Дело №а-2081/18 16 марта 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконным отказа, обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
Уточнив административные исковые требования в порядке ст.46 КАС РФ, ФИО2 обратилась в суд с административным иском к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в обоснование требований указав, что является членом СНТ «Кошкино-2» и пользуется земельным участком с кадастровым номером ФИО5, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения огородничества, расположенным по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, СНТ "Кошкино-2", участок №.
Как член СНТ «Кошкино-2», ФИО2 имеет право выкупить используемый земельный участок на основании подп.3 п.2 ст.39.3 ЗК РФ, в связи с чем она в установленном законом порядке обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении ей указанного земельного участка в собственность за плату.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.0.16 административный ответчик сообщил об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по причине отсутствия утвержденного в установленном порядке проекта организации и застройки территории СНТ «Кошкино-2».
По мнению административного истца, отказ административного ответчика в выкупе земельного участка не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы на приватизацию земельного участка в связи со следующим.
Заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка не было возвращено административным ответчиком в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ.
При этом, основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные в ст.39.16 ЗК РФ, административный ответчик не указал.
Вместе с тем, довод административного ответчика об отсутствии утвержденного проекта организации и застройки территории СНТ «Кошкино-2» не является бесспорным и вызывает сомнения, поскольку данное обстоятельство не препятствовало ранее предоставлению земельных участков, расположенных на территории СНТ «Кошкино-2», в собственность граждан.
В связи с чем административный истец просит суд:
- признать незаконным отказ администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в предоставлении ФИО2 в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения огородничества, площадью 759+/-10 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, СНТ «Кошкино-2», участок №;
- в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, обязать администрацию <данные изъяты> <данные изъяты>, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для ведения огородничества, площадью 759+/-10 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, СНТ «Кошкино-2», участок №, а также направить проект указанного договора для подписания ФИО2.
В настоящее судебное заседание административный истец не явилась, направила в суд своего представителя, который уточненные административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения административных исковых требований по мотивам, изложенным в письменных возражениях на иск, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица СНТ «Кошкино-2» в судебном заседании поддержала административные исковые требования, просила суд их удовлетворить, по мотивам, изложенным в административном иске.
Представитель заинтересованного лица – администрации МО «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, представил письменный мотивированный отзыв, в котором возражал против удовлетворения административных исковых требований ФИО2
При таких обстоятельствах, суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ.
Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Материалами настоящего административного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 через АМУ ЦМУ ВМР обратилась с заявлением к главе администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о предоставлении земельного участка площадью 759 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, в районе <адрес>, СНТ «Кошкино-2», участок № в собственность за плату, по цене равной кадастровой стоимости.
Решением земельной комиссии администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявления ФИО2 отказано, в связи с отсутствием проекта организации и застройки территории СНТ «Кошкино-2», утвержденного в установленном законом порядке. Основание указано: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное решение административный истец просит признать незаконным, по мотивам, изложенным в административном иске.
В силу положений ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление с требованиями об оспаривании решений, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ).
Из материалов административного дела следует, что об оспариваемом решении земельной комиссии, административный истец узнала из письма администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и в установленный законом трехмесячный срок обратилась в суд с настоящим административным иском (ДД.ММ.ГГГГ).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом срок для обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен.
Из оспариваемого решения земельной комиссии следует, что основанием к отказу в предоставлении в собственность за плату по кадастровой стоимости земельного участка указано: отсутствие проекта организации и застройки территории СНТ «Кошкино-2», утвержденного в установленном законом порядке; Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Возникшие между ФИО2 и администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> правоотношения регулируются Земельным Кодексом Российской Федерации.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания дляотказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а именно.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; 2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса; 3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования; 4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства; 5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства; 6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; 7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования; 8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка; 9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов; 10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов; 11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса; 12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса; 13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; 14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; 15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса; 16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом; 17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; 18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения; 19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; 20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; 21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель; 22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо; 23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Ни одно из оснований, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ в оспариваемом решении земельной комиссии не указано, в свою очередь в диспозиции ст.39.16 ЗК РФ не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении земельного участка как отсутствие проекта организации и застройки территории СНТ.
Как разъяснено в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Таким образом, в оспариваемом решении земельной комиссии административный ответчик не сослался на норму Земельного Кодекса Российской Федерации, а исходя из изложенных судом выше оснований, суд не вправе самостоятельно применять норму права, послужившую основанием для принятия ДД.ММ.ГГГГ решения земельной комиссии в отношении испрашиваемого ФИО2 земельного участка.
При таком положении дела административные исковые требования в части признания незаконным решения земельной комиссии администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в отношении земельного участка испрашиваемого административным истцом, подлежат удовлетворению по вышеизложенным судом основаниям.
В соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В соответствии с положениями ст.178 КАС РФ, суд полагает нужным обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда повторно рассмотреть на земельной комиссии заявление ФИО2 (регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ), в отношении земельного участка 15, расположенного по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, в районе <адрес>, СНТ «Кошкино-2», кадастровый №.
Таким образом, административные исковые требования ФИО2 подлежат частичному удовлетворению по вышеизложенным судом основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-227, 150 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконным отказа, обязании произвести действия - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение земельной комиссии администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, оформленное протоколом 34/66 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка 15, расположенного по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, в районе <адрес>, СНТ «Кошкино-2», кадастровый №.
Обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда повторно рассмотреть на земельной комиссии заявление ФИО2 (регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ), в отношении земельного участка 15, расположенного по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, в районе <адрес>, СНТ «Кошкино-2», кадастровый №.
В удовлетворении административных исковых требованийФИО2 в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья: