Решение по делу № 33-458/2018 от 16.01.2018

Председательствующий по делу                Дело № 33-458/2018

судья Филиппова И.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Доржиевой Б.В.

и судей Усольцевой С.Ю., Комковой С.В.

при секретаре Брюховой Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 31 января 2018 г. гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора <адрес> в интересах Мингазовой Е. Е., Рыжкова И. А. к Министерству природных ресурсов <адрес>, Министерству финансов <адрес> о взыскании компенсации на санаторно-курортное лечение, возложении обязанности профинансировать расходы на выплату компенсации на санаторно-курортное лечение,

по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов <адрес> Лосевой М.Н.

на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:

«Иск первого заместителя прокурора <адрес> в интересах Мингазовой Е. Е., Рыжкова И. А. к Министерству природных ресурсов <адрес>, Министерству финансов <адрес> о взыскании компенсации на санаторно-курортное лечение, возложении обязанности профинансировать расходы на выплату компенсации на санаторно-курортное лечение удовлетворить.

Взыскать с Министерства природных ресурсов <адрес> компенсацию на санаторно-курортное лечение по 10000 рублей в пользу каждого из истцов: Мингазовой Е. Е. за рабочий период с <Дата> по <Дата>, Рыжкову И. А. за рабочий период с <Дата> по <Дата>.

Обязать Министерство финансов <адрес> за счет казны <адрес> профинансировать расходы на выплату компенсации на санаторно-курортное лечение, установленной региональным законодательством государственным гражданским служащим Министерства природных ресурсов <адрес>».

Заслушав доклад судьи <адрес>вого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Первый заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что по результатам обращения Мингазовой Е.Е., Рыжкова И.А. проведенной в Министерстве природных ресурсов <адрес> проверкой выявлены нарушения трудового законодательства, регулирующего порядок выплаты денежной компенсации на санаторно-курортное лечение государственным гражданским служащим. Министерством заключены служебные контракты о прохождении государственной гражданской службы <адрес> и замещении должностей государственной гражданской службы <адрес> с Мингазовой Е.Е., Рыжковым И.А. В мае 2017 г. Мингазова Е.Е., Рыжков И.А. обратились к представителю нанимателя с заявлением о выплате денежной компенсации на санаторно-курортное лечение. Министром природных ресурсов <адрес> изданы приказы о выплате денежной компенсации в размере 10000 рублей Мингазовой Е.Е. за период с <Дата> по <Дата>, Рыжкову И.А. за период с <Дата> по <Дата>. Однако в нарушение п. 10 постановления <адрес> от <Дата> в течение трех месяцев после подачи заявления выплата компенсации не произведена в связи с отсутствием финансирования. Несмотря на неоднократные обращения Министерства природных ресурсов <адрес> в адрес Министерства финансов <адрес> о дополнительном выделении финансовых средств на выплату денежной компенсации работникам за нереализованное право на санаторно-курортное лечение, дополнительные бюджетные ассигнования на указанные цели не выделены. Просил взыскать с Министерства природных ресурсов <адрес> компенсацию на санаторно-курортное лечение в пользу Мингазовой Е. Е. за период с <Дата> по <Дата> в размере 10000 руб., в пользу Рыжкова И.А. за период с <Дата> по <Дата> в размере 10000 руб.; обязать Министерство финансов <адрес> за счет казны <адрес> профинансировать расходы на выплату компенсации на санаторно-курортное лечение, установленной региональным законодательством государственному гражданскому служащему Министерства природных ресурсов <адрес> (л.д. 2-4).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 57-59).

В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов <адрес> Лосева М.Н. просит решение суда в части возложения на Министерство финансов <адрес> обязанности осуществить финансирование расходов на выплату компенсации на санаторно-курортное лечение, установленной региональным законодательством государственным гражданским служащим Министерства природных ресурсов <адрес>, отменить. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права. Считает, что бюджету <адрес> в период возникновения спорных правоотношений предоставлялись и продолжают предоставляться межбюджетные трансферты в виде субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Указывает, что Министерством финансов <адрес> лимиты бюджетных средств до Министерства природных ресурсов <адрес> доводятся в полном объеме. Ссылаясь на положения норм Бюджетного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Указ Президента РФ от <Дата> «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», считает, что осуществление выплат на санаторно-курортное лечение государственным служащим Министерства природных ресурсов <адрес> должно производиться за счет субвенций, поскольку средства бюджета <адрес>, предусмотренные для функционирования Министерства природных ресурсов <адрес> в части осуществления им переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, формируются за счет субвенций из федерального бюджета. Полагает, что Министерство финансов <адрес> не является главным распорядителем бюджетных средств <адрес>, в частности, средств, предусмотренных отраслевым министерствам для осуществления их полномочий главных распорядителей. Считает, что фактов ненадлежащего финансирования из бюджета <адрес>, указанных выше полномочий Министерства природных ресурсов <адрес>, не установлено, и доказательств указанного в материалы дела не представлено. Полагает вывод суда о том, что финансирование на выплату компенсации на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет казны <адрес>, необоснованным, противоречащим действующему законодательству Российской Федерации (л.д. 65-71).

В возражении на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Вецина Т.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание истцы Мингазова Е.Е., Рыжков И.А., представители ответчиков не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ч. 3, ч.4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры <адрес> Казанцевой Л.И., поддержавшей возражение на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии со статьями 28 и 38 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 283 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств является основанием применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

В силу пункта 3 статьи 133 БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 85 БК РФ обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.

В случае если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в соответствии с ч. 3 ст. 85 Лесного кодекса Российской Федерации.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 вышеназванной статьи полномочий предусмотрены в виде субвенций из федерального бюджета.

Постановлением <адрес> от <Дата> утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов <адрес>.

Согласно пункту 1 данного Положения, выполнение вышеуказанных полномочий возложено на Министерство.

<адрес> в период возникновения спорных правоотношений предоставлялись и предоставляются межбюджетные трансферты в виде субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Лимиты бюджетных средств на 2015-2017 годы Министерством финансов доведены до главного распорядителя бюджетных средств – Государственной лесной службы <адрес>, а в период после <Дата> – Министерства природных ресурсов <адрес>.

Межбюджетный трансферт в виде субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений предоставлен общей суммой без распределения по статьям классификации операций сектора государственного управления и статьям расходов бюджета.

Как установлено судом первой инстанции, денежные средства, выделенные в виде субвенции, распределены по соответствующим кодам бюджетной классификации и израсходованы Министерством на цели, связанные с исполнением названных полномочий государственными служащими, в пределах размера выделенной субвенции.

Утвержденной Постановлением Методикой предусмотрена формула, по которой определяется размер субвенции из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, включает затраты, учитывающие прочие расходы на содержание работников государственного органа и не содержит ограничений по объему предоставляемых гарантий государственным гражданским служащим.

При этом затраты на содержание одного работника включают в себя расходы на оплату труда работников, рассчитанные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <Дата>.

Данным Указом установлена выплата должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячных надбавок. Кроме того, пунктом 7 Указа предусмотрено, что федеральным государственным гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень элементов фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих также не носит исчерпывающий характер, поскольку согласно пункту 8 данного Указа, фонд оплаты труда формируется за счет средств, направляемых для выплаты должностных окладов, окладов за классный чин и дополнительных выплат, в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ).

Согласно пункту 5 статьи 53 Закона № 79-ФЗ гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных названным Законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на иные (помимо установленных данной статьей) государственные гарантии.

Частью 5 статьи 11 Закона Забайкальского края от 29.07.2008 «О государственной гражданской службе Забайкальского края» предусмотрена компенсация расходов на санаторно-курортное лечение, которая является дополнительной государственной гарантией, предоставляется один раз в два года на санаторно-курортное лечение в оздоровительных учреждениях.

В настоящее время сумма такой компенсации составляет 10000 рублей (п. 6 Положения о компенсации на санаторно-курортное лечение <адрес>, лицам, замещающим государственные должности <адрес>, и государственным гражданским служащим <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от <Дата>).

Удовлетворяя исковые требования и возлагая на Министерство финансов <адрес> обязанность по финансированию спорных выплат за счет средств казны <адрес>, суд первой инстанции исходил из того, что выплата спорной компенсации относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически сводятся к несогласию с таким выводом суда, заявитель жалобы полагает, что вывод суда противоречит действующему законодательству.

Судебная коллегия оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не находит.

В соответствии с п.п. 1,3 ст. 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и(или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и(или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции бюджетам субъектов из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно ст. 47 БК РФ к собственным доходам бюджетов субвенции не относятся, а являются целевыми средствами.

Доказательств того, что расходы на выплату компенсации заложены в составе средств субвенций, материалы дела не содержат, отсутствие средств на данные выплаты в составе субвенций подтверждается ответом Федерального агентства Лесного хозяйства (Рослесхоз) от <Дата> на запрос Министра природных ресурсов <адрес> об источнике финансирования компенсационных выплат.

Министерство природных ресурсов является исполнительным органом государственной власти <адрес>, финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете <адрес>, в том числе за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий.

Следовательно, гарантия для работников Министерства природных ресурсов <адрес> в виде компенсации за санаторно-курортное лечение, являющейся дополнительной к установленным федеральным законодательством гарантиям, предусмотренная законом <адрес>, должна обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта, а не федеральных средств.

С учётом изложенного, судебная коллегия не находит основания для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:                        Доржиева Б.В.

Судьи:                                    Усольцева С.Ю.

                                        Комкова С.В.

33-458/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Рыжков И.А.
Мингазова Е.е.
Первый заместитель прокурора Забайкальского края
Ответчики
Министерство финансов Забайкальского края
Министерство природных ресурсов Забайкальского края
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Доржиева Бэлигма Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
31.01.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее