали против доводов искового заявления в полном объеме.
Иные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о судебном заседании надлежащим образом.
Информация о назначенном судебном заседании заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Верховного Суда Республики Крым.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Заслушав доклад судьи-докладчика, выслушав пояснения лица участвующего в деле, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку судом первой инстанции при постановлении обжалуемогорешения было допущено существенное нарушение норм процессуальногоправа, выразившееся в не привлечении третьих лиц, по правилам п.4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ у суда апелляционной инстанции имеются безусловные основания для отмены решения суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что при отмене решения судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции по вышеуказанному основанию в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, судебная коллегия полагает необходимым разрешить спор по существу с принятием нового решения об отказе в иске, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Алупкинскому военному клиническому санаторию выдан государственный акт серии КМ № 0000046 от 07.09.1995 года на право постоянного пользования землей на основании решения Симеизского поселкового Совета народных депутатов от 24.02.1993 года №18 сессии 21 созыва, для функционирования санатория выделено в постоянное пользование 2,65 га, в том числе 1,73 га в границах согласно плану землепользования (т.1 л.д.13-14).
В соответствии с распоряжением Совета Министров Республики Крым от 14.04.2015 года №336-р/6дсп «О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность», с изменениями внесенными распоряжением Совета Министров Республики Крым от 29.04.2015 года №397-р/7дсп, имущество военного городка № № (<адрес>) передано в федеральную собственность и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России (т. 3 л.д. 71-80, 81-82).
19.05.2015 года по акту приема-передачи от Минимущества Республики Крым ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России передан военный городок №№, в том числе земельный участок, площадью 1,73 га, расположенный по адресу: <адрес> (т.1 л.д.15-16).
Указанный земельный участок военного городка № №, площадью 17 300 кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера № и регистрацией права собственности за Российской Федерацией 09.12.2022 на основании распоряжения № 336-р/6ДСП от 14.04.2015 и акта приема-передачи имущества от 19.05.2015 года, границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством не установлены, что подтверждается реестровым делом в отношении земельного участка с кадастровым номером №, выпиской из ЕГРН от 10.01.2023 года (т.1 л.д.57-61, т. 3 л.д. 139-140).
В соответствии с актом осмотра от 16.04.2021 №35/21 ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России на земельном участке военного городка №107 с кадастровым номером № имеется наложение объекта капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 282 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.17-19).
Решением 30-й сессии 23-го созыва Симеизского поселкового Совета народных депутатов АР Крым от 02.11.2000 г. № 12 Агамалиеву М.Г.О. дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (т. 3 л.д. 109).
Решением 37-й сессии 23-го созыва Симеизского поселкового Совета народных депутатов АР Крым от 08.05.2001 г. № 14 в частную собственность Агамалиева М.Г.О. был передан земельный участок площадью 0,0282 га, из застроенных земель, используемых под жилой застройкой, для обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, расположенных по адресу: <адрес> (т. 3 л.д. 50-51).
На основании вышеуказанного решения Агамалиеву М.Г.о. выдан 20.06.2001 года государственный акт серии КМ № 088603 на право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (т.2 л.д. 89-90).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости в соответствии с приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 04.04.2014 № П/074 «Об утверждении кадастрового деления кадастрового округа «Крымский» (90) на кадастровые районы и кадастрового деления кадастровых районов кадастрового округа «Крымский» (90) на кадастровые кварталы» с присвоением кадастрового номера № на основании государственного акта серии КМ № 088603 от 20.06.2001, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (т.2 л.д. 65-78, 88).
На основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 03.02.2004 года, Агамалиев М.Г.о. является собственником жилого дома площадью 49,5 кв.м., расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 212).
Право собственности Агамалиева М.Г.о. зарегистрировано КП Ялтинское БТИ 03.02.2004 года, что подтверждается извлечением о регистрации права собственности №2734241 (т. 2 л.д.212).
Указанный жилой дом поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости в соответствии с приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 04.04.2014 № П/074 «Об утверждении кадастрового деления кадастрового округа «Крымский» (90) на кадастровые районы и кадастрового деления кадастровых районов кадастрового округа «Крымский» (90) на кадастровые кварталы», право собственности Агамалиева М.Г.о. на указанный жилой дом зарегистрировано в ЕГРН 03.04.2023 года (т. 2 л.д. 45-49, 208).
Республика Крым принята в состав Российской Федерации с 18.03.2014 г. на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Согласно п. 6 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 г. № 1745-6/14 «О независимости Крыма» государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия данного Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ полномочиями, Государственным Советом Республики Крым по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации принят Закон Республики Крым от 19.01.2015 г. № 72-ЗРК/2015 «О внесении изменений в Закон Республики Крым от 31.07.2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
В соответствии со ст. 2.1 вышеуказанного Закона № 38-ЗРК, право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17.03.2014 г. на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 г. № 1745-6/14 «О независимости Крыма» в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Государственным Советом Республики Крым 30.04.2014 года принято постановление «О вопросах управления собственностью Республики Крым» N 2085-6/14 (в ред. Постановления Госсовета от 03.09.2014 N 2474-6/14, далее - Постановление N 2085-6/14), согласно которому на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Таким образом, имущество Алупкинского военного санатория согласно Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 27.02.2015 г. № 504-1/15 «О внесении изменений в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 г. № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» являлось государственной собственностью Республики Крым.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 г. № 336-р/6ДСП «О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность», с изменениями и дополнениями на основания распоряжения Совета министров Республики Крым от 29.04.2015 года № 397-р/7ДСП из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность передано недвижимое имущество, в том числе, земельные участки в границах военных городков, используемых для обеспечения деятельности ВС РФ, перечень военных городков указан в приложениях к распоряжениям (т. 3 л.д. 71-80, 81-82).
19.05.2015 года между Минимуществом и ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России подписан акт приёма-передачи от 19.05.2015 г., согласно которому недвижимое имущество, в том числе земельный участок площадью 1,73 га военного городка № № передано в оперативное управление федеральному государственному казенному учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (т. 3 л.д. 83-85).
На основании приказа Департамента военного имущества МО РФ от 28.03.2023 года №694 прекращено право постоянного (бессрочного пользования) ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на земельный участок с кадастровым номером №, и предоставлено ФГКУ «Алупкинский военный санаторий Минобороны России» право постоянного (бессрочного пользования) земельным участком (т. 3 л.д. 86).
В соответствии с положениями п.п. 2 п. 1 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) нарушенное право подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права (пп.4 п.2 ст.60 ЗК РФ).
В силу п.2 ст.62 ЗК РФ, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесённых зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведённых зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Пунктом 3 ст.76 ЗК РФ установлено, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счёт.
По смыслу п. 1 ст.302 ГК РФ, собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
В силу положений ст.222 ГК РФ объект, расположенный на земельном участке, не отведённом под его строительство, является самовольной постройкой.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).
В предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входят следующие обстоятельства: отсутствие отведения в установленном порядке земельного участка для строительства; отсутствие разрешения на строительство; несоблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении постройки; нарушение постройкой прав и законных интересов истца либо других лиц; наличие угрозы жизни и здоровью граждан.
Обращаясь в суд с указанным иском, истец ссылался на те обстоятельства, что земельный участок с кадастровым номером №, был незаконно передан в собственность Агамалиева М.Г.о., поскольку находится в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Российской Федерации, кроме того ответчиком возведен самовольный объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (в границах военного городка № №).
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 16.02.2023 по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено АНО «Городской центр судебной экспертизы» (т.1 л.д.103).
Из заключения эксперта АНО «Городской центр судебной экспертизы» № 82.СЭ.03.2023-08 от 10.05.2023 года следует, что поскольку границы земельного участка с кадастровым номером № в установленном законом порядке не установлены, экспертом установлены границы земельного участка, находящегося в фактическом пользовании МО РФ, а также отстроены границы на основании государственного акта, при этом экспертом выбраны отправные точки отсчета, которые опознаны в государственном акте и на местности, экспертом составлен совмещенный план фактических границ и границ по государственному акту, из которого усматривается, что спорный земельный участок не налагается на фактические границы и полностью находится в пределах земельного участка в границах, отроенных по государственному акту ( т.1 л.д. 125-177).
Вместе с тем, приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, судебная коллегия исходит из следующего.
Судебная коллегия учитывает разъяснения п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», в соответствии с которым если в спорной постройке проживают граждане, имеющие право пользования жилым помещением, требование о сносе может быть удовлетворено только с одновременным разрешением вопроса о выселении таких лиц. В указанном случае спор подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК РФ). При этом суд привлекает к участию в деле прокурора для дачи заключения по требованию о выселении (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ).
Судебная коллегия при рассмотрении настоящего дела по правилам суда первой инстанции в судебном заседании 07.02.2024 года в соответствии с положениями ч. 2 ст. 12 ГПК РФ разъяснила, что в спорном жилом помещении проживают собственник и член его семьи, которые имеют регистрацию по месту жительства в спорном жилом доме, другого жилья не имеют, в отношении которых истцом каких-либо требований не заявлялось, выяснено имеет ли намерение истец заявлять соответствующие требования.
В судебном заседании 13.03.2024 года при выяснении у представителя истца уточнялись ли им исковые требования, представитель истца сообщил судебной коллеги, что исковые требования не изменялись и поддерживаются истцом в ранее заявленном объеме.
Согласно справки администрации г.Ялта Республики Крым от 25.12.2023 года по адресу: <адрес> с 2007 года зарегистрированы собственник Агамалиев М.Г.о., а также его дочь Агамалиева В.М., что также подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации серии №, выданным подразделением № (т. 3 л.д.181-182).
Агамалиев М.Г.о., Агамалиева В.М. иного жилья не имеют, что подтверждается Уведомлениями об отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах от 25.01.2024 года № КУВИ -001/2024-24924092, № КУВИ -001/2024-24929885 (т.3 л.д. 238-241).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч. 1 ст. 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
Судебная коллегия, руководствуясь руководящими разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, учитывая, что истец требований о выселении лиц проживающих в спорном жилом доме не заявил, при том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции соблюдены требования ч. 2 ст. 12 ГПК РФ, и истец не лишен был возможности увеличить исковые требования, заявив дополнительные требования о выселении проживающих лиц, однако своим правом не воспользовался, приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска, поскольку не соблюдён установленный законом порядок обращения с иском, содержащим требования о сносе жилого дома, являющегося единственным местом проживания ответчика и третьего лица.
Указанный вывод согласовывается с положениями ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, в соответствии с положениями которой, каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантируется право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Частью 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища.
Ответчиком Агамалиевым М.Г.о. заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности (т. 3 л.д.213-215).
Истец, возражая против пропуска срока исковой давности, ссылается на те обстоятельства, что о наложении земельного участка ответчика стало известно после составления акта осмотра от 16.04.2021 г., которым установлено, что на земельный участок с кадастровым номером № военного городка № № имеется наложение земельного участка с кадастровым номером № площадью 282 кв.м. (т. 1 л.д.17-19).
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» разъяснено, что к требованию о сносе самовольной постройки, сохранение которой не создает угрозу жизни и здоровью граждан, применяется общий срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Поскольку границы земельного участка площадью 17 300 кв.м., поставленного на государственный кадастровый учет 03.03.2015 года, как ранее учтенного с присвоением кадастрового номера №, с регистрацией права собственности за Российской Федерацией на основании распоряжения № 336-р/6ДСП от 14.04.2015 и акта приема-передачи имущества от 19.05.2015 года, в соответствии с действующим законодательством не установлены, истцу ранее составления акта осмотра от 16.04.2021 г. достоверно не могло быть известно о наложении границ, в связи с чем, срок исковой давности не пропущен.
В соответствии с положениями п.п. 3, 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,-
определила:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 07.08.2023 года – отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий Старова Н.А.
Судьи Богославская С.А.
Копаев А.А.