Судья: Ретина М.Н. адм. дело № 33а-2358/2022
в„–2Р°-4719/2021
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
05 апреля 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Роменской В.Н., Лёшиной Т.Е.,
при помощнике судьи Дождевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 07 декабря 2021 г. по административному делу № 2а-4719/2021 по заявлению Чернощекова Д.А. к Министерству строительства Самарской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., пояснения представителя административного истца Чернощекова Д.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Административный истец Чернощеков Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Министерства строительства Самарской области.
Р’ обоснование заявленных требований указал, что 24.11.2005Рі. между РЅРёРј, Копаловым Рђ.Р’. Рё РћРћРћ «Кросс» был заключён РґРѕРіРѕРІРѕСЂ Рѕ переуступке права РЅР° долевое участие РІ строительстве жилого РґРѕРјР° РїРѕ адресу: <адрес> (строительный адрес), РІ отношении двухкомнатной квартиры в„– <данные изъяты> площадью <данные изъяты> Рј2 (СЃ учетом площади лоджий Рё балконов СЃ коэффициентом 1) РЅР° <данные изъяты> этаже. Стоимость квартиры составила <данные изъяты> рублей. 28.05.2021Рі. РѕРЅ обратилась РІ Министерство строительства Самарской области СЃ заявлением Рѕ включении РІ реестр пострадавших участников долевого строительства. Однако уведомлением в„–в„– РѕС‚ 05.10.2021Рі. ему было отказано РІРѕ включении РІ реестр, С‚.Рє. ему ранее была оказана мера государственной поддержки путём предоставления жилого помещения. Однако, квартира была предоставлена РЅРµ административному истцу, Р° его СЃСѓРїСЂСѓРіРµ Акмаевой Р“.Р. Рё её дочери Р¤РРћ13.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области от 05.10.2021 г. об отказе во включении Чернощекова Д.А. в реестр пострадавших участников долевого строительства от 05.10.2021 № №; обязать Министерство строительства Самарской области включить Чернощекова Д.А. в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 07 декабря 2021 г. постановлено: «Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Чернощекова Д.А. в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от 05.10.2021 г. № №.
Обязать Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Чернощекова Д.А., заново рассмотрев и приняв решение по его заявлению от 28.05.2021 о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 № 927» (л.д. 119-127).
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований (л.д. 129-130).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Чернощекова Д.А. просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное. Доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными.
Рные лица, участвующие РІ деле, РІ СЃСѓРґ апелляционной инстанции РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу РІ РёС… отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган).
Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.
Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 3 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.
На территории Самарской области уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков является Министерство строительства Самарской области (статья 2 Закона Самарской области от 16.03.2007 N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области").
Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 № 927 утверждён Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 25.12.2003 между ООО «Кросс» (Общество) и Копаловым А.В. заключен договор № № о долевом участии в строительстве жилого дома, предметом договора являлась передача прав по долевому участию в строительстве жиль в жилом доме по строительному адресу: <адрес> (строительный) и оформлению в собственность по окончанию строительства и ввода в эксплуатацию 2-х комнатной квартиры № № на <данные изъяты> этаже общей площадью <данные изъяты> кв.м., стоимость долевого участия на момент заключения договора составляет <данные изъяты> рубль. Оплата произведена в полном объеме, что подтверждается квитанциями (л.д. 12-13).
Указанное также подтверждается справкой ООО «Кросс» от 24.11.2005 (л.д. 95).
24.11.2005 Рі. между РћРћРћ «Кросс», Копаловым Рђ.Р’ Рё Чернощековым Р”.Рђ., Чернощековой Р“.Р. был подписан РґРѕРіРѕРІРѕСЂ Рѕ переуступке права РЅР° долевое участие РІ строительстве жилого РґРѕРјР° РїРѕ адресу: <адрес> (строительный адрес), РІ отношении двухкомнатной квартиры в„– в„– площадью <данные изъяты> Рј2 (СЃ учетом площади лоджий Рё балконов СЃ коэффициентом 1) РЅР° <данные изъяты> этаже (Р».Рґ. 14-15).
Стоимость долевого строительства составляла 1 <данные изъяты> рублей, которая была административным истцом полностью оплачена, что подтверждается распиской от 24.11.2005 г. (л.д. 20).
Определением Арбитражного СЃСѓРґР° Самарской области РїРѕ делу в„–в„– РѕС‚ 07.12.2011 Рі. требования Чернощекова Р”.Рђ., Чернощековой Р“.Р. Рѕ передаче квартиры в„– в„– РїРѕ адресу строительства: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> РєРІ.Рј. включены РІ реестр требований кредиторов (Р».Рґ. 21-23).
Постановлением старшего следователя РЎР§ РїРѕ Р РћРџР” РЎРЈ управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Самаре СЃС‚. лейтенанта юстиции Р¤РРћ18 РѕС‚ 28.09.2012 административный истец признан потерпевшим РїРѕ уголовному делу (Р».Рґ. 24).
РР· материалов дела следует, что заявитель обратился РІ Министерство строительства Самарской области СЃ заявлением включении РІ реестр пострадавших участников долевого строительства.
Решением Министерства строительства Самарской области от 05.10.2021 г. № №, истцу отказано по включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, в связи с представлением супруге Чернощекова Д.А. как пострадавшему участнику долевого строительства мер государственной поддержки (л.д. 11).
Установлено, что 14.03.2007 между РћРћРћ «КРОСС» СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны Рё Чернощековой Р“.Р., Р¤РРћ19 СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– в„– Рѕ долевом участии РІ строительстве жилого РґРѕРјР° (Р».Рґ. 16-17).
22.05.2008 между РћРћРћ «КРОСС» СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны Рё Чернощековой Р“.Р., Р¤РРћ20 СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны заключено дополнительное соглашение в„– в„–, которым внесены изменения РІ Рї. 1.1. Рё Рї. 2.2. Договора в„– в„– РѕС‚ 14.03.2007 (Р».Рґ. 17).
13.05.2016 между Самарским областным Фондом жилья Рё ипотеки Рё Чернощековой Р“.Р., Р¤РРћ21 заключено соглашение, согласно которому участник долевого строительства передает Фонду право требования путем заключения РІ будущем Договора уступки права требования РїРѕ цене <данные изъяты> рублей, Р° Фонд, являясь застройщиком жилого РґРѕРјР° в„– <адрес> СЃ застройкой пятиэтажными жилыми зданиями жилого района <адрес> РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„– площадью <данные изъяты> РєРІ.Рј. РїРѕ адресу: <адрес> передает Участнику долевого строительства право требования РЅР° получение РїРѕ окончании строительства Рё РІРІРѕРґР° РґРѕРјР° РІ эксплуатацию квартиры, условный (РЅР° время строительства) номер квартиры в„– (Р».Рґ. 19).
13.05.2016 между Самарским областным Фондом жилья Рё ипотеки Рё Чернощековой Р“.Р., Р¤РРћ22 заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ уступки права требования (Р».Рґ. 18).
13.05.2016 между Самарским областным Фондом жилья Рё ипотеки Рё Чернощековой Р“.Р., Р¤РРћ23 заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– участия РІ долевом строительстве, согласно которому застройщик обязуется РІ предусмотренный настоящим РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј СЃСЂРѕРє СЃРІРѕРёРјРё силами Рё/или СЃ привлечением третьих лиц организовать строительство, построить Рё ввести РІ эксплуатацию жилой РґРѕРј <адрес> СЃ застройкой пятиэтажными жилыми зданиями жилого района <адрес> РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„– площадью <данные изъяты> РєРІ.Рј. РїРѕ адресу: <адрес> (Р».Рґ. 48-51).
11.05.2017 Самарским областным Фондом жилья Рё ипотеки Рё Чернощековой Р“.Р., Р¤РРћ24 подписан акт приема-передачи объекта долевого строительства (Р».Рґ. 47).
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, изучив материалы дела, учитывая вышеуказанные положения закона, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Министерства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на неправильное толкование норм материального права и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции по обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные РІ апелляционной жалобе, сводятся Рє тому, что между административным истцом Рё Чернощековой (Акмаевой) Р“.Р. заключен брак. РЎСѓРїСЂСѓРіРµ административного истца РІ период брака РїРѕ РёРЅРѕРјСѓ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ долевого участия была оказана мера государственной поддержки, Рё новым застройщиком СОФЖРбыло предоставлено жилое помещение. РџСЂРё режиме совместной собственности, семья Чернощекова Р”.Рђ. Рё его СЃСѓРїСЂСѓРіРё ранее СѓР¶Рµ получила меры государственной поддержки. Указанные РґРѕРІРѕРґС‹ подлежат отклонению, поскольку основаны РЅР° неверном толковании РЅРѕСЂРј права.
Так, Законом Самарской области от 08 июля 2019 года №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
В силу части 1 статьи 5 указанного Закона пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
Согласно п. 2.5 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства основаниями для принятия решения об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в Реестр являются:
а) несоответствие пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков;
б) недостоверность представленных пострадавшим участником долевого строительства сведений и документов;
в) несоответствие поданного заявления утвержденной настоящим Порядком форме;
г) непредставление документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка;
д) получение пострадавшим участником долевого строительства ранее как участником долевого строительства мер государственной поддержки;
е) в отношении проблемного объекта не принималось решение о нецелесообразности и (или) невозможности его достройки или многоквартирный дом и (или) жилой дом блокированной застройки, состоящий из трех и более блоков, для строительства которого привлекались денежные средства пострадавшего участника долевого строительства, не был исключен и (или) не включался в перечень проблемных объектов, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 329.
Согласно п. 2 ст. 6 Закона Самарской области от 08.07.2019 N 84-ГД меры поддержки пострадавшим участникам долевого строительства предоставляются однократно. Если у пострадавшего участника долевого строительства заключены два и более договора участия в долевом строительстве с застройщиком (застройщиками) проблемного объекта в одном или нескольких проблемных объектах на территории Самарской области, меры поддержки предоставляются в отношении одного жилого помещения в одном из проблемных объектов по выбору пострадавшего участника долевого строительства.
Между тем, как установлено ранее, стороной договора, по которому ранее супруге и дочери Чернощекова Д.А. были оказаны меры государственной поддержки, административный истец стороной не выступал.
Предоставление мер государственной поддержки супругу пострадавшего участника долевого строительства к мерам государственной поддержки, указанным в п.1 ст.5 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области», не отнесён.
Является достоверно установленным и никем не оспоренным факт неисполнения застройщиком, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, своих обязательств перед истцом, и факт исполнения истцом своих обязательств по договору в полном объеме.
РСЃС…РѕРґСЏ материалов дела, права Чернощекова Р”.Рђ. как пострадавшего участника долевого строительства РґРѕ настоящего времени РЅРµ восстановлены.
В сложившейся ситуации Чернощеков Д.А. по независящим от него обстоятельствам лишен возможности получить меры государственной поддержки в соответствии с Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· установленных обстоятельств, Чернощеков Р”.Рђ. относится Рє числу пострадавших граждан РїРѕ смыслу положений Закона N 214-ФЗ Рё имеет право РЅР° получение мер государственной поддержки.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, обязал Министерство строительства Самарской области вновь рассмотреть заявление Чернощекова Д.А. о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, не вмешиваясь в компетенцию административного органа и не предрешая существо решения, которое должно быть им принято.
Само по себе несогласие ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 07 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
РЎСѓРґСЊРё: