Решение по делу № 2-3501/2024 от 05.07.2024

Дело № 2-3501/2024

УИД № 44RS0001-01-2024-006536-30

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2024 года                         г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Комисаровой Е.А.

при секретаре Приказчиковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Костромы в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании организовать обеспечение медицинскими изделиями,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Костромы обратился в суд с иском в интересах ФИО1, требования обоснованы тем, что на основании обращения ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, установлено, что ФИО1, <дата> г.р. имеет заболевание «сахарный диабет 1 типа», состоит на амбулаторном учете в поликлинике взрослых № 3 ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1». Согласно назначениям врача ФИО1 рекомендовано: инсулинотерапия Аспарт 60 ед/сут, использование инсулиновой помпы Medtronik 720G и расходных материалов: инфузионная система MiniMed Sure-T ММТ 86, 6 мм/60 см № 10 шт/ мес, картридж ММТ 332А 3 мл - 10 шт/мес, а также самоконтроль гликемии с помощью индивидуального глюкометра не менее 4 раз в сутки, применение непрерывного мониторинга гликемии. Согласно информации ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» ФИО1 с марта 2024 года не обеспечивается необходимыми медицинскими изделиями, а именно расходными материалами к инсулиновой помпе: инфузионная система MiniMed Sure-T ММТ 86, 6 мм/60 см № 10 шт/мес, картридж ММТ 332А 3 мл - 10 шт/мес. Стандартом медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2023 № 577н, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание «диабет», при оказании амбулаторно-клинической помощи. Постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2022 № 680-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. В соответствии с п. 9 программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Исходя из указанного, расходные материалы к инсулиновой помпе являются медицинскими изделиями, применяемыми для введения инсулина в соответствии с приказом Минздрава России от 26.10.2023 № 577н «Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)». Ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению расходными материалами к инсулиновой помпе не отвечает требованиям закона. В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, который осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций. ФИО1, как лицо страдающее заболеванием сахарный диабет, подлежит обеспечению средствами инсулинотерапии -расходными материалами к инсулиновой помпе бесплатно. Неполучение соответствующих медицинских изделий ФИО1 свидетельствует о ненадлежащей организации обеспечения медицинскими изделиями со стороны Департамента здравоохранения Костромской области.

Истец просит обязать департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение ФИО1, <дата> года рождения, СНИЛС 184-749-322 12, медицинскими изделиями: расходными материалами к инсулиновой помпе: инфузионная система MiniMed Sure-T ММТ 86, 6 мм/60 см, картридж ММТ 332А 3 мл. в необходимом объеме, по медицинским показаниям.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Костромская областная аптечная база, ФИО2.

В судебном заседании прокурор требования поддержал.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель Департамента здравоохранения Костромской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Третье лицо представитель Костромской областной аптечной базы, третье лицо ФИО2, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской, Федерации").

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 29.12.2022 №2497 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В разделе II названной программы "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.

При болезнях эндокринной системы, к которым относится сахарный диабет, гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы государственных гарантий (раздел III Программы государственных гарантий "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно").

Терапевтическое лечение сахарного диабета включает в себя заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии в виде установки инсулиновой помпы. Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 59 раздела I Перечня видов высокотехнологической медицинской помощи, содержащего в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологической медицинской помощи; приложение N 1 к Программе государственных гарантий).

Стандартом медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2023 № 577н, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание «диабет», при оказании амбулаторно-клинической помощи.

Постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2022 № 680-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

В соответствии с п. 9 программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Исходя из указанного, расходные материалы к инсулиновой помпе являются медицинскими изделиями, применяемыми для введения инсулина в соответствии с приказом Минздрава России от 26.10.2023 № 577н «Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)».

Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим, социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В силу пунктов 1, 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится: организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Как следует из материалов дела ФИО1, <дата> г.р. имеет заболевание «сахарный диабет 1 типа», состоит на амбулаторном учете в поликлинике взрослых № 3 ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1».

Согласно назначениям врача ФИО1 рекомендовано: инсулинотерапия Аспарт 60 ед/сут, использование инсулиновой помпы Medtronik 720G и расходных материалов: инфузионная система MiniMed Sure-T ММТ 86, 6 мм/60 см № 10 шт/ мес, картридж ММТ 332А 3 мл - 10 шт/мес, а также самоконтроль гликемии с помощью индивидуального глюкометра не менее 4 раз в сутки, применение непрерывного мониторинга гликемии.

Согласно информации ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» ФИО1 с марта 2024 года не обеспечивается необходимыми медицинскими изделиями, а именно расходными материалами к инсулиновой помпе: инфузионная система MiniMed Sure-T ММТ 86, 6 мм/60 см № 10 шт/мес, картридж ММТ 332А 3 мл - 10 шт/мес.

Проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что ФИО1, как лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу приведенного нормативно-правового регулирования, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания, назначенные лечащим врачом.

Поскольку установленная ФИО1 инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе: инфузионная система MiniMed Sure-T ММТ 86, 6 мм/60 см, картридж ММТ 332А 3 мл, ФИО1 вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно изделий медицинского назначения согласно медицинским показаниям.

В рассматриваемом случае обеспечение ФИО1 медицинскими изделиями осуществляется за счет средств регионального бюджета Департаментом здравоохранения Костромской области.

В нарушение приведенных положений законодательства обеспечение ФИО1 носит нерегулярный характер, истец ненадлежаще и не в полном объеме обеспечивается необходимыми расходными материалами.

Непринятии ответчиком мер к надлежащему обеспечению ФИО1 медицинскими изделиями (инфузионными наборами) в рекомендованном лечащим врачом виде и количестве, влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно.

Установление наличия факта нарушений со стороны ответчика в части бесперебойного, систематического и в полном объеме обеспечения ФИО1 расходными материалами является основанием для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Костромы удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение ФИО1, <дата> года рождения, СНИЛС 184-749-322 12, медицинскими изделиями: расходными материалами к инсулиновой помпе: инфузионная система MiniMed Sure-T ММТ 86, 6 мм/60 см, картридж ММТ 332А 3 мл. в необходимом объеме, по медицинским показаниям.

Разъяснить ответчикам, что они вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения подать в Свердловский районный суд г. Костромы заявление об отмене решения, в котором должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых они не имели возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 октября 2024 года

2-3501/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Постников Александр Алексеевич
Прокурор г.Костромы
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
Постникова Ольга Игнатьевна
Аптечная база КО
ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа № 1"
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Комиссарова Елена Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
05.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2024Передача материалов судье
08.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.08.2024Предварительное судебное заседание
06.08.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.09.2024Предварительное судебное заседание
25.09.2024Судебное заседание
08.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
05.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.11.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.11.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
06.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее