Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
дело № 3а-29/2017
16 марта 2017 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Грузовое автотранспортное предприятие №2» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
30 декабря 2016 года АО «Грузовое автотранспортное предприятие №2» обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ), Правительству Республики Бурятия в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., по состоянию на 10.05.2012г. равной его рыночной стоимости в размере <...> руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником данного земельного участка, его кадастровая стоимость установлена Постановлением Правительства РБ №618 от 28.11.2011г. и составляет <...> руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной в соответствии с отчетом об оценке №<...>, составленным <...> подтвержденной положительным экспертным заключением.
В судебном заседании генеральный директор АО «Грузовое автотранспортное предприятие № 2» Доржиев Е.Н. поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Улан-Удэ Булытова И.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, указав, что оценщиком некорректно подобраны объекты-аналоги.
Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по РБ, Правительства РБ, заинтересованных лиц - Министерства имущественных и земельных отношений РБ, ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ не явились в судебное заседание, о времени и месте которого были извещены надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по РБ Лубсанова О.Д., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований.
Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных и земельных отношений РБ, Николаева Н.Б., действующая на основании доверенности, участвуя ранее в судебном заседании, возражала против удовлетворения требований в связи с наличием замечаний отчету оценки в связи с отсутствием корректировок по инфраструктуре и по объектам-аналогам.
Судом на основании п.4 ст.247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении дела установлено, что АО «Грузовое автотранспортное предприятие №2» являлось собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...>., занимаемого <...>, расположенного по адресу: <...>.
Данный участок был поставлен на кадастровый учет 10.05.2012г. в связи с образованием в результата раздела земельного участка, потому его кадастровая стоимость была определена органом кадастрового учета по состоянию на указанную дату на основании удельных показателей, установленных Постановлением Правительства Республики Бурятия № 618 от 28 ноября 2011г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия», что подтверждается представленной истцом кадастровой справкой, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Бурятия, из которой следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в соответствии с указанным нормативно-правовым актом в размере <...> руб. по состоянию на 10 мая 2012г. На момент рассмотрения дела участок имеет статус кадастровых сведений архивный, поскольку в результате раздела из данного земельного участка образованы два земельных участка: <...> и <...>.
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав АО «Грузовое автотранспортное предприятие №2» ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, потому должна быть установлена в соответствии с п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.
При этом досудебная процедура урегулирования спора была соблюдена: суду представлены сведения о том, что истец 26.12.2016г. обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по РБ, однако его заявление по существу рассмотрено не было, о чем был дан ответ 27.12.2016г.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как разъяснено в п.14 указанного постановления, в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.6 ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, поскольку на 1 января 2016г. АО «Грузовое автотранспортное предприятие №2» являлось собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, установленная судом кадастровая стоимость (архивная) имеет правовое значение для целей налогообложения за 2016г.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.п.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон №221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно ст.24.15 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (ч.2).
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (ч.3).
Таким образом, в указанных случаях определение кадастровой стоимости производится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель (п.2.1.), на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости (п.2.6.).
Как видно из материалов дела, земельный участок был образован в результате раздела, потому в соответствии со ст. 24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности» датой определения кадастровой стоимости является дата внесения сведений о вновь образованных земельных участках в государственный кадастр недвижимости – 10.05.2012г.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Как следует из представленного административным истцом отчета об оценке №<...>, проведенной <...>», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 10 мая 2012г. составляет <...> руб.
Оценивая отчет об оценке по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством.
Оценщик К. соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, является членом <...>, ее ответственность застрахована в <...>
При проведении оценки оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, содержит обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы оценщика являются исчерпывающими.
В ходе рассмотрения дела оценщик Краснопеева Т.Ю., допрошенная в качестве свидетеля, и в дополнительно представленных в суд пояснениях к отчету пояснила, что при составлении отчета, было проведено маркетинговое исследование по отбору объектов-аналогов по объявлениям, размещенным в доступных еженедельных периодических изданиях СМИ, за период 2011-2012 гг. В качестве объектов-аналогов были выбраны 3 участка, наиболее сопоставимые с объектом оценки, расположенные <...>. Применялись корректировки на торг, на дату предложения, на площадь и на местоположение. При оценке земельного участка была учтена возможность (невозможность) подключения к центральным коммуникациям. Наличие коммуникаций в пределах участка и их характеристики не учитывались в целях избежания двойного налогообложения, поскольку в соответствии с п.20 ФСО №7 застроенный земельный участок должен оцениваться как незастроенный, коммуникации являются объектами отдельного учета и самостоятельными объектами налогообложения по налогу на имущество.
Каких-либо доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка в соответствии со ст.62 КАС РФ лицами, участвующими в деле, не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы с целью установления иной стоимости земельного участка ответчиками, заинтересованными лицами заявлены в ходе рассмотрения дела не были.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанная в отчете оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.
Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, суд исходит из стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, указанной в отчете об оценке, которая составляет по состоянию на 10 мая 2012 года <...> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования АО «Грузовое автотранспортное предприятие №2» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 10 мая 2012г., равной <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательном виде решение изготовлено 23 марта 2017 г.
Судья: Т.Б. Казанцева