Дело №2-1033/2022
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
17 октября 2022 г. г. Тамбов
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
судьи Киреевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Есиковой Е.В.,
в присутствии истца Микенина В.Н., представителя ответчика администрации г. Тамбова Тамбовской области Матвеевой А.В., представителя ответчика Макова Р.А., представителя третьего лица Белоножко В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Микенина В.Н. к администрации г. Тамбова Тамбовской области, ПАО «Россетти» в лице филиала ПАО «Россетти- Центр» - Тамбовэнерго», Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Тамбовской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом, незаконности внесения сведений в государственный кадастр недвижимости
УСТАНОВИЛ:
Микенин В.Н. обратился в суд с иском к администрации г. Тамбова Тамбовской области, ПАО «Россетти» в лице филиала ПАО «Россетти- Центр» - Тамбовэнерго», Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Тамбовской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом, незаконности внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ноябре 2021 года истец обратился в Комитет архитектура развития и реконструкции администрации г. Тамбова с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом № 27 в ГСК «Протон», расположенный по адресу: г. Тамбов ул. Мичуринская. К обращению истцом были приложены: постановление администрации Октябрьского района г. Тамбова от 04.07.1995 года № 572 «О создании гаражно-строительного кооператива «Протон»в и выделении под данный кооператив земельного участка, постановление мэра г. Тамбова от 19.04.2000 года № 1818 «О предоставлении ГСК «Протон» земельного участка под гаражи и закреплении их в постоянное (бессрочное) пользование со списком членов ГСК «Протон», где под *** указан истец, а также кадастровую сьемку земельного участка на котором расположен ГСК «Протон», с обозначением на ней гаража ***.
В 2017 году члены кооператива стали оформлять свои гаражи и участки под ними в собственность. Истцом также были предварительно собраны документы в оформлении своего гаража, получен кадастровый технический паспорт на строение и план участка под ним, согласованный в Комитете архитектуры развития и реконструкции администрации г. Тамбова от 26 апреля 2017 года, но в силу обстоятельств личного характера довести данную работу до конца не смог.
Постановлением администрации г. Тамбова от 19.01.2022 года № 206 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом № 27 в ГСК «Протон» на кадастровом плане территории г. Тамбова. Из постановления следует, что земельный участок *** полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории (охранная зона инженерных коммуникаций - объектов электросетевого хозяйства). Согласно правилам установления охранных зон – объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства от 24.02.2009 года № 160 в охранных зонах ЛЭП запрещается осуществлять любые действия которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, а также учитывая подпункт 1 пункта 2.9.2 Административного регламента предоставления территории городского округа – город Тамбова муниципальной услуги « Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации г. Тамбова Тамбовской области от 22.03.2021 года № 1274.
Ответом ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» от 02.03.2022 года № МР1-ТБ/7-02-01/1235 на заявление истца от 03.02.2022 года также отказано в согласовании размещения на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенного в ГСК «Протон».
Истец не согласен с указанными решениями. Указывает, что возвел гараж *** в 1995 году на земельном участке, предоставленном администрацией Октябрьского района г. Тамбова № 572 от 04.07.1995 года, и на основании последующего постановления мэрии г. Тамбова № 1818 от 19.04.2000 года, до 2009 года охранной зоны на участке, принадлежащему ГСК «Протон», где расположен гараж истца установлено не было, запрета на строительство гаража постановлением РФ № 160 не имелось, то есть никаких нарушений со стороны истца до настоящего времени с 1995 года до 2022 года, то есть 27 лет не было. Положение о том, что в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства с напряжением свыше 1000 вольт не допускается размещение гаражей – стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, вступило в силу только с 06 сентября 2013 года, тогда как гараж истца был уже построен в 1995 году, при этом в период строительства гаража охранные зоны объекта не были в установленном порядке утверждены и согласованы и не были внесены в государственный кадастр недвижимости. Требований относительной расположения гаражей, устранения нарушений охранной зоны ГСК «Протон» от ПАО «РоссетиЦентр» - «Тамбовэнерго» не предъявлялось. Истец обращает внимание на то, что в Постановлении Правительства № 160 на которое ссылается администрация города параграф № 1 пункт; гласит что «земельные участки у их собственников, землепользователей или арендаторов изымаются». Лишить владеть строением не имеют права, но и оформить права истец также не может, несмотря на Федеральный закон от 05 апреля 2021 года, а также Закон о гаражной амнистии, который позволяет на законных основаниях оформить право собственности на капитальный гараж в упрощенном порядке. Более того, часть ГСК уже давно на законных основаниях зарегистрировали свои права на земельные участки. Требование о согласовании с сетевой организацией о допустимости размещения гаража на спорном земельном участке противоречит п.3 ст.106 ЗК РФ. Испрашиваемый земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, вид его разрешенного использования по ГСК, переход права собственности не влечет изменений целевого назначения, ограничение прав и обременения объекта недвижимости согласно сведениям из государственного реестра недвижимости, не зарегистрировано, объект не изъят из оборота и не ограничен в обороте. Доказательств того, что предоставление земельного участка может повлечь нарушение функционирования объекта электросетевого хозяйства, а также может повлечь нарушение функционирования объектов электросетевого хозяйства, а также может создавать угрозу или повлечь за собой иные негативные последствия не имеется.
Сведения об охранной зоне линии электропередач ВЛ-110 кв «Октябрьская – левая, правая» внесены в государственный кадастр недвижимости 02.03.2012 года. Основанием для установления зоны явились лишь предоставленные филиалом ОАО «МРСК Центра» Тамбовэнерго не согласованная карта границ охранной зоны, иные документы не предоставлялись. Были нарушены требования Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 года №160, Приказа Минприроды России от 24 мая 2010 года № 179, Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 года № 618, Приказа Министерства экономического развития РФ от 04 февраля 2010 года № 42, ст. 106 ЗК РФ.
Считает, что основанием для отказа администрации г. Тамбова в согласовании предоставления земельного участка и отказа ПАО «Россети Центр» - Тамбовэнерго» в согласовании размещения гаража на земельном участке фактически явились сведения об установлении зоны с особыми условиями использования территорий. С учетом вышеизложенного, уточнив исковые требования, истец просит суд:
Признать незаконным постановление администрации г. Тамбова Тамбовской области от 19.01.0222 года № 206 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом № 27 в ГСК «Протон» на кадастровом плане территории г. Тамбова, отменить его.
Признать незаконным и отменить решение ПАО «Россетти Центр» - «Тамбовэнерго» от 02.03.2022 года № МР1- ТБ/7-02-01/1235 об отказе в согласовании размещения гаража на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенного в ГСК «Протон».
Возложить обязанность на администрацию г. Тамбова Тамбовской области и ПАО «Россетти Центр» - «Тамбовэнерго» произвести действия по предварительному согласованию предоставления земельного участка под гаражом *** с кадастровым номером 68:290209056:15 в ГСК «Протон» и расположенного на нем гаража для последующего законного оформления в Россреестре.
Признать незаконным действия филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Тамбовской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об охранной зоне линии электропередач ВЛ -110 кВ «Октябрьская – левая, правая» и возложить обязанности исключить указанные сведения.
Представителем ответчика администрации г. Тамбова Тамбовской области представлен письменный отзыв на заявление Микенина В.Н., в котором выражено несогласие с заявленными требованиями. Указывая, что согласно Постановлению Совета Министров СССР от 26.03.1984 года № 255 были утверждены Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 Вольт, действовавшие в период с 26.03.1984 года по 16.03.2009 года. Согласно указанным правилам под электрическими сетями напряжением свыше 1000 Вольт, в том числе понимаются воздушные линии электропередачи. Пунктами 4,11 указанных Правил для линий с напряжением до 35-КВ устанавливаются охранные зоны на расстоянии 20 м. вдоль воздушных линий электропередач, в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отступающими по обе стороны от крайних проводов при не отклоненном их положении. На момент утверждения списков ГСК и включения Микенина В.Н. в эти списки действовали указанные Правила ***, которые устанавливали обязанность письменного согласования размещения объектов в границах охранных зон воздушных линий электропередач с предприятиями, обслуживающими и эксплуатирующими данные линии, которые устанавливали обязанность письменного согласования размещения объектов в границах охранных зон воздушных линий электропередач с предприятиями, обслуживающими и эксплуатирующими данные линии ( пункты 11,13). В материалах дела отсутствуют данные о согласовании мероприятий по размещению гаражей. Тогда как в районе данного земельного участка находились воздушные линии электропередач. Истец указывает, что пунктом 4 Правил № 160 установлено, что земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются. Однако, речь идет не об изъятии земельного участка. Порядок № 160 распространяется только на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления его в силу, но не на сами земельные участки. Никаких исключений, зависящих в частности от времени постройки гаража на земельном участке, норма пункта 14.1 статьи 39.16 Земельный кодекс РФ не содержит. Поскольку спорный земельный участок не может быть предоставлен в частную собственность в силу вышеуказанной нормы PR РФ, постановление об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка под гаражом является законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с нормами земельного законодательства.
Представитель ответчика администрации г. Тамбова Тамбовской области Матвеева А.В. в судебном заседании поддержала письменный отзыв на иск. Дополнительно пояснила, что на основании исследованных в судебном заседании обстоятельств дела, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Представителем ответчика ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» представлен письменный отзыв на иск, согласно которому ответчик не признает заявленные требования по следующим основаниям. Земельный участок и расположенный на нем гараж находится в пределах охранной зоны непосредственно над проводами линии электропередач ВЛ 110 кВ Октябрьская правая в пролетах опор 16/16-17/17. Данная линия электропередач находится на балансе Сетевой организации с 01.01.1970 года. Актом обследования земельного участка от 02.03.2022 года, составленного в результате выездной проверки сотрудниками ПАО «Россетти-Центра» подтверждается, что гараж истца находится в пределах охранной зоны ВЛ 110 кВ Октябрьская правая в пролетах опор 16/16-17/17. В соответствии, как с действующим законодательством, так и законодательством, действующим ранее, деятельность третьих лиц в пределах охранных зон обьектов электросетевого хозяйства ограничена. В данном случае размещение гаража истца в пределах охранной зоны ВЛ 110 кВ Октябрьская правая в пролетах опор 16/16-17/17 абсолютно запрещено. 02.03.2012 года внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территорий – охранная зона линии электропередачи ВЛ – 110 кВ «Октябрьская – левая, правая» на территории г. Тамбова. ОАО «МРСК Центра» переименовано с 03.09.2021 года в ПАО «Росстети Центр», что подтверждается изменениями в Устав ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», выпиской из протокола годового общего собрания акционеров ПАО ««Межрайонная распределительная сетевая компания Центра», свидетельством о постановке на учет в налоговом органе. Администраций г. Тамбова правомерно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность. Вместе с тем, ПАО «Россети Центр» не обладает функциями по согласованию предоставления земельного участка в собственность. Ответом на обращение истца ПАО «Россетти Центр» лишь подтверждает факт того, что земельный участок с расположенным на нем гаражом находится в зоне с особыми условиями использования территорий. С учетом изложенного требования истца не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании 17 октября 2022 года представитель ответчика ПАО «Росстети Центр» отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях представитель ПАО «Россети Центр» возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области (далее Филиал) представлены возражения относительно исковых требований, согласно которым Филиал считает заявленные требования необоснованными. Действия филиала по внесению в ЕГРН сведений на основании документов сетевой организации об установлении границ охранных зон электросетевого хозяйства - охранной зоны ВЛ 110 кВ Октябрьская правая, левая, являются обоснованными и правомерными – в силу обязательных нормативных требований об установлении таких зон.
В судебном заседании представитель ответчика Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области Маков Р.А. письменные возражения на иск поддержал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представителем третьего лица ГСК «Протон» Белоножко В.Н. в материалы дела представлены письменные пояснения относительно заявленных требований. В судебном заседании Белоножно В.Н. поддержал письменные пояснения и указал, что в материалах дела имеется Постановление Мэра г. Тамбова № 1818 от 19.04.2000 года «О предоставлении гаражно-строительному кооперативу «Протон» земельного участка под построенные гаражи в связи с закреплением их в постоянное ( бессрочное) пользование в районе ул. Мичуринской». К данному постановлению в качестве приложения приобщен план границ земельного участка под гаражи ГСК «Протон», на котором имеются все необходимые согласования с различными организациями, в том числе с Управлением архитектуры и градостроительства мэрии г. Тамбова, предприятием Тамбовских электрических сетей «Тамбовэнерго». Земля ГСК «Протон» оформлена без нарушений действующего законодательства. Правила, утвержденные постановлением Правительства от 24 февраля 2009 года № 160 не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон обьектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу данного Постановления. Помимо того, в соответствии с пунктом 4 Постановления земельные участки у их собственников, землепользователей не изымаются. ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» не представлены документы о праве собственности на ВЛ 110 кВ Октябрьская правая, в связи с чем гранизцы охранной зоны в отношении линии электропередач не определены и ограничения отсутствуют. С учетом изложенного, исковые требования Микенина В.Н. подлежат удовлетворению.
Третье лицо Комитет градостроительства и землепользования администрации г. Тамбова Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 67 ГПК РФ).
В силу ч. 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (часть 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст.ст. 39.14-39.18 Земельного кодекса РФ.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15., статье 39.16 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительно согласовании предоставления земельного участка не может быть утверждения по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10. Кодекса.
В силу пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов в случае если, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
На основании пункта 4 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года утверждены Правила установления охранных зон, которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (пункты 1 и 3 Правил).
В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2 Правил установления охранных зон).
В силу пункта 5 Правил, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон: вдоль воздушных линии электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отключенном их положении на расстоянии для линий напряжением 110 кВ ( 110000 вольт) – 20 м.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, постановлением администрации Октябрьского района г. Тамбова Тамбовской области *** от 04.07.1995 года создан гаражно-строительный кооператив «Протон» в районе *** ( л. д. 11).
Постановлением Мэра города Тамбова Тамбовской области № 1818 от 19.04.2000 года гаражно-строительному кооперативу «Протон» предоставлен земельный участок под построенные гаражи в связи с закреплением их в постоянное (бессрочное) пользование в районе ул. Мичуринской, а именно земельный участок площадью 3212 кв.м. В приложении к постановлению утвержден список членов ГСК «Протон», одним из которых является истец Микенин В.Н. (л. д. 12-14).
Согласно справке, выданной ГСК «Протон» Микенин Владимир Николаевич, являясь членом ГСК «Протон», задолженностей перед ГСК не имеет (л. д. 154).
Истец обратился в администрацию г. Тамбова Тамбовской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом № 27 в гаражно-строительном кооперативе «Протон», а также 03.02.2022 года в ПАО «Россетти Центр» - «Тамбовэнерго» с заявлениями о согласовании размещения гаража на земельном участке, расположенном в ГСК «Проток» по адресу» г. Тамбова ул. Мичуринская.
Постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области № 206 от 19.01.2022 года, по итогам рассмотрения обращения Микенина В.Н. о предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом *** в гаражно-строительном кооперативе «Протон», учитывая подпункт 1 пункта 2.9.2 Административного регламента предоставления на территории городского округа город - Тамбов муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации г. Тамбова Тамбовской области от 22.03.2021 года № 1274, п.14.1. ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схему расположения земельного участка под гаражом *** в гаражно-строительном кооперативе «Протон» на кадастровом плане территории города Тамбова.
ПАО «Россетти Центр» - «Тамбовэнерго» от 02.03.2022 года № МР1- ТБ/7-02-01/1235 в ответе на обращение сообщило, что специалистами филиала было проведено обследование земельного участка и расположенного на нем гаража ***, расположенного в ГСК «Протон» по адресу: г. Тамбов ул. Мичуринская и установлено, что земельный участок и расположенный на нем гараж *** находятся в пределах охранной зоны, непосредственно под проводами Вл 110 кВ Октябрьская правая в пролетах опор 16/16-17/17. В соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон обьектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» и охранной зоне ВЛ запрещено размещение гаражей и стоянок всех видов машин и механизмов».
На основании вышеизложенного филиал отказал в согласовании размещения гаража на земельном участке, расположенном в ГСК «Протон» по адресу: г. Тамбов ул. Мичуринская. ( л.д. 16).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.9.2 Административного регламента предоставления на территории городского округа город - Тамбов муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации г. Тамбова Тамбовской области от 22.03.2021 года № 1274 (действующего на момент принятия оспариваемого постановления), одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является то, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Аналогичное основание для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в п.14.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч.1, п.1 ч.2 ст.56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В числе прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009г. № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее – Правила), которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
Согласно п.9 Правил, в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается, в том числе, размещать гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов.
В пункте 2 постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009г. N160 установлено, что Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего постановления.
Также согласно п.4 Правил, земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспорено со стороны ответчиков, на испрашиваемом земельном участке, расположен гараж, 1995 года постройки, истец является владельцем данного гаража и членом ГСК, гараж находится на земельном участке, предоставленном под гаражи в установленном законом порядке.
Таким образом, запрет на размещение в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства, установленный Правилами, в отношении гаража, принадлежащего истцу, не распространяется, в силу чего, оспариваемое постановление нельзя признать законным, так как оно влечет нарушение прав и законных интересов истца, как владельца гаража, имеющего исключительное право в соответствии с ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ на приобретение испрашиваемого земельного участка.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 мая 2012 г. по делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с жалобами граждан Гумеровой Ф.Х. и Шикунова Ю.А., право собственности и иные имущественные права - в силу статей 7, 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 46 и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости - подлежат защите на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников; возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение соответствующих конституционных норм; сама же возможность ограничений и их характер должны обусловливаться необходимостью защиты конституционно значимых ценностей, включая достойную жизнь и свободное развитие человек», обеспечение которых составляет обязанность государства (статья 7, часть. 1 статьи 56 Конституции Российской Федерации).
Положения статей 56, 89 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Правил установления охранных зон исходя из конституционно значимых целей ограничения прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), предусматривают возможность их ограничения использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон (зон с особыми условиями использования территории), которые, в свою очередь, обеспечивают энергетическую и экологическую безопасность электрических сетей, т.е. установление этих зон направлено не только ил обеспечение сохранности данных объектов при их эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2017 г. № 1915-0).
В пункте 8 Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации, постановлении от 24 февраля 2009 г. № 160, установлен запрет осуществлятьлюбые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению илиуничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
В ходе рассмотрения дела не представлено доказательств в подтверждение того, что нахождение гаража, принадлежащего Микенину В.Н. может повлечь нарушение функционирования объектов электросетей" хозяйства, а также может создавать угрозу жизни и здоровью граждан илиповлечь за собой иные негативные последствия.
Помимо прочего суд учитывает, что администрацией г. Тамбова Тамбовской области постановлениями № 411 от 29.01.2018 года (гараж 22), № 2126 от 12.04.2018 года (гараж № 4), № 8515 от 25.05.2018 года ( гараж № 10), № 6266 от 09.12.2019 года (гараж № 40), ;№ 4151 от 22.09.2020 года ( гараж 5), № 4221 от 29.09.2020 года ( гараж № 12), № 5461 от 17.11.2021 года (гараж 18), № 5663 от 25.11.2021 года (гараж 6), предварительно согласовано предоставление земельного участка и утверждены схемы расположения земельного участка под нежилыми зданиями ( вышеобозначенными гаражами в гаражно–строительном кооперативе «Протон» в районе ул. Мичуринской на кадастровом плане территории города Тамбова, присвоены адреса земельному участку. Все указанные гаражи находятся в гаражно–строительном кооперативе «Протон» в районе ул. Мичуринской в непосредственной близости от гаража истца.
При названных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Микенина В.Н. о признании незаконным постановления администрации г. Тамбова Тамбовской области от 19.01.2022 года № 206 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом *** в ГСК «Протон» на кадастровом плане территории г. Тамбова и его отмене, а также требования о возложении обязанности на администрацию г. Тамбова Тамбовской области произвести действия по предварительному согласованию предоставления земельного участка под гаражом *** с кадастровым номером *** в ГСК «Протон» и расположенного на нем гаража для последующего законного оформления в Россреестре подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований истца о признании незаконным и отмене решения ПАО «Россетти Центр» - «Тамбовэнерго» от 02.03.2022 года № МР1- ТБ/7-02-01/1235 об отказе в согласовании размещения гаража на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенного в ГСК «Протон» и возложении обязанности на ПАО «Россетти Центр» - «ТАмбовэнерго» произвести действия по предварительному согласованию предоставления земельного участка под гаражом *** с кадастровым номером 68:290209056:15 в ГСК «Протон» и расположенного на нем гаража для последующего законного оформления в Россреестре по следующим основаниям.
В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (часть 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст.ст. 39.14-39.18 Земельного кодекса РФ.
Постановлением администрации г. Тамбова Тамбовской области от 22.03.2021 года № 1274 утвержден Административный регламента предоставления на территории городского округа город - Тамбов муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».
В силу указанных требований федерального и регионального законодательства для предварительного согласования предоставления земельного участка, расположенного на территории г. Тамбова какого-либо согласования предоставления земельного участка от ПАО «Россетти Центр» - «Тамбовэнерго» не требуется. Ответ ПАО «Россетти Центр» - «Тамбовэнерго» на обращение истца от 03.02.2022 года не учитывался при принятии администрацией г. Тамбова постановления от 19.01.2022 года № 206 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом *** в ГСК «Протон» на кадастровом плане территории г. Тамбова, вследствие чего не мог привести к нарушению прав и законных интересов истца.
Оснований для признания незаконными действий филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Тамбовской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об охранной зоне линии электропередач ВЛ -110 кВ «Октябрьская – левая, правая» и возложении обязанности исключить указанные сведения, суд не находит по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 01.07.2011 года ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» является собственником ЛЭП-110 кв.
02.03.2012 года внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территорий – охранная зона линии электропередачи ВЛ – 110 кВ «Октябрьская – левая, правая» на территории г. Тамбова. ( л.д.56-59).
Как следует из ответа Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области» от 01.08.2022 года заказчиком землеустроительных работ по установлению границ зоны с особыми условиям использования территории – охранная зона линии электропередач ВЛ-110 кВ «Октябрьская – левая, правая» является филиал ОАО «Межрайонная распределительная сетевая компания Центра» - «Тамбовэнерго». Им же и представлен в Филиал карата ( план) охранной зоны для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости ( л.д. 90).
ОАО «МРСК Центра» переименовано с 03.09.2021 года в ПАО «Росстети Центр», что подтверждается изменениями в Устав ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», выпиской из протокола годового общего собрания акционеров ПАО ««Межрайонная распределительная сетевая компания Центра», свидетельством о постановке на учет в налоговом органе ( л.д. 112-115).
Охранные зоны обьектов электросетевого хозяйства являются зонами с особыми условиями использования территорий ( далее ЗОУИТ).
Сведения в ГКН о ЗОУИТ - линия электропередач ВЛ 110 кВ Октябрьская правая, левая внесены на основании поступившего от ОАО «МРКЦентра – Тамбовэнерго текстового и графического описания границ охранной зоны.
В силу требований ст. 89 Земельного кодекса РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
3. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации от 24 февраля 2009г. №160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
Сведения о границах ЗОУИТ направляются для внесения в ЕГРН на основании решения Ростехнадзора о согласовании границ ЗОУИТ в соответствии с требованиями Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N160 (далее - Правила N160).
Вместе с тем порядок внесения в ЕГРН сведений о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу Правил N160 (до 17.03.2009), определен пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства». Такие сведения вносились на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или ином законном основании.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что объект электросетевого хозяйства линия электропередач ВЛ 110 кВ Октябрьская правая, левая, введен в эксплуатацию до даты вступления в силу Правил N160 (до 17.03.2009), сведения об охранной зоне внесены в государственный кадастр недвижимости 02.03.2012 года на основании заявления ОАО «МРКЦентра – Тамбовэнерго правомерно.
С учетом изложенного, исковые требования о признании незаконным действий филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Тамбовской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об охранной зоне линии электропередач ВЛ -110 кВ «Октябрьская – левая, правая» и возложении обязанности исключить указанные сведения, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Микенина В.Н. к администрации г. Тамбова Тамбовской области, ПАО «Россетти» в лице филиала ПАО «Россетти- Центр» - Тамбовэнерго», Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Тамбовской области о признании незаконным отказп в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом, незаконности внесения сведений в государственный кадастр недвижимости удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации г. Тамбова Тамбовской области от 19.01.0222 года № 206 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом *** в ГСК «Протон» на кадастровом плане территории г. Тамбова, отменить его.
Обязать администрацию произвести действия по предварительному согласованию предоставления земельного участка под гаражом *** с кадастровым номером 68:290209056:15 в ГСК «Протон» и расположенного на нем гаража для последующего законного оформления в Россреестре.
Исковые требования о признании незаконным и отмене решения ПАО «Россетти Центр» - «Тамбовэнерго» от 02.03.2022 года № МР1- ТБ/7-02-01/1235 об отказе в согласовании размещения гаража на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенного в ГСК «Протон» оставить без удовлетворения.
Исковые требования о признании незаконным действия филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Тамбовской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об охранной зоне линии электропередач ВЛ -110 кВ «Октябрьская – левая, правая» и возложении обязанности исключить указанные сведения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Киреева
Решение суда изготовлено в окончательной форме 11 ноября 2022 года.
Судья Н.В. Киреева