УИД 39RS0011-01-2019-001280-84
Ад. дело № 2а-999\2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 ноября 2019 года г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
Сайбель В.В.
при секретаре Евсиковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
административное дело по административному исковому заявлению Лариной Марины Геннадьевны к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о признании незаконным уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности
установил:
Ларина М.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным уведомление ответчика о несоответствии возведенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности и просила обязать ответчика выдать ей уведомление о соответствии возведенного объекта градостроительному законодательству.
В обосновании своих требований указала, что она является арендатором земельного участка с КН №, площадью 908 кв.м, расположенного в <адрес>, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства на основании договора № 580-КЗО\2016 от 05.12.2016. На данном земельном участке ею выстроен индивидуальный жилой дом на основании разрешения на строительство от 28.09.2016, выданного сроком на 10 лет. Право собственности на незавершенный строительством жилой дом, со степенью готовности 95% было зарегистрировано 01.11.2016. В настоящее время строительство жилого дома завершено, дому присвоен адрес: <адрес>. 06.09.2019 истица обратилась в администрацию с уведомлением о завершении строительства жилого дома и по результатам его рассмотрения получила от администрации уведомление о несоответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 17.09.2019, с которым она не согласна, в связи с чем, обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Административный истец Ларина М.Г. и ее представитель про устному ходатайству Ларин А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить. Пояснили, что жилой дом достроен, огорожен, территория благоустроена, дом подключен к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.
Представитель административного ответчика администрации МО «Зеленоградский городской округ» в судебное заседание после объявленного перерыва не явился, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили.
Выслушав пояснения истца и ее представителя, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ, за исключением прав, установленных пп. 2 п. 2 данной статьи.
Исходя из положений ст. ст. 40 и 41 ЗК Российской Федерации, лицо, которому земельный участок предоставлен в аренду, имеет право возводить на этом участке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из материалов дела следует, что Ларина М.Г. с 01.11.2016 является собственником объекта незавершенного строительства, площадью застройки 171.8 кв.м, степенью готовности 95% на основании разрешения на строительство от 28.09.2016 и договора аренды земельного участка № 619-КЗО\2016.
Постановлением администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 17 ноября 2016 года за № 2780 Лариной М.Г. был предоставлен в аренду однократно, сроком на три года, на основании п. 21 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельный участок с № площадью 908 кв.м, расположенный в <адрес>, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства.
05 декабря 2016 между администрацией МО «Зеленоградский городской округ» и Лариной М.Г. был заключен договор аренды №580-КЗО\2016 в отношении земельного участка с КН №, с указанием на необходимость завершения строительства жилого дома в срок до 01.11.2019.
Как следует из технического плана здания, составленного кадастровым инженером ФИО5 по состоянию на 18.12.2018 на основании декларации об объекте, на земельном участке с КН № Лариной М.Г. в 2018 году возведен жилой дом, площадью 346,5 кв.м, в три этажа.
06.09.2019 Ларина М.Г. подала в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома.
17.09.2019 администрация выдала Лариной М.Г. уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, с указанием на то, что площадь застройки и площадь построенного индивидуального жилого дома на земельном участке с КН № не соответствует площади застройки и общей площади здания, заявленной в разрешении на строительство от 28.09.2016, что указывает на самовольность постройки, право собственности на которую может быть признано в судебном порядке. Так же указали на наличии задолженности по арендной плате, а так же на расположение земельного участка во второй зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск, в которой запрещено строительство жилых домов без централизованных систем водоснабжения и канализации.
Не согласившись с выдачей такого уведомления, истица обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец Ларина М.Г. наделена правом на обращение в суд в защиту нарушенных прав.
Оценивая требования истца, заявленные в обосновании своих доводов и давая оценку действиям ответчика, связанных с обращением истца, суд приходит к следующему.
Так, по смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Последствия постройки, произведенной арендатором на арендованном им земельном участке без соблюдения соответствующих требований, определяются статьей 222 ГК Российской Федерации.
Согласно статье 222 ГК Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
По общему правилу, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Как установлено выше, истица возвела индивидуальный жилой дом на земельном участке, который предоставлен ей именно для этой цели, который согласно Правил землепользования и застройки расположен в территориальной зоне Ж1- зона застройки индивидуальными жилыми домами, что подтверждается градостроительным планом на земельный участок, на основании выданного разрешения на строительство, при этом никаких доказательств, что данная постройка возведена с нарушением градостроительных и строительных норм и правил стороной ответчика не представлено, и на это в оспариваемом уведомлении не указано, как не заявлено и требований о сносе данной самовольной постройки в судебном порядке.
При этом, с 4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ), которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, согласно части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС) застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта ИЖС подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченный на выдачу разрешений орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства объекта ИЖС должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 ГрК РФ, а также сведения о параметрах построенного объекта ИЖС, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 статьи 56 ГрК РФ; К уведомлению об окончании строительства прилагаются: документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса и технический план объекта ИЖС.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 340-ФЗ в Федеральный закон N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет созданных объектов ИЖС и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Заявление указанными органами подается в электронном виде, к заявлению должны прилагаться уведомление об окончании строительства объекта ИЖС и представленный застройщиком технический план.
В соответствии с ч. 19 ст. 55 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенного объекта ИЖС действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства объекта, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами; проверяет путем осмотра объекта ИЖС соответствие внешнего облика объекта ИЖС описанию внешнего вида такого объекта, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве; проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта ИЖС виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве; проверяет допустимость размещения объекта ИЖС в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства; направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
В соответствии с частью 20 статьи 55 ГрК РФ уведомление о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:
1) параметры построенного объекта ИЖС не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта ИЖС не соответствует описанию внешнего облика такого объекта, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве;
3) вид разрешенного использования построенного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта ИЖС, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта ИЖС не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства.
Из оспариваемого уведомления о несоответствии возведенного истцом жилого дома следует, что администрация сослалась на несоответствие параметров жилого дома, указанным в п. 1 ч. 19 ст. 55 ГрК РФ, наличием задолженности по арендной плате, и его расположении во второй зоне округа санитарной охраны курорта.
Вместе с тем с обоснованностью такого уведомления суд согласиться не может.
Действительно, истцу разрешено было в 2016 году возвести жилой дом, общей площадью 269,50 кв.м, площадью застройки 171.8 кв.м, ею в 2018 году возведено строение, площадью 346,5 кв.м, площадью застройки 186,8 кв.м.
Как следует из заключения кадастрового инженера ФИО6., разрешение на строительство выдавалось до вступления в силу новых правил определения площади здания, введенных Приказом Министерства экономического развития РФ от 01 марта 2016 года за № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, строения или объекта незавершённого строительства на земельном участке, а так же требований к определению площади здания, сооружения и помещения». До введения новых правил определения площади, не учитывалась площадь веранд в обще й площади здания.
Вместе с тем, выданное истцу в 2016 году разрешение на строительство не являлось Правилами землепользования и застройки, либо какой иной документацией по планировке территории, следовательно, п.1 ч. 19 ст. 55 ГрК РФ не отсылает орган местного самоуправления проверять соотношение площади возведенного объекта к площади, указанной в разрешении на строительстве.
При этом доказательств того, что возведенный истцом жилой дом не соответствует указанным в уведомлении об окончании строительства параметрам построенного объекта ИЖС предельным параметрам разрешенного строительства объекта, установленным правилами землепользования и застройки муниципального образования либо документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральным законам, представитель ответчика не представил, и на это в судебном заседании, указать не смог.
Как не представил и доказательств наличия у истца задолженности по арендной плате, поскольку из акта сверки следует, что арендные платежи за 2019 год уплачены 30.08.2019 в полном объеме.
Из справки ООО «Зелводсервис» от 19.09.2019 следует, что технические условия на присоединение к сетям водоснабжения и канализации индивидуального жилого дома в <адрес> выданные 27 июля 2016 года выполнены истцом в полном объеме.
Таким образом, выданное истцу уведомление о несоответствии возведенного ею индивидуального жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности на требованиях этого законодательства не основано.
Исходя из положений ст. 227 КАС Российской Федерации, смыслом судебной процедуры является как оценка соответствия закону действий, решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, так и возложение обязанности по совершению конкретных действий, влекущих восстановление нарушенных прав административного истца.
С учетом приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым в качестве способа защиты нарушенного права Лариной М.Г. возложить на административного ответчика обязанность выдать ей уведомление о соответствии возведенного объекта на земельном участке с КН № в <адрес> требованиям градостроительного законодательства в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, о чем сообщить истцу и суду.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным уведомление администрации МО «Зеленоградский городской округ» о несоответствии объекта ИЖС установленным параметрам, выданное Лариной Марине Геннадьевне 17 сентября 2019 года за RU №МС и обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» выдать Лариной Марине Геннадьевне уведомление о соответствии построенного индивидуального жилого дома в <адрес> на земельном участке с КН № требованиям законодательства о градостроительной деятельности в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 02.12.2019.
Судья Сайбель В.В.