Дело №12-6/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г.Моршанск 10 февраля 2020 года
Судья Моршанского районного суда Тамбовской области Моисеева О.Н., рассмотрев жалобу начальника МО МВД России «Моршанский» Ермаченко Юрия Александровича на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Моршанского района Тамбовской области от 27 ноября 2019 года о привлечении к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Моршанского района Тамбовской области от 27 ноября 2019 года должностное лицо -начальник МО МВД России «Моршанский» Ермаченко Ю.А. привлечен к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Согласно постановления начальник МО МВД РФ «Моршанский» Ермаченко Ю.А. не выполнил в установленный законом срок требования прокурора г.Моршанска от 24 июня 2019 года об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Считая данное постановление незаконным, начальник МО МВД России «Моршанский» Ермаченко Ю.А. обратился в суд с жалобой, указав, что представление прокурора г.Моршанска от 24.06.2019 № фактически не исполнимо, поскольку не содержит конкретных мер, которые должен предпринять начальник МО МВД России «Моршанский».
Автор жалобы указывает, что награждение администрацией г. Моршанска отдельных сотрудников полиции за добросовестное выполнение служебных обязанностей и достижение высоких результатов в служебной деятельности является их поощрением, в связи с чем, полученные подарки не подлежат декларированию согласно Порядка сообщения в системе МВД России о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей , его сдачи, оценки и реализации (выкупа), утвержденного приказом МВД России от 01.06.2017г. № 334.
Апеллянт пишет, что мировым судьей постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности. Часть 3 ст. 4.5 КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственности за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Вместе с тем частью 3 ст. 3.11 КоАП РФ определен исчерпывающий перечень лиц, к которым может быть применена дисквалификация, и сотрудники органов внутренних дел в указанном списке отсутствуют.
Учитывая, что за административные правонарушения к сотрудникам органов внутренних дел не может быть применена дисквалификация, срок привлечения к административной ответственности составляет три месяца.
Просит постановление мирового судьи судебного участка № 3 Моршанского района Тамбовской области от 27.11.2019г. отметить, производство по делу прекратить.
Выслушав начальника МО МВД России «Моршанский» Ермаченко Ю.А., его представителей, действующих на основании доверенности, Русанова Д.В. и Кузякину И.В., помощника прокурора города Моршанска Алехину Е.Ю., заместителя прокурора г.Моршанска Картушева В.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, состоит в невыполнении (или нарушении) законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, и выраженном активным действием или бездействием.
В силу п.1 ст.6 Федерального закона от 17 января 1992г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Пунктом 1 ст.24 Федерального закона от 17 января 1992г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с п.3 ст.7 названного Федерального закона прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
По делу установлено, что согласно постановлению заместителя прокурора города Моршанска Тамбовской области Картушева В.В. прокуратурой г.Моршанска Тамбовской области в рамках осуществления надзора в ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения сотрудниками полиции требований законодательства в сфере противодействия коррупции.
В ходе проверки установлено, что на основании постановления администрации города от 20.09.2018 г. № 1067 «О проведении ежегодного городского конкурса на звания «Лучший участковый уполномоченный полиции города Моршанска» и «Лучший инспектор по делам несовершеннолетних города Моршанска» администрацией города проведен ежегодный городской конкурс, по результатам проведения которого победители конкурса были награждены дипломами администрации города и ценными подарками. Однако, сотрудники, получившие подарки, уведомление об их получении в кадровую службу не направили.
В целях устранения выявленных нарушений в соответствии со ст.24 ФЗ «О прокуратуре РФ» 24.06.2019 года в адрес начальника МО МВД России «Моршанский» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указывалось, что представление должно быть рассмотрено с участием представителя прокуратуры, должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; виновные лица должны быть привлечены к дисциплинарной ответственности; о результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено прокурору в письменной форме с приложением копий распоряжений о привлечении лиц к дисциплинарной ответственности. По истечении установленного законом срока, требования прокурора г.Моршанска начальником МО МВД России «Моршанский» выполнены не были.
В силу части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно разъяснениям, данным в ответе на вопрос 19 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015), утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, если орган или должностное лицо, в отношении которых прокурором внесено представление, считают, что это представление нарушает их права и свободы, создаёт препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ.
Из ответа на вопрос 5 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года, утверждённого Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009, следует, что если лицо не воспользовалось указанной процедурой защиты своих нарушенных прав и по факту неисполнения представления прокурора возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, то обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в представлении, лежит на прокуроре, а суду необходимо исследовать вопрос о законности и обоснованности внесённого представления, поскольку ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора.
Мировым судьей из материалов дела установлено, что представление прокурора получено в пределах месячного срока, установленного пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", должностным лицом в адрес прокурора направлено письменное сообщение о том, что представление рассмотрено, с его доводами и требованием должностное лицо не согласно, направлено заявление об его обжаловании в Моршанский районный суд Тамбовской области.
Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от 26 июля 2019 года административное исковое заявление МО МВД России «Моршанский» оставлено без движения и заявителю предоставлен срок до 06 августа 2018 года для исправления недостатков.
Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от 07.08.2019 г. возвращено МО МВД России «Моршанский» административное исковое заявление, предъявленное к прокуратуре г.Моршанска о признании представления прокурора незаконным.
Таким образом, из материалов дела следует, что в установленном законом порядке представление прокурора обжаловано не было, в связи с чем, в силу ст.24 Федерального закона от 17 января 1992г. N2202-1 "О прокуратуре РФ" подлежало безотлагательному рассмотрению, по результатам которого должны были быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.
Делая вывод о том, что совершенное начальником МО МВД России «Моршанский» Ермаченко Ю.А. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, мировой судья обоснованно исходил из того, что представление прокурора не исполнено.
Вина и факт совершения начальником МО МВД России «Моршанский» Ермаченко Ю.А. административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении; представлением об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции; копией ответа начальника МО МВД России «Моршанский» Ермаченко Ю.А. на представление об устранении нарушений и другими материалами дела.
Доводы начальника МО МВД России «Моршанский» Ермаченко Ю.А. о том, что награждение администрацией г.Моршанска отдельных сотрудников полиции ценным подарком за добросовестное выполнение служебных обязанностей и достижением высоких результатов в служебной деятельности является поощрением, в связи с чем, о получении подобных подарков сотрудники полиции не должны сообщать, суд отклоняет, поскольку они основаны на ошибочном толковании нормативных актов: Порядка сообщения в системе МВД России о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа), утвержденного приказом МВД России от 01.06.2017 г. № 334, Постановления Правительства РФ от 9 января 2014 г. № 10
"О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации".
Также суд признает несостоятельными доводы лица, привлеченного к административной ответственности о незаконности представления прокурора, поскольку вынесено оно в адрес неуполномоченного руководителя, из представления непонятно, какие действия мог или должен был выполнить начальник МО МВД России «Моршанский», поскольку принудительное изъятие наград не предусмотрено.
Из оспариваемого представления усматривается, что прокурором г.Моршанска заявлены требования о безотлагательном рассмотрении представления с участием представителей прокуратуры города и принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующим.
В соответствии с п.п.38 п.9 Положения о межмуниципальном отделе внутренних дел Российской Федерации «Моршанский» МО МВД России «Моршанский», реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, обеспечивает исполнение законодательства РФ о противодействии коррупции.
В соответствии с п.12 вышеуказанного Положения начальник МО МВД России «Моршанский» осуществляет руководство МО МВД России «Моршанский» на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МО МВД России «Моршанский» задач, состояние служебной дисциплины и законности среди подчиненных, эффективность профилактической и воспитательной работы с ними.
В п.15 Положения указаны полномочия начальника МО МВД России «Моршанский» для реализации возложенных на него обязанностей.
Кроме того, Положением об аттестационной комиссии МО МВД России «Моршанский» (утв. Приказом № 241 от 23 августа 2019 г.), в полномочия которой входит содействие в обеспечении соблюдения сотрудниками органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, в обеспечении ими исполнение обязанностей, установленных ФЗ от 25.12.2008 г. № 273 –ФЗ «О противодействии коррупции», а также осуществлении мер по предупреждению коррупции, предусмотрены полномочия начальника МО МВД РФ «Моршанский», касающиеся соблюдения требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов в отношении сотрудников МО МВД России «Моршанский».
Таким образом, начальник МО МВД России «Моршанский» имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ на предмет допустимости, достоверности и достаточности для правильного разрешения дела.
Вопреки доводам жалобы начальника МО МВД РФ «Моршанский» Ермаченко Ю.А. постановление о привлечении к административной ответственности вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Доводы лица, привлеченного к административной ответственности, о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности, не могут быть приняты во внимание и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного постановления, поскольку они основаны на субъективном толковании закона и судебного акта.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено мировым судьей Ермаченко Ю.А. в пределах санкции ст.17.7 КоАП РФ, с учетом обстоятельств, характера и тяжести совершенного правонарушения, личности виновного, с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшегося по настоящему делу постановления мирового судьи.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Представление прокурора г.Моршанска от 24 июня 2019 г. в числе прочих содержит требования о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц? направление в прокуратуру города копий распоряжений о привлечении лиц к дисциплинарной ответственности.
Между тем, данные требования не соответствуют приведенным положениям Закона о прокуратуре.
Частью первой статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
В соответствии со ст.51 федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) наложение дисциплинарного взыскания является правом начальника органа внутренних дел.
Соответственно, применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.
Содержащееся в представлении прокурора г.Моршанска императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". )
Таким образом, невыполнение указанного требования представления прокурора, а также требования о направлении в прокуратуру города копий распоряжений о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности необоснованно вменено начальнику МО МВД РФ «Моршанский» при привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи от 27 ноября 2019 г. подлежит изменению путем исключения из него указания на невыполнение представления прокурора г.Моршанска от 14 июня 2019 г., содержащего требования о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, направление в прокуратуру города копий распоряжений о привлечении лиц к дисциплинарной ответственности. В остальной части указанный судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №3 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.17.7 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №3 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░