Дело № 2а-221/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Демидов 08 ноября 2019 года
Демидовский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Лосева А.А.,
при секретаре Кудиновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Смоленской области к Лефтерову Виктору Семеновичу о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Смоленской области (далее - ИФНС России № 7) обратилась в суд с административным иском к Лефтерову В.С. о взыскании задолженности по налогам. В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, так как в его собственности находится земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Лефтеров В.С. является плательщиком налога на имущество физических лиц и на него зарегистрирована собственность с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, д. <адрес> <адрес>. Кроме того, Лефтеров В.С. является плательщиком транспортного налога, поскольку является собственником грузовых автомобилей: <иные данные> гос. рег. знак <номер>, гос. рег. знак <номер>; легковых автомобилей: <иные данные> гос. рег. знак <номер> <иные данные>, гос. рег.знак <номер> и мотоцикла <иные данные>, гос. рег.знак <номер>
В соответствии с п.2 ст.52 НК РФ административному ответчику было направлено налоговое уведомление <номер> от <дата> об уплате земельного налога за 2017 год в размере <номер> руб., транспортного налога за 2017 год в размере <номер> руб., налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере <номер> рублей.
Однако, административный ответчик уплату налога не произвел. В соответствии со ст. 75 НК РФ Лефтерову В.С. начислены за 2017 год пени по транспортному налогу в размере <номер> руб., земельному налогу <номер> коп., налогу на имущество физических лиц <номер> коп.. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. ИФНС России № 7 в адрес административного ответчика направлялось требование <номер> от 17 декабря 2018 года об уплате транспортного налога в размере <номер> руб. и пени в размере <номер> руб. за 2017 год, об уплате земельного налога в размере <номер> руб., пени в размере <номер> коп. за 2017 год, об уплате налога на имущество физических лиц в размере <номер> руб., пени <номер> коп. за 2017 год.
До настоящего времени сумма налогов административным ответчиком в бюджет не уплачена.
Межрайонной ИФНС России №7 по Смоленской области пропущен срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по налогам за 2017 года с Лефтерова В.С. по техническим причинам в связи с большим объемом работы.
В связи с изложенным ИФНС России № 7 просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по налогам с Лефтерова В.С.; взыскать с Лефтерова В.С. за 2017 год транспортный налог в размере <номер> руб. и пени в размере <номер> руб., земельный налог в размере <номер> руб., пени в размере <номер> коп., налог на имущество физических лиц в размере <номер> руб., пени <номер> коп..
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.
Административный ответчик Лефтеров В.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна, судом явка сторон обязательной не признавалась.
В соответствии с ч.2 ст. 289 КАС РФ, суд рассматривает дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ч.1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
На основании ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
В силу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу ч.1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст.391 НК РФ (в редакции, действующей на момент исчисления налога) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно положениям ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лиц, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогооблажения.
Статьями 360, 393 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со статьями 363, 397 НК РФ (в редакции, действующей на момент исчисления налогов), транспортный налог, налог на имущество, земельный налог подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лефтеров В.С. в 2017 году являлся плательщиком земельного налога, так как являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>.; налога на имущество физических лиц и на него зарегистрирована собственность (жилой дом) с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, д<адрес> <адрес>, <адрес>.; транспортного налога, поскольку является собственником грузовых автомобилей: <иные данные>, гос. рег. знак <номер> <иные данные>, гос. рег. знак <номер> легковых автомобилей: <иные данные> гос. рег. знак <номер> <иные данные>, гос. рег.знак <номер> и мотоцикла <иные данные> гос. рег.знак <номер> (л.д.14-18).
В соответствии с положениями п.2 ст. 52 НК РФ административному ответчику 23 июня 2018 года направлялось налоговое уведомление <номер> об уплате земельного налога за 2017 год в размере <номер> руб., транспортного налога за 2017 год в размере <номер> руб., налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере <номер> рублей (л.д.9-10).
Однако, в установленные законом сроки административный ответчик налоги не уплатил.
В соответствии с положениями ст.ст. 69, 70 НК РФ, административному ответчику направлялось требование <номер> от <дата> об уплате земельного налога за 2017 год в размере <номер> руб., транспортного налога за 2017 год в размере <номер> руб., налога на имущество за 2017 год в размере <номер> руб. (л.д. 11).
Указанное требование административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было.
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
Согласно п.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу п. 2. ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
17 октября 2019 года ИФНС России № 7 обратилась с административным иском в районный суд на взыскание задолженности по налогам с должника Лефтерова В.С.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
С учетом установленных по делу обстоятельств и в силу требований ст. 48 НК РФ, суд приходит к выводу, что шестимесячный срок для обращения ИФНС России № 7 в суд с административным иском к Лефтерову В.С. истек 17 июня 2019 года
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, налоговый орган обратился в районный суд с надлежащим образом оформленным административным исковым заявлением о взыскании с Лефтерова В.С. задолженности по налогам, за пределами срока подачи административного искового заявления.
По заявлению налогового органа судебный приказ мировым судьей не выносился и не отменялся, применение шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 3 ст.48 НК РФ (после отмены судебного приказа), в данном случае невозможно.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ)
Данные требования закона в полной мере распространяются и на обстоятельства по доказыванию уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения в суд.
Названная административным истцом причина пропуска срока (большой объем документооборота) не может быть признана уважительной, поскольку у налогового органа имелось достаточно времени для оформления заявления о вынесении судебного приказа в установленном законом порядке. Других причин заявителем не названо.
При этом суд учитывает, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Административным истцом не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
В данном случае своевременность подачи заявления о вынесении судебного приказа и административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Учитывая изложенное, ходатайство ИФНС России №7 о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании с Лефтерова В.С. задолженности по налогам, удовлетворению не подлежит.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит оставлению без удовлетворения, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 7 по Смоленской области к Лефтерову Виктору Семеновичу о взыскании задолженности по налогам - отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Демидовский районный суд Смоленской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.А.Лосев