Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
в составе: председательствующего судьи Иванова С.В.
при секретаре Павловой В.П.
с участием пом. прокурора Бородиной Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в защиту интересов Российской федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной на Интернет\странице, информацией, распространение которой запрещено
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бельцов А.Н. обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике, в котором просит признать информацию, размещенную на Интернет – странице: https://mydiploms-store.com/kupit-diploms-tekhnikuma.html информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В обоснование административного искового заявления указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц сайта: https://mydiploms-store.com/kupit-diploms-tekhnikuma.html, который содержит информацию о возможности приобретения за определенную плату дипломов о начальном, среднем профессиональном образовании, дипломов о высшем образовании, подтверждающие получение соответствующего образования. Далее указано, что вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации, при этом информация на данном сайте распространяется бесплатно и срок пользования не ограничен, а также ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствует. Также указано, что указанная информация о доступности документов об образовании негативным образом может сказаться на формировании у несовершеннолетних отношения к учебному процессу, стремления к получению будущей профессии, а также подталкивает к перспективе совершения преступления, предусмотренного ст.327 ч. 3 УК РФ, так как распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации. Как указано в иске, согласно п.6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, а также положениями п. 5 ст. 15, ст. 27 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» до ДД.ММ.ГГГГ предусматривалась по завершении каждого уровня или каждой ступени образования по результатам обучения и прохождения итоговой аттестации выдача образовательным учреждением или научной организацией документов о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, а ст. 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации, при этом в п. 16 этой статьи указано, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается. Также указано, что сведения, размещенные на указанном интернет-сайте, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Далее указано, что правовыми нормами предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации и выявленные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц, и в первую очередь несовершеннолетних и молодежи, поскольку потворствуют совершению правонарушений в указанной сфере, определить количество которых не представляется возможным, в связи с чем доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен быть закрыт.
На судебном заседании помощник прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бородина Е.И. требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объёме и просила их удовлетворить по изложенным в нём основаниям.
На судебное заседание представитель административного ответчика – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике, надлежаще и своевременно извещённые, не явился, представив отзыв на исковое заявление, в котором изложено ходатайство о рассмотрении данного дела в их отсутствии и о направлении им копии решения суда.
Выслушав пояснении явившихся лиц и исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Также согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом в силу положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Так, в силу требований ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно положений ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В силу положений п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Также согласно ч.1 ст.10 указанного выше Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 указанного Федерального закона).
Как следует из буквального содержания административного искового заявления и представленных доказательств, основаниями для заявленных требований является то, что на указанном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещена информация, находящаяся в общем доступе, распространение которой в Российской Федерации запрещено по мотивам, указанным в этом административном исковом заявления, а именно информация о возможности приобретения за определенную плату дипломов о начальном, среднем профессиональном образовании, дипломов о высшем образовании, подтверждающие получение соответствующего образования.
Согласно ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» также предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации, при этом в п. 16 данной статьи указано, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
Так, материалами административного дела установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в свободном доступе неограниченного круга лиц по электронному адресу: https://mydiploms-store.com/kupit-diploms-tekhnikuma.html, содержится информация о возможности приобретения за определенную плату дипломов о начальном, среднем профессиональном образовании, дипломов о высшем образовании, подтверждающие получение соответствующего образования без обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.
При этом, как указано выше, выдача такого рода дипломов о начальном, среднем профессиональном образовании, дипломов о высшем образовании осуществляется только обучения в соответствующем образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации, а также без взимания платы за это.
Также при этом учитывая и иного суду не представлено, что на вышеуказанном сайте размещена информация, пропагандирующая использование заведомо подложных документов и указанная на интернет-сайте информация находится в свободном доступе, то она побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ч. 5 ст. 327 Уголовного кодекса РФ (использование заведомо подложного документа, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи), и таким образом может способствовать их совершению.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения за определенную плату дипломов о начальном, среднем профессиональном образовании, дипломов о высшем образовании, подтверждающие получение соответствующего образования без обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.
Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав и получения документа, удостоверяющего соответствующий факт.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 данного Федерального закона в Реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой запрещено.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 указанного Федерального закона основанием для включения в Реестр сведений, указанных в ч. 2 данной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
Согласно ч. 3 ст. 15.1 этого Федерального закона создание, формирование и ведение Реестра возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пунктам 2, 3 указанных Правил создание, формирование и ведение Реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором Реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к его формированию и ведению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного суд исходит из того, что наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по указанному электронному адресу данной информации нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, оценивая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, приходит к выводу, что ознакомление с информацией, расположенной по вышеуказанном электронном адресе неограниченного количества лиц влечёт нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации.
В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сведений об этом адресе не имеется.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, данное административное исковое заявление прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики подлежит удовлетворению в полном объеме.
Также в силу требований ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.1 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице:
https://mydiploms-store.com/kupit-diploms-tekhnikuma.html, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд.
Судья: С.В. Иванов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.