УИД 10RS0017-01-2020-000802-98
Дело № 2а-691/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2020 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №5 по Республике Карелия к Тимощекно В.Ю. о взыскании задолженности по налогу и пени,
установил:
межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 5 по Республике Карелия (далее - Налоговый орган) предъявлен административный иск к Тимощенко В.Ю. по тем основаниям, что налогоплательщик несвоевременно исполнил обязанность по уплате обязательных платежей за налоговый период 2015 год. Так по лицевому счету налогоплательщика числится задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, и по земельному налогу в отношении земельного участка, расположенного в границах городских поселений. Размер взыскиваемой задолженности составляет: по налогу на имущество физических лиц – 222 руб., по земельному налогу – 2605 руб. Пеня за несвоевременную оплату исчисленного налога составила в общем размере 16 руб. 96 коп. Ссылаясь на положения ст. 31, 48 НК РФ, налоговой орган просит суд взыскать поименованную задолженность с Тимощенко В.Ю. указывая, что судебный приказ по данному делу был отменен мировым судьей 13.05.2020.
В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, извещены надлежащим образом о месте и времени его проведения. Представили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения. Судом получена телефонограмма, в которой Тимощенко В.Ю. пояснил, что не производил оплату налогов. Просил суд дело слушанием отложить, в связи с тем, что по состоянию здоровья явиться на судебное заседание не сможет в указанную дату. Судом получено ходатайство административного ответчика, в котором Тимощенко В.Ю. заявил суду ходатайство о пропуске налоговым органом срока исковой давности для обращения с настоящими требованиями в суд.
Принимая во внимание, что административный ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки в суд Тимощенко В.Ю. не представлено, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52); в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69).
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании статьи 400 налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Таким образом, обязанность уплачивать налог на имущество возникает у гражданина с момента государственной регистрации за ним прав на объект недвижимости и прекращается также со дня внесения записи о прекращении права.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Порядок исчисления пени определен в статье 75 НК РФ.
В силу п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу абзаца второго п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем третьим п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из материалов дела требование, приобщенное к материалам административного дела, датировано 20 декабря 2016 года на сумму налога 2827 руб. и пени 16 руб. 96 коп. сроком исполнения до 17.02.2017.
Общая сумма налоговой задолженности, в отношении которой у налогового органа возникло право на взыскание в судебном порядке, по данным требованиям не превысила 3000 руб. в связи с чем при определении срока обращения налогового органа с настоящим административным иском суд считает возможным руководствоваться абзацем третьим п. 2 ст. 48 НК РФ.
Таким образом, срок исковой давности по заявленным требованиям истекает (без учета срока обращения налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа) 17.08.2020.
Настоящий административный иск подан в суд 25.06.2020, то есть в пределах срока исковой давности.
Из материалов дела №2а-979/2020 следует, что по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка №1 г. Сортавала 24.04.2020 выдан судебный приказ о взыскании с Тимощенко В.Ю. налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 222 руб. и пени в сумме 01 руб. 33 коп., земельного налога за 2015 год в размере 2605 руб. и пени 15 руб. 63 коп.
На основании заявления Тимощенко В.Ю. поименованный судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала от 13.05.2020.
В заявлении об отмене судебного приказа административный ответчик указал, что не имел в собственности объектов недвижимости, по которым исчислен налог.
Из представленных по запросу суда Выписок из ЕГРН следует, что Тимощенко В.Ю. является собственником жилого дома по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, с 10.11.2005. В собственности административного истца также находится земельный участок под указанным домом, кадастровый номер участка <Номер обезличен>. Право собственности зарегистрировано за Тимощенко В.Ю. 04.03.2010.
Судом также установлено, что административный истец является долевым собственником (1/2) квартиры по адресу: <Адрес обезличен>.
Налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2015 год и в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление <Номер обезличен> от 28.07.2016 с извещением о необходимости уплатить земельный налог в размере 2605 руб. и налог на имущество физических лиц в размере 157 руб. по квартире в размере доли Тимощенко В.Ю. и 65 руб. за дом не позднее 01.12.2016.
В связи с неисполнением Тимощенко В.Ю. обязанности по уплате поименованного налога в адрес административного ответчика направлено требование №3906 от 20.12.2016 об уплате недоимки по налогу в общем размере 2827 руб. и пени в сумме 16 руб. 96 коп. в срок до 17.02.2017.
В связи с неисполнением требований на основании заявления налогового органа 24.04.2020 мировым судьей судебного участка №1 г. Сортавала Республики Карелия выдан судебный приказ о взыскании с Тимощенко В.Ю. поименованной задолженности в пользу МИФНС Росси №5 по РК.
Судебный приказ отменен 13.05.2020 в связи с поступлением возражений Тимощенко В.Ю. относительно его исполнения.
В материалах дела отсутствуют доказательства погашения образовавшейся недоимки по налогу.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, учитывая при этом, что налоговым органом не пропущен срок
предъявления настоящего административного иска, порядок взыскания обязательных платежей налоговым органом соблюден, расчет налога и суммы пени соответствует действующему законодательству.
Ввиду отсутствия доказательств уплаты образовавшей задолженности по налогу на имущество физических лиц и соответствующей сумме пени, требования административного истца заявлены правомерно.
При этом суд считает необходимым взыскать с ответчика заявленную сумму задолженности за минусом 01 руб., указанную в налоговом уведомлении от 28.07.2016 за объект недвижимости по <Адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, поскольку из материалов дела не следует, что это за объект недвижимости, доказательств возникновения права собственности административного ответчика не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения требований в указанной части не имеется.
В соответствии п. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб. 00 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 219, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Тимощекно В.Ю., проживающего по адресу: <Адрес обезличен>, в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Карелия земельный налог за 2015 год в размере 2604 руб. и пени в сумме 15 руб. 63 коп.; налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 222 руб. и пени в размере 01 руб. 33 коп.
В остальной части административно иска отказать.
Взыскать с Тимощекно В.Ю., проживающего по адресу: <Адрес обезличен>, в бюджет Сортавальского муниципального района государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение суда изготовлено 05.08.2020.