КОПИЯ
УИД: 70RS0003-01-2024-008504-63
12-674/2024
Р Е Ш Е Н И Е
г.Томск 24 октября 2024 года
Судья Октябрьского районного суда г. Томска Жуков В.В.,
с участием прокурора – помощника прокурора Октябрьского района г. Томска Власовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Октябрьского района г.Томска на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Октябрьского района г. Томска № 36/4 от 25 сентября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном 19.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Сычугова Андрея Игоревича,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Октябрьского района г. Томска № 36/4 от 25 сентября 2024 года Сычугов А.И. освобожден от административной ответственности по ст. 19.16 КоАП РФ на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявлено устное замечание.
Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что Сычугов А.И. в результате небрежного хранения, допустил утрату паспорта гражданина Российской Федерации на свое имя, что было им обнаружено 04.08.2024 около 17.00 час. по адресу: ..., что послужило основанием для привлечения Сычугова А.И. к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На указанное постановление прокурором Октябрьского района г. Томска принесен протест, в котором он просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено. В обосновании приводит ссылки на действующие нормы права, указывает, что административный орган в постановлении при описании события административного правонарушения, фактически ограничился указанием на протокол об административном правонарушении без приведения установленных в ходе разбирательства по делу обстоятельств его совершения, событие административного правонарушения надлежащим образом не описано. Мотивировочная часть постановления не содержит выводы о возможности применения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Придя к выводу о возможности освобождения Сычугова А.И. от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения в резолютивной части постановления, производство по делу прекращено не было. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении указано на утерю паспорта гражданином Сычугов Каких-либо данных о том, что Сычугов А.И. допустил небрежное хранение паспорта, повлекшее утрату документа, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в материалах дела не имеется. Из материалов дела следует, что Сычугов А.И. обнаружил утерю паспорта 16.08.2024 около 12.00 часов по адресу: .... Между тем, при подготовке к рассмотрению дела, факт указания в протоколе об административном правонарушении на иное лицо, иные обстоятельства обнаружения утери паспорта, несоответствие протокола материалам дела и отсутствие указания на небрежное хранение документа, удостоверяющего личность, оставлено без внимания.
В судебном заседании прокурор поддержал протест по изложенным основаниям.
Сычугов А.И. и его законный представитель, будучи надлежащим образом извещенные, в суд не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли, в связи с чем, судья считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст. 30.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.
Пункт 8 ч.2, ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ закрепляют, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ч. 4 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении вышеуказанные требования КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, административным органом соблюдены не были.
Так, административным органом не установлены с достоверностью обстоятельства совершения Сычуговым А.И. административного правонарушения, не приняты меры к всестороннему, полному и объективному установлению обстоятельств дела, что повлияло на законность и обоснованность принятого по делу решения, постановление не мотивировано, в постановлении по делу об административном правонарушении обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, не указаны, событие административного правонарушения надлежащим образом не описано, что в свою очередь влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Из материалов дела следует, что Сычугов А.И. обнаружил утерю паспорта 16.08.2024 около 12.00 часов по адресу: .... Между тем, в постановлении по делу об административном правонарушении указана иная дата обнаружения утери паспорта.
Кроме того, мотивировочная часть постановления не содержит выводы о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.
Придя к выводу о возможности освобождения Сычугова А.И. от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения в резолютивной части постановления, производство по делу вопреки требованиям пункта 2 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ прекращено не было. Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ) и является процессуальным документом, фиксирующим противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое лицу обвинение (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, не может рассматриваться в качестве доказательства по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения лица к административной ответственности. Такой протокол в силу положения части 3 статьи 26.2 КоАП РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона, исключается из числа доказательств по делу об административном правонарушении.Исключение протокола об административном правонарушении из числа доказательств по делу об административном правонарушении влечет недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о привлечении лица к административной ответственности, и относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.В соответствии с ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны указываться в том числе дата, время, событие административного правонарушения. Диспозиция статьи 19.16 КоАП РФ определяет, что административно наказуемым является деяние, состоящее в небрежном хранении удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату удостоверения личности гражданина (паспорта).Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.16 КоАП РФ, составляет умышленное уничтожение или порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату удостоверения личности гражданина (паспорта). Субъективная сторона для небрежного хранения удостоверения личности гражданина (паспорта) характеризуется неосторожной формой вины, при этом действия по небрежному хранению должны повлечь последствия в виде утраты паспорта.В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении указано на утерю паспорта гражданином Сычугов, ... г.р. Каких-либо данных о том, что Сычугов А.И. допустил небрежное хранение паспорта, повлекшее утрату документа ни в протоколе об административном правонарушении, ни в материалах дела, не имеется.Из материалов дела следует, что Сычугов А.И. обнаружил утерю паспорта 16.08.2024 около 12.00 часов по адресу: ....Между тем, в протоколе об административном правонарушении указано на иные обстоятельства обнаружения утери паспорта.Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению административным органом не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии факта указания в протоколе об административном правонарушении на иное лицо, иные обстоятельства обнаружения утери паспорта, несоответствие протокола материалам дела и отсутствие указания на небрежное хранение документа, удостоверяющего личность, административный орган не возвратил протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков. Таким образом, возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, поскольку возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено. Устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения жалоб (протеста) на постановление об административном наказании также невозможно. Допущенное по данному делу нарушение требований Кодекса РФ об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого административным органом акта. В этой связи, протокол об административном правонарушении, представляющий собой основополагающий процессуальный документ, фиксирующий событие административного правонарушения, является недопустимым доказательством, в связи с чем основанное на нем постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Октябрьского района г. Томска № 36/4 от 25 сентября 2024 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Протест прокурора Октябрьского района г. Томска – удовлетворить.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Октябрьского района г. Томска № 36/4 от 25 сентября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном 19.16 КоАП РФ в отношении Сычугова Андрея Игоревича– отменить, производство по данному делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено данное постановление.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья В.В. Жуков