Дело № 2-2550-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Заводский районный суд г. Кемерово
В составе судьи Изотовой О.В.
При секретаре Сергиенко А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 27 августа 2018 года гражданское дело по иску Иващенко ФИО11 к ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по КО, ГУФСИН России по КО об отмене решения по снятию с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
У с т а н о в и л:
Истец Иващенко А.Р. обратилась в суд с иском к ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по КО, ГУФСИН России по КО об отмене решения по снятию с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Требования мотивированы тем, что в 1998 году она, как сотрудник ФСИН, была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в УН-1612/ 42 по Кемеровской области ( в настоящее время ФКУ ИК-42 ГУФСИН России по КО). 06.03.04 года она была уволена по выслуге срока службы, дающего право на пенсию из системы ФСИН. Вместе с тем, имела право состоять на названном учете в целях получения единовременной выплаты для приобретения жилья. Однако, решением заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по КО от 22.06.18 года, оформленного протоколом № 83, она была исключена из списка граждан нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что у нее изменился адрес проживания и вся ее семья, включая истца, мужа Иващенко А.Р., сына ФИО3, дочери ФИО4, дочери ФИО5 проживают в жилом помещении по <адрес>, общей площадью 102,6 кв.м., принадлежащем на праве собственности ее свекру ФИО2. При указанных обстоятельствах, комиссия посчитала, что истец обеспечена жилым помещением. Однако, ответчик не учел, что данное жилое помещение было предоставлено ФИО2 им временно для обустройства ребенка в школу. В настоящее время данный дом выставлен на продажу собственником, который собирается переезжать в Краснодарский край, и просит их освободить дом. У истца по-прежнему не имеется какого-либо жилого помещения. В связи с чем, истец просит: признать незаконным данный протокол; признать за ней право состоять в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по КО; обязать истца включить в данный список и восстановить на учете (л.д.4-9).
В судебном заседании истец Иващенко А.Р. настаивала на названной части требований, дала в суде пояснения аналогичные по содержанию тексту искового заявления. Дополнила, что в настоящее время свёкр ФИО2 их выселил из указанного дома. Они временно зарегистрированы и проживают у сестры истца по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по КО- Кузьмина Р.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, предъявленные требования не признала, поддержав доводы возражений и решения комиссии.
Представитель ответчика ГУФСИН России по КО- Бодрешова Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, требования не признала, пояснив, что колония, принявшая данное решение является самостоятельным юридическим лицом. В связи с чем, ГУФСИН России по КО является ненадлежащим ответчиком.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Как следует из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Частью 2 ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В силу ч.ч.1-2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом семьи.
Судом установлено, что истец Иващенко А.Р. является пенсионером ФСИН; с 1998 года состояла в очереди на улучшение жилищных условий в ФКУ ИК-42 ГУФСИН России по КО, как сотрудник уголовно-исполнительной системы, имеющий право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Указанные обстоятельства дела подтверждаются материалами дела на л.д. 10-16.
Решением заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по КО от 22.06.18 года, оформленного протоколом № 83, истец Иващенко ФИО12 была исключена из списка граждан нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что у нее изменился адрес проживания и вся ее семья, включая истца, мужа Иващенко А.Р., сына ФИО3, доверии ФИО4, дочери ФИО5 проживают в жилом помещении по <адрес>, общей площадью 102,6 кв.м., принадлежащем на праве собственности ее свекру ФИО2. При указанных обстоятельствах, комиссия посчитала, что истец обеспечена жилым помещением по норме, свыше установленной учетной, поскольку на каждого члена семьи приходится 17, 1 кв.м. площади жилого помещения.
В подтверждение указанных обстоятельств названным ответчиком приложена выписка из ЕГРН от 12.0.18 года о праве собственности ФИО2 (свекра истца) на жилой дом, площадью 102, 6 кв.м. по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, принимая оспариваемое решение жилищно-бытовая комиссия ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по КО не учла, что в силу прямого указания в законе- положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ сноха и внуки собственника жилого помещения ( к которым относятся истец Иващенко ФИО13 и ее дети ФИО3, ФИО4, ФИО5-л.д.22,23,15) не являются членами семьи собственника жилого дома по <адрес> – ФИО2.
Истец и ее несовершеннолетние дети в установленном законом судебном порядке, регламентируемом положениями ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, членами семьи собственника названного жилого дома не признавались.
Сам факт регистрации истца, ее детей в указанном жилом доме (л.д.24-25) на что ссылается ответчик, не является основанием для признания названных лиц приобретшими право пользования жилым домом по <адрес> в <адрес>, принадлежащим ФИО2. Для того, чтобы названные лица приобрели право пользования данным жилым домом необходимо судебное решение, которым было бы установлено, что они вселены в указанное жилое помещение его собственником именно в качестве членов семьи; совместно проживают с ним и ведут общее хозяйство, в силу чего признаются членами семьи собственника жилого помещения.
Судебное постановление, установившее названные в законе обстоятельства, отсутствует.
При таких обстоятельствах, ни истец Иващенко А.Р., ни ее несовершеннолетние дети в соответствии с положениями ч.ч.1-2 ст. 31 ЖК РФ не приобрели право пользования жилым домом по <адрес> в <адрес>.
При постановлении решения суд также учитывает, что истец Иващенко А.Р., как следует из материалов дела (л.д.10,12-13) состояла на учете, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий без учета в своем составе семьи свекра ФИО2. Следовательно, по указанному основанию ответчик также не мог принимать во внимание при решении вопроса об обеспеченностью истца жилым помещением в порядке ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, площадь жилого помещения, принадлежащего указанному лицу.
В связи с чем, оспариваемое решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по КО от 22.06.18 года, оформленное протоколом № 83, об исключении Иващенко А.Р. из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является незаконным, а нарушенное право истца подлежит защите путем возложения на ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по КО обязанности восстановить истца в названом списке с даты ее первоначальной постановки на указанный учет.
Указанный выше способ восстановления нарушенных прав истца является достаточным, в связи с чем, в остальной части требований, предъявленных к ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по КО, надлежит отказать.
Суд также полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении всех ее исковых требований, в части предъявления их к ГУФСИН России по КО, так как оспариваемое решение указанным соответчиком не принималось; права истца не нарушались. В связи с чем, ГУФСИН России по КО по предъявленным исковым требованиям является ненадлежащим ответчиком.
Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Иващенко ФИО14 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по КО, оформленное протоколом № 83 от 22.06.18 года, об исключении Иващенко ФИО15 из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и обязать указанного ответчика- ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по КО восстановить истца в названом списке с даты ее первоначальной постановки на указанный учет.
В остальной части требований, предъявленных к ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по КО, ГУФСИН России по КО - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня его изготовления в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение изготовлено 31.08.18 года.
Судья: