Дело №а-775/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2019г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Панюшенковой Натальи Федоровны к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и возложении обязанности по утверждению схемы расположения участка земли на кадастровом плане (карте) территории,
у с т а н о в и л:
Пантюшенкова Н.Ф., являющаяся собственником гаража, расположенного по адресу: <адрес> обратилась в суд с административным иском к Администрации г.Смоленска о признании незаконным решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка под упомянутым гаражом и возложении на орган местного самоуправления обязанности по утверждению схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории упомянутого участка земли, сославшись на неправомерный отказ органа местного самоуправления в осуществлении названных действий, обусловленный тем, что в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, разработан и утвержден проект планировки и межевания застроенных территорий, предусматривающий использование спорного участка в иных целях, что, по мнению административной истицы, учитывая гарантированное ей ст.39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность, а также наличие рядом с последним сформированных земельных участков под гаражами, не может служить основанием для отказа в удовлетворении поданного Пантюшенковой Н.Ф. в Администрацию г.Смоленска соответствующего заявления.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска.
Пантюшенкова Н.Ф. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме.
Администрация г.Смоленска, Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, а также заинтересованное лицо – Управление имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г.Смоленска, извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направили. В представленных возражениях на административный иск Администрация г.Смоленска указала на законность и обоснованность оспариваемого Пантюшенковой Н.Ф. решения органа местного самоуправления.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу п/п.6 п.2 ст.39.3, п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В этом случае продажа земельных участков собственникам таких зданий и сооружений осуществляется без проведения торгов.
Исходя из положений п.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; 4) обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; 6) подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
По правилам п.п.1-2 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 настоящего Кодекса. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п.3 настоящей статьи.
Согласно п.п.2, 13 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются, в частности, несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, а также расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (п/п.4, 5 п.16 ст.11.10 ЗК РФ).
Исходя из положений п/п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании вступившего в законную силу решения мирового судьи судебного участка №8 г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ Пантюшенкова Н.Ф. является собственником гаража, расположенного по адресу: <адрес> приобретенного ранее ее отцом Морозкиным Ф.А. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (право собственности административной истицы на гараж зарегистрировано в ЕГРН 15.08.2013).
С целью выкупа земельного участка под указанным гаражом по инициативе и за счет Пантюшенковой Н.Ф. ООО ПКФ «Геодезия» подготовлена схема расположения на кадастровом плане территории подлежащего представлению в собственность административной истицы участка площадью 30 кв.м.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490, спорный земельный участок находится в территориальной зоне ОЖИ (Зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения исторического центра), градостроительный регламент которой допускает возможность в качестве основного вида использования размещение в пределах соответствующей территории одноэтажных гаражей на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, площадей, проездов, набережных, бульваров, являющихся территориями общего пользования, за исключением внутриквартальных проездов, при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение.
ДД.ММ.ГГГГ административная истица обратилась в Администрацию г.Смоленска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность участка под гаражом согласно упомянутой схеме, в чем ей письмом Управления имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. отказано на основании ст.39.15 ЗК РФ по причине того, что предлагаемый к образованию земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой органом местного самоуправления утвержден проект планировки и межевания, согласно которому территорию данного участка планируется использовать в иных целях (образование данного участка под гаражом названным проектом не предусмотрено).
Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>-адм с учетом результатов публичных слушаний (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>) утвержден проект планировки и межевания застроенных территорий в г<адрес>
Согласно указанному проекту планировки и межевания спорный земельный участок располагается в границах придомовой территории (в границах участка с кадастровым номером <данные изъяты>), относящейся к многоквартирному дому <адрес>.
Не оспаривая факт расположения испрашиваемого земельного участка в пределах определенной постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> территории придомового земельного участка, административная истица ссылается на то, что на данном участке расположен принадлежащий ей объект недвижимости (гараж), а сам участок находится в территориальной зоне, допускающей размещение в ее пределах подобных гаражей, тогда как утвержденный органом местного самоуправления проект планировки и межевания не предусматривает образование земельного участка под названным гаражом, существующим с 1974г., что не соответствует принципам градостроительного законодательства и не исключает возможности предоставления Пантюшенковой Н.Ф. спорного участка земли.
С приведенными доводами суд согласиться не может.
Согласно ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования определяют назначение территории.
Как следует из ч.1 ст.26 ГрК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется в числе прочего путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
По правилам ч.ч.1, 3 ст.42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в частности, положения о характеристиках планируемого развития территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется, в частности, для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Основная часть проекта межевания территории включает в себя в числе прочего перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования. На чертежах межевания территории отображаются границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры (ч.ч.1, 2, 6 ст.43 ГрК РФ).
По смыслу приведенных правовых норм, в проекте планировки и межевания определяется, какие именно объекты могут быть размещены на той или иной территории без установления правообладателей тех или иных участков, а также устанавливаются границы территорий общего пользования.
Утвержденный в установленном порядке проект планировки и межевания территории, являясь, нормативным актом, подлежит обязательному применению при разрешении вопросов о предоставлении земельных участков, расположенных на соответствующей территории.
Таким образом, порядок предоставления земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусматривает, что образование и предоставление таких земельных участков осуществляются в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории (п.1 ст.11.3, п.1 ст.11.9, п.2, п/п.4 п.14 ст.11.10 ЗК РФ). Если для территории городского округа утверждены проекты планировки и межевания территорий, то расположенные в их пределах земельные участки подлежат предоставлению только в целях, предусмотренных такими проектами и, соответственно, установленное п.1 ст.39.20 ЗК РФ исключительное право собственника здания или сооружения на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены такие здания (сооружения) должно реализовываться с учетом утвержденного проекта планировки и межевания территории, т.е. названное право не является безусловным.
На момент разрешения спора постановление Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> об утверждении упомянутого проекта планировки и межевания соответствующей территории в установленном порядке не оспорено и не отменено, а следовательно - подлежит обязательному применению к спорным правоотношениям.
Поскольку территория испрашиваемого Пантюшенковой Н.Ф. земельного участка в соответствии с данным проектом включается в состав придомового участка земли, а образование земельного участка под данным гаражом этим проектом не предусматривается, оснований для согласования упомянутой схемы и, соответственно, предварительного согласования предоставления спорного земельного участка в собственность административной истицы у органа местного самоуправления не имелось. В данном случае образование испрашиваемого Пантюшенковой Н.Ф. земельного участка под гаражом противоречит упомянутому проекту планировки и межевания территории, наличие которого, в свою очередь, в силу приведенных выше правовых норм препятствует формированию спорного участка земли в соответствии с утвержденной схемой его расположения на кадастровом плане территории, подготовленной ООО ПКФ «Геодезия» и не учитывающей положения названного проекта (п/п.5 п.16 ст.11.10 ЗК РФ). Невозможность утверждения данной схемы в силу положений п/п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ является самостоятельным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления Пантюшенковой Н.Ф. спорного участка.
При этом суд отмечает, что административная истица в соответствии с ч.21 ст.45 ГрК РФ не обращалась с заявлением о внесении изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, а ее требования фактически заявлены в обход установленной процедуры образования земельных участков при наличии утвержденной документации по планировке территории (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 14.08.2017 №307-ЭС17-10052 по делу №А56-59121/2016).
Тот факт, что испрашиваемый административной истицей земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки г.Смоленска находится в территориальной зоне ОЖИ, градостроительный регламент которой допускает возможность размещения в пределах соответствующей территории гаражей, сам по себе не свидетельствует о неправомерности действий (бездействия) Администрации г.Смоленска, ввиду того, что при формировании этого участка его границы будут определены с нарушением требований земельного законодательства.
Ссылки Пантюшенковой Н.Ф. на то, что рядом с испрашиваемым ею участком имеются уже сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки под гаражами третьих лиц, правового значения для разрешения настоящего административного спора не имеют.
При таком положении, суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст.175, 180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Панюшенковой Натальи Федоровны к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и возложении обязанности по утверждению схемы расположения участка земли на кадастровом плане (карте) территории оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий А.В.Кудряшов