К делу № 3а - 18 /2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2019 г. г. Майкоп
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Боджокова Н.К.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дагужиевым М.Н.,
с участием представителя административного истца Беляева С.А. по доверенности № от 14.12.2018г. и представителя административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям ФИО4 по доверенности № от 09.01.2018г, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО5 и ФИО6 об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 и ФИО6 свой административный иск мотивировали тем, что им на праве собственности по ? доле принадлежит объект недвижимости - здание универмага № с кадастровым номером №, общей площадью 1305,5 кв.м., расположенное по адресу <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРП кадастровая стоимость объекта недвижимости – здания универмага определена в размере 36.3318.596,64 руб.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости утверждена Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям № от 06.09.2016г.
В соответствии с Отчетом № 161/12/18 от 13.12.2018г., составленному ИП Масько С.А., рыночная стоимость объекта недвижимости – здания универмага определена в размере 10.067.000 руб.
В связи с тем, что кадастровая стоимость универмага, установленная Актом от 06.09.2016г. нарушает их права, поскольку его размер связан с налоговыми платежами, административные истцы просят установить кадастровую стоимость универмага в размере, определенном Отчетом от 13.12.2018г., т.е. в размере 10.067.000 руб.
В судебном заседании представитель административных истцов Беляев С.А. поддержал иск и просил суд установить кадастровую стоимость в размере 10.067.000 руб.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Ожев Р.А. возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что проведенной судом экспертизой установлен иной размер рыночной стоимости, чем просят административные истцы.
Представители административного соответчика Управления Росреесттра по Республике Адыгея и заинтересованного лица Администрации МО «Шовгеновский район» на суд не явились, надлежащим образом уведомлены.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии со ст.ст. 24.18 и 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ от 29.07.1998г. результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
По делу установлено, что административным истцам на праве собственности по ? доле принадлежит объект недвижимости - здание универмага № с кадастровым номером №, общей площадью 1305,5 кв.м., расположенное по адресу <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРП кадастровая стоимость объекта недвижимости – здания универмага определена в размере 36.3318.596,64 руб.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости утверждена Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям № 223 от 06.09.2016г.
В соответствии с Отчетом №№ 161/12/18 от 13.12.2018г., составленному ИП Масько С.А. рыночная стоимость объекта недвижимости – здания универмага определена в размере 10.067.000 руб.
В связи с тем, что кадастровая стоимость универмага, установленная Актом от 06.09.2016г. нарушает их права, поскольку его размер связан с налоговыми платежами, административные истцы просили установить кадастровую стоимость универмага в размере, определенном Отчетом от 13.12.2018г., т.е. в размере 10.067.000 руб.
Судом по своей инициативе была назначена и проведена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости здания универмага и соответствия Отчета ИМ Масько С.А. требованиям ФСО, проведение которой было поручено МБНЭ «АУТАС».
По заключению эксперта МБНЭ «АУТАС» № 1 от 22.01.2019г. рыночная стоимость объекта недвижимости – здания универмага на 01.01.2016г. составляет 10.983.151 руб., а Отчет ИП Масько С.А. не соответствует требованиям ФСО № 1. ФСО № 3 и ФСО № 7.
С учетом изложенного, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению частично, поскольку установление кадастровой стоимости объекта недвижимости – здания универмага в судебном порядке в ином размере, чем это определено Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 06 сентября 2016г. № 223 напрямую затрагивает его интересы.
При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд предпочтение отдает заключению эксперта, поскольку оно является результатом судебной экспертизы, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а само заключение по форме и содержанию полностью соответствует требованиям закона.
Отчет, представленный административными истцами, суд не может принять за основу решения, поскольку по заключению судебной экспертизы он не соответствует требованиям ФСО №№ 1, 3 и 7, которые выражаются в следующем:
аналог № 2 по дате размещения противоречит требованиям п. 8 ФСО № 1 (Федеральный стандарт оценки ФСО №1 "Общие понятие оценки, подходы и требования к проведению оценки", утвержден Приказом Минэкономразвития России №297 от 20.05.2015 г.), поскольку в скриншоте объявления не указан год размещения;
так как аналог № 2 является складским помещением, а объект оценки торговое здание, по экономическим, материальным и техническим характеристикам аналог №2 не сопоставим с объектом оценки, и не может быть признан аналогом, что нарушает п. 10 ФСО№1 (Федеральный стандарт оценки ФСО №1 "Общие понятие оценки, подходы и требования к проведению оценки", утвержден Приказом Минэкономразвития России №297 от 20.05.2015 г.),
необоснованный отказ от применения затратного подхода в Отчете нарушает требования п. 19 ФСО №1 (Федеральный стандарт оценки ФСО № 1 "Общие понятие оценки, подходы и требования к проведению оценки", утвержден Приказом Минэкономразвития России №297 от 20.05.2015 г.) и п. 24 ФСО № 7 (Федеральный стандарт оценки ФСО № 7. «Оценка недвижимости», утвержденный Приказом Минэкономразвития России № 611 от 25.09.2014 г.);
поскольку в Отчете отсутствует подтверждающая информация- ссылки на объявление или скриншота, приведенная по аналогу № 3, нарушен п. 5 ФСО № 3 (Федеральный стандарт оценки ФСО № 3. "Требования к отчету об оценке", утвержден Приказом Минэкономразвития России № 299 от 20.05.2015 г.).
часть таблицы на стр. 30 срезана, что не позволяет пользователю отчета понять логику расчетом, тем самым нарушена ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.98 № 135-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 181 и 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ФИО5 и ФИО6 об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить частично.
Установить на 01.01.2016г. кадастровую стоимость объекта недвижимости - здания универмага №, с кадастровым №, общей площадью 1305,5 кв.м., расположенного по адресу <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 10.983.151 руб.
Датой подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 17.12.2018г.
Настоящее решение с момента вступления его в законную силу является основанием для внесения в Единый государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений в части указания кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания универмага № с кадастровым номером №, общей площадью 1305,5 кв.м., расположенного по адресу <адрес>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея в течение месяца, начиная с 13.02.2019г.
Мотивированное решение изготовлено 08.02.2019г.
Председательствующий Н.К. Боджоков